В данной работе рассматривается практическое применение метода тематического исследования как инновационный подход обучения географии (в примере прикладной географии) в академических лицеях.
В работе рассматривается вопросы теоретических аспектов управление инновационными процессами в образовании, теоретические и практические значение инновации в образовании, а также инновационный педагогический подход внедрения как кейс-стади, в обучении экологических проблем.
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УЗБЕКИСТАНА
ИМЕНИ МИРЗО УЛУГБЕКА
ФАКУЛЬТЕТ ГЕОГРАФИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
ПРЕДМЕТ: «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ»
ТЕМА: «УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ
ПРЕДМЕТА “ГЕОГРАФИЯ”
Выполнила: Курбанова Райхон Тургуновна
Приняла: к.п.н., доцент Никадамбаева Хилола Батировна
ГЛАВА
I.
1.1.
1.2.
1.3.
ГЛАВА
II.
2.1
2.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ОБРАЗОВАНИИ
АСПЕКТЫ
Теоретическое и практическое значение инновации в образовании
Структура инновационной деятельности преподавателя
Условия формирования инновационной деятельности преподавателя
ИННОВАЦИОННЫЙ
ПРЕПОДАВА
ГЕОГРАФИИ (В ПРИМЕРЕ ПРИКЛАДНАЯ ГЕОГРАФИЯ).
ПОДХОД
В
НИИ
Инновационные педагогические технологии в преподавании
географии
Метод кейсстади как инновационный подход
«Экологические проблемы»
в обучении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР
ВВЕДЕНИЕ
Основание и актуальность
темы исследования
заключается, в необходимости
дальнейшего совершенствования
методологии и методики
преподавания географии.
Немаловажное значение в
осуществлении концепции
устойчивого развития государства
играет физическая география,
которая является
фундаментальной основой многих
наук, в частности, геоэкологии,
природопользования и охраны
окружающей среды.
• Объект исследования
выпускной
квалификационной
работы – преподавания
темы «Физико
географические процессы».
• Предметом исследования
является использования
современных
педагогических технологий
в преподавании темы
«Физикогеографические
процессы».
• Цель
задачи
Целью
работы
использование
и
исследования.
квалификационной
является
инновационных
педагогических технологий в
преподавании географии.
• В соответствии с этой целью в
работе ставятся следующие
основные задачи:
• определение
места
«Прикладной географии» в
системе наук;
• выявление
особенностей
инновационной технологии в
преподавании
прикладной
географии.
• разработка кейсстади по теме
«Экологические проблемы».
Теоретическое и практическое значение
квалификационной работы. Ценность
труда с точки зрения теории это вклад в
изучение тематического материала,
заключающийся в пополнении базы данных
о предмете и объекте исследования или
предложении инновационного подхода к
проблеме. Практическое значение
исследование опыта, это внедрения
инновационной педагогической технологии
в учебновоспитательный процесс по
географии позволит, мотивировать
учеников, а также повысить эффективность
учебного процесса образования.
Структура квалификационной работы.
Работа состоит из 47 страниц, а также
введение, две главы, пять параграфа,
заключение и список использованных
литератур.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ОБРАЗОВАНИИ
ГЛАВА I.
1.1.Теоретическое и практическое
значение инновации в образовании
«Инновация» (от англ. Innovation –
нововведение, новация, введение новизны).
А.И. Пригожин определяет «инновацию»,
как целенаправленное изменение, которое
вносит в определенную социальную единицу
– организацию, поселение, общество, группу
– новые, относительно стабильные
элементы. Это деятельность инноватора.
Исследователи (А.И. Пригожин, Б.В.
Сазонов, В.С. Толстой, А.Г. Кругликов, А.С.
Ахиезер, Н.П. Степанов и др.) выделяют два
подхода к изучению структуры
инновационных процессов: микроуровень
индивидуального новшества и макроуровень
– взаимодействие отдельных нововведений.
1.2. Структура инновационной деятельности
преподавателя
Инновационная деятельность преподавателя
рассматривается как созидательный процесс и
результат творческой деятельности.
В.А. Сластенин при построении инновационной
деятельности преподавателя опирается на
акмеологический подход.
Акмеология (akme) – в переводе с
древнегреческого – высшая точка, острие,
расцвет, зрелость, лучшая опора.
В исследованиях Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой,
А.А. Деркач и др. рассматриваются наиболее
творческие периоды в жизни человека, этапы
зрелости, сопровождающиеся повышением
эффективности профессиональной деятельности.
Ими рассматривается профессионализм зрелых
людей, закономерности психического развития
личности в период расцвета, многовершинность
процесса высокохождения к профессионализму.
1.3. Условия формирования инновационной деятельности преподавателя
осуществление
к
деятельность
преподавателя
инновационной
Инновационная
предполагает
осуществление в динамике столкновения и взаимообогащения
различных позиций.
деятельности
Эффективное
преподавателя связано с рядом условий. К этим условиям относится
готовность преподавателя к конструктивному общению, непредвзятое
отношение
признание
рационального момента в иной позиции. В результате преподаватель
приобретает широкий спектр мотивов, стимулируется процесс его
познания и научной деятельности.
В деятельности преподавателя особое значение приобретают такие
мотивы, как самоактуализация, сотворчество, самопознание и
преобразование. Это дает возможность формировать креативность
личности преподавателя.
контраргументации,
установка
на
ГЛАВА II.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ
(В ПРИМЕРЕ ПРИКЛАДНАЯ ГЕОГРАФИЯ)
2.1. Инновационные педагогические
технологии в преподавании географии
Результаты творческих поисков учителей
географии и учеников помогают накопить
богатый опыт по инновации. Инновация по
географии тесно взаимосвязана и с другими
Развитие познавательного интереса к географии на
основе инновационной технологии обеспечивается:
•
привлечением средств занимательности и
интереса;
• организации различных интересных
географических мероприятий:
• ознакомление с основными и важнейшими
достижениями науки;
• рассказами о великих путешественников и
открывателей;
• экскурсиями, в природу и на производство.
• Как показали исследования педагогов, интерес
к географии, к учебе развивает у школьников
самостоятельного изучения предмета, а также:
• познавательные интересы, которые
характеризуются стремлением
• учащихся к глубокому познанию нового в
данном предмете;
• узнать больше интересного и развлекательного;
• творческой деятельности открытиям и новизне;
• желания не оставаться на поверхности явлений.
учебными предметами. Но изучение учащимися
географии во время инновационного процесса и
требований учебной программы даёт
самостоятельного творческого подхода к
изучению новых направлений данного
предмета. Поэтому инновация строится и
проводится по сравнению с уроками на ином
географическом материале, иных
организационных формах и в большей степени
основывается на самостоятельности
заинтересованности учащихся и развития
обучающегося.
Это требование отвечает основной идее
инновационной технологии.
Реализация углубленного подхода к изучению
науки через разнообразные формы
инновационной технологии позволит:
• развить творческие способности учащихся с учетом
их индивидуальных особенностей;
• выработать устойчивый интерес к пополнению
знаниями;
• стремление больше и лучше работать;
• научить учащихся самостоятельно отбирать нужные
информации;
• изучать и анализировать научные литературы по
географии;
• работать по информационным источникам.
2.2. Метод кейсстади как инновационный подход в обучении «Экологические проблемы»
(англ. case
study
анализ случая)
КЕЙССТАДИ
разновидность монографического научного исследования,
объектом которого выступает один или несколько случаев.
Задачи исследования ориентированы на их детальное
описание, изучение и интерпретацию с целью понимания и
анализа исторических процессов, протекающих в обществе.
Данный метод был разработан в рамках Чикагской школы
социологии, создание которой было связано с научной
деятельностью Роберта Эзра Парка, начавшего в 1916 году
исследования города как социальной среды, где использовал
методы кейсстади, биографический метод («истории жизни»)
и непосредственные наблюдения.
Данный метод преподавания географии характеризуется
комплексностью, интегративностью и многоуровневостью.
Комплексность метода заключается в том, что кейс стади в
своей сути имеет прямое отношение к экономическим
предметам, риторике и этике делового общения, теории
речевой коммуникации, стилистике географии. При этом
наблюдается активизация межпредметных связей, что в
свою очередь делает образование студентов более емким.
Интегративность отражается в том, что данный метод имеет
своей целью развить у студентов как коммуникативные, так
Многоуровневость
и
характеризуется тем, что в рамках одного и того же кейса
можно применять различные подходы для формирования
межкультурной коммуникативной компетенции.
профессиональные
навыки.
«КАК УБЕРЕЧЬ ПРИРОДУ ОТ НАШЕГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К НЕЙ?»
КЕЙС
Узбекистан всегда славился своими природными богатствами и
разнообразием фауны и флоры. Не всякая страна может
похвастаться наличием энергетических и горючих ресурсов,
уникальных природных объектов с редкими животными, лечебными
растениями и климатом.
Узбекистан имеет мягкий климат, который
способствует
произрастанию практически всех видов овощей и фруктов. Но наше
потребительское и пренебрежительное отношение к природе
привело к возникновению экологических проблем.
Цель данного кейса – формирование мотивации к изучению
родного края и охране природы, применение на практике знаний по
экологии
анализа
навыков
практической ситуации и принятия обоснованных решений
окружающей
среды,
освоение
Заключение и рекомендации
Анализ материалов исследования позволяет сделать следующие выводы:
• Технология не существует в педагогическом процессе в отрыве от его общей
методологии, целей и содержания.
• Инновационная технология представляет собой совокупность психолого
педагогических установок, определяющих выбор форм, методов, способов,
приёмов, воспитательных средств.
• С помощью инновации достигается эффективный результат в развитии личностных
свойств в процессе усвоения знаний, умений, навыков.
• Особенностью инновационной технологии является требование высокой
активности педагога и обучающегося в её разработке и применении.
• Инновационной технологии, являясь составной частью процесса обучения, не
обеспечивают всем студентам одинаково высокий результат обученности и
воспитанности.
• Модульная система обучения позволяет индивидуализировать педагогический
процесс.
• Передача некоторых функций модулю, позволяет учителю более эффективно
реализовать индивидуальные контакты со студентами, что разрешает
оптимизировать педагогический процесс.