Презентация по химии для обучающихся 9 класса на тему "Минеральные удобрения"

  • Занимательные материалы
  • Карточки-задания
  • Презентации учебные
  • ppt
  • 01.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемая презентация предназначена для уроков химии для обучающихся 9 классов при рассмотрении темы "Минеральные удобрения" (в объеме двух часов). Может быть использована на уроках химии к любому УМК. В презентации предлагаются как разнообразные упражнения, задания, направленные на изучение темы, так и закрепляющие и контролирующие задания. Презентация интересна для восприятия и доступна для понимания девятиклассников.
Иконка файла материала Презентация к уроку Минеральные удобрения.ppt
МКОУ Митрофановская СОШ МКОУ Митрофановская СОШ  Кантемировского муниципального района  Кантемировского муниципального района  Воронежской области  Воронежской области Презентация урока по теме:  Презентация урока по теме:  «Минеральные удобрения» «Минеральные удобрения» 9 класс 9 класс (2 часа) (2 часа) Подготовила: Подготовила: учитель химии учитель химии Зябкина О.А. Зябкина О.А.
Тема урока: «Минеральные удобрения» Тема урока: «Минеральные удобрения»  Познакомиться с основными видами удобрений, их многообразием  Определить  состав  минеральных  удобрений,  способы  их  получения  и  Цели урока: Цели урока: распознавания  Рассмотреть физические и химические свойства удобрений  Выявить роль удобрений в жизни растений
Схема: «Химический состав растений» Схема: «Химический состав растений»
Из каких химических элементов состоят  Из каких химических элементов состоят  данные вещества?  данные вещества?  (НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ  ПРАВОГО И ЛЕВОГО СТОЛБИКОВ) (НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ  ПРАВОГО И ЛЕВОГО СТОЛБИКОВ)  Белки Белки  ЖирыЖиры  Нуклеиновые  Нуклеиновые  кислоты кислоты  Углеводы Углеводы  ВодаВода  Минеральные соли Минеральные соли  С О НС О Н  СС  ОО  НН N P N P  C O H N P S C O H N P S  P N K Ca Mg Fe Mn  P N K Ca Mg Fe Mn  Cu Zn Cu Zn  O H O H
ТАБЛИЦА: «ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ  ТАБЛИЦА: «ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ  РАСТЕНИЙ» РАСТЕНИЙ» ХИМИЧЕСКИЙ  ХИМИЧЕСКИЙ  СОСТАВ РАСТЕНИЙ СОСТАВ РАСТЕНИЙ ОРГАНИЧЕСКИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ   ВЕЩЕСТВА ВЕЩЕСТВА НЕОРГАНИЧЕСКИЕ  НЕОРГАНИЧЕСКИЕ  ВЕЩЕСТВА ВЕЩЕСТВА БЕЛКИ ЖИРЫЖИРЫ УГЛЕВОД УГЛЕВОД БЕЛКИ ЫЫ ВОДА ВОДА НУКЛЕИН НУКЛЕИН ОВЫЕ  ОВЫЕ  КИСЛОТЫ КИСЛОТЫ C O H N P S C O H  C O H N P S C O H  C O H  C O H  C O H N P O HO H C O H N P МИНЕРАЛ МИНЕРАЛ ЬНЫЕ  ЬНЫЕ  СОЛИ СОЛИ P N K Ca  P N K Ca  Mg Fe Mn  Mg Fe Mn  Cu Zn Cu Zn
Классифицируйте элементы, входящие в  Классифицируйте элементы, входящие в  состав растений, на две группы. состав растений, на две группы.  Составьте соответствующую схему  Составьте соответствующую схему Fe H S Mn N Cu O Zn C Mg K P Ca Cr
Проверьте себя: Проверьте себя: ХИМЭЛЕМЕНТЫ  ХИМЭЛЕМЕНТЫ  РАСТЕНИЙ РАСТЕНИЙ МАКРОЭЛЕМЕНТЫ МАКРОЭЛЕМЕНТЫ МИКРОЭЛЕМЕНТЫ МИКРОЭЛЕМЕНТЫ C O H N P S K Ca Mg Fe Mn Cu Zn Cr
Ответим на вопросы: Ответим на вопросы: Откуда растения получают необходимые им элементы? Откуда в растение поступает углерод? Откуда растение может брать кислород и водород? Что является источником азота для растений?
Ионный состав почвенных растворов Ионный состав почвенных растворов П.С.Коссович П.С.Коссович Запишите формулы ионов Запишите формулы ионов • «… в воздухе много  свободного азота, но растения  не способны его усваивать.  Только бобовые растения,  имеющие азотофиксирующие  клубеньки, способны  усваивать азот воздуха. Все  другие берут его из почвы.  Пригодные для питания  вещества в почве содержатся  в виде растворов.»  НИТРАТ – ИОНЫ  ИОНЫ АММОНИЯ  ФОСФАТ – ИОНЫ  ГИДРОФОСФАТ – ИОНЫ  ДИГИДРОФОСДАТ – ИОНЫ  СУЛЬФИД – ИОНЫ  КАТИОНЫ КАЛИЯ,  КАЛЬЦИЯ, МАГНИЯ …
Поясните сущность высказывания: Поясните сущность высказывания: Какие вещества можно назвать  Какие вещества можно назвать  удобрениями? удобрениями? Ю. Либих Ю. Либих     (немецкий химик 19 века)      (немецкий химик 19 века)   «Продавая урожай со своего  поля, крестьянин продает  само поле…»
План урока План урока  КЛАССИФИКАЦИЯ УДОБРЕНИЙ  НАЗВАНИЯ, СОСТАВ УДОБРЕНИЙ  ПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ УДОБРЕНИЙ  НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ И  ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА УДОБРЕНИЙ  ОТДЕЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ, ИХ РАСПОЗНАВАНИЕ
Классификация удобрений Классификация удобрений По питательному элементу По питательному элементу По числу питательных элементов По числу питательных элементов Фосфорные Калийные Азотные Простые Простые Комплексные Комплексные  Сложные Сложные  Смешанные Смешанные
ИЗУЧИТЕ ТАБЛИЦУ И ОТВЕТЬТЕ НА  ИЗУЧИТЕ ТАБЛИЦУ И ОТВЕТЬТЕ НА  ВОПРОСЫ: ВОПРОСЫ: 1. Назовите простые удобрения, укажите их химический состав. 2. Назовите комплексные удобрения. 3. Поясните свой выбор. Название азотного  Название азотного  Химический состав  Химический состав  удобрения удобрения удобрений удобрений Содержание  Содержание  питательного  питательного  элемента,% элемента,% ­Натриевая селитра ­Натриевая селитра ­Кальциевая селитра ­Кальциевая селитра ­Аммиачная селитра ­Аммиачная селитра ­Сульфат аммония ­Сульфат аммония ­Карбамид ­Карбамид ­Жидкий безводный  ­Жидкий безводный  аммиак аммиак ­Аммиачная вода ­Аммиачная вода NaNO3 NaNO3 Ca(NO3)2 Ca(NO3)2 NH4NO3 NH4NO3 (NH4)NO3 (NH4)NO3 CO(NH2)2 CO(NH2)2 NH3NH3 15 – 16 15 – 16 1313 34,734,7 20,5 – 21 20,5 – 21 4646 82,382,3 NH3 + H2O NH3 + H2O 16 ­ 20 16 ­ 20
ИЗУЧИТЕ ТАБЛИЦУ И ОТВЕТЬТЕ НА  ИЗУЧИТЕ ТАБЛИЦУ И ОТВЕТЬТЕ НА  ВОПРОСЫ: ВОПРОСЫ: 1. Назовите простые удобрения, укажите их химический состав. 2. Назовите комплексные удобрения. 3. Поясните свой выбор. Название  Название  фосфорных и  фосфорных и  калийных удобрений калийных удобрений Химический состав  Химический состав  удобрений удобрений Содержание  Содержание  питательного  питательного  элемента,% элемента,% ­калийная соль  ­калийная соль  ­сульфат калия ­сульфат калия ­зола растений ­зола растений ­фосфоритная мука ­фосфоритная мука ­суперфосфат  ­суперфосфат  двойной двойной ­суперфосфат  ­суперфосфат  простой простой ­преципитат ­преципитат ККClCl KK22SOSO44 KK22COCO3 3  CaCa33(PO(PO44))22 Ca(HCa(H22POPO44))22 Ca(HCa(H22POPO44))22 + 2CaSO  + 2CaSO44 CaHPO44 . 2Н . 2Н22ОО CaHPO 63,63,22 49 ­ 52 49 ­ 52 49 ­ 52 49 ­ 52 22 – 30 22 – 30 25 ­ 35 25 ­ 35 25 ­ 35 25 ­ 35 25 – 35 25 – 35 25 ­ 35 25 ­ 35
ИЗУЧИТЕ ТАБЛИЦУ И ОТВЕТЬТЕ НА  ИЗУЧИТЕ ТАБЛИЦУ И ОТВЕТЬТЕ НА  ВОПРОСЫ: ВОПРОСЫ: 1. Почему данные удобрения относятся к комплексным. 2. Назовите комплексные удобрения, содержащие наибольшее число  питательных веществ. Название  Название  комплексных  комплексных  удобрений удобрений ­калийная селитра ­калийная селитра ­фосфат калия ­фосфат калия ­аммофос ­аммофос ­аммофоска ­аммофоска ­нитрофос ­нитрофос ­нитрофоска ­нитрофоска Химический состав удобрений Химический состав удобрений KNOKNO33 KK33POPO44 NHNH44HH22POPO44 + (NH (NH(NH44))22HPOHPO44 + NH NHNH44HH22POPO44 + CaHPO NHNH44HH22POPO44 + CaHPO ККClCl  + (NH44))22HPOHPO44  + NH44HH22POPO44 +   + CaHPO44 + (NH  + CaHPO44 + (NH  + ККClCl  + (NH44)NO)NO33  + (NH44)NO)NO33 +   +
Выполните задание: Выполните задание:  Разделите данные удобрения на  три группы:     ­ простые    ­ комплексные сложные   ­ комплексные    смешанные  Поясните свой выбор 1. KNO3 2. K3PO4 3. NH4H2PO4 + (NH4)2HPO4 4. 5. NH4H2PO4 + CaHPO4 +  (NH4)2HPO4 + NH4H2PO4 + КCl (NH4)NO3 6. NH4H2PO4 + CaHPO4 +  (NH4)NO3 + КCl 7. Ca(H2PO4)2 8. Ca(H2PO4)2 + 2CaSO4 9. CaHPO4 . 2Н2О 10. КCl 11. K2SO4CO(NH2)2 12. NH3 13. NH3 + H2O
Составьте схему: Составьте схему: Минеральные удобрения Минеральные удобрения
Питательная ценность минерального  Питательная ценность минерального  удобрения удобрения • Удобрения с высоким  содержанием питательного  элемента (с высокой массовой  долей его) называются  концентрированными концентрированными • Питательная ценность  минерального удобрения  определяется массовой долей  питательного элемента в нем.  Среди данных удобрений выберите  Среди данных удобрений выберите  концентрированные: концентрированные: 1. КCl 2. K2SO4 3. K2CO3  NaNO3 4. 5. Ca(NO3)2 NH4NO3 6. 7. (NH4)NO3 CO(NH2)2 8. 9. NH3 10. NH3 + H2О   Почему предпочтительнее  Почему предпочтительнее  использовать концентрированные  использовать концентрированные  удобрения? удобрения?
Опыт: «Растворимость минеральных  Опыт: «Растворимость минеральных  удобрений в воде» удобрений в воде»  Задание: Задание:  Проверьте практически  растворимость в воде выданных  вам образцов минеральных  удобрений:   Сделайте выводы.  Результаты оформите в виде  таблицы. 1 вариант: • КCl • K2CO3 • Ca3(PO4)2 • Ca(H2PO4)2 + 2CaSO4 • NH4NO3        2 вариант: • K2SO4 • Ca(H2PO4)2 • NaNO3 • Ca(NO3)2 • Ca3(PO4)2
План характеристики удобрения План характеристики удобрения  Простое или комплексное  удобрение  Дайте характеристику  Дайте характеристику  удобрения по плану удобрения по плану   1 вариант Аммиачная селитра  2 вариант Аммиачная вода  Концентрированное или  неконцентрированное удобрение  Внешний вид (агрегатное  состояние, цвет, гранулированное  или порошкообразное)  Растворимое или нерастворимое  Гигроскопичное или  негигроскопичное  Гидролизуется или не  гидролизуется  Способ получения
Распознавание азотных удобрений Распознавание азотных удобрений Выполните задание:   Выполните задание: Ответьте на вопросы: Ответьте на вопросы: 1 вариант: •   ­  докажите практически  качественный состав аммиачной  селитры 2 вариант: •     ­ докажите качественный состав  сульфата аммония 3 вариант: •   ­  Распознайте опытным путем, в  каком из пакетов находится  аммиачная селитра и сульфат  аммония • Что значит распознать  удобрение? • Как доказать наличие в составе  удобрений иона аммония ? • Какова качественная реакция на  нитрат – ионы? • Какова качественная реакция на  сульфат – ионы?      Запишите соответствующие       Запишите соответствующие  реакции реакции
Распознавание фосфорных удобрений Распознавание фосфорных удобрений Выполните задания: Выполните задания: Задание 1: •     Рассмотрите в коллекции двойной  суперфосфат, простой  суперфосфат, фосфоритную муку Задание 2:  •    Дайте характеристику двойного  суперфосфата по плану Как доказать практически что в  выданном вам пакете  содержится сложное калийно –  фосфорное удобрение? Запишите соответствующие      Запишите соответствующие  уравнения реакций уравнения реакций
Распознавание калийных удобрений Распознавание калийных удобрений • В 20 – е годы 20 века русский  русский  ученый Н.С. Курнаков обнаружил  ученый  калийные соли в Соликамском  месторождении сильвинита. С  этого времени Россия стала  полностью обеспечивать свои  потребности в калийных  удобрениях… • Выполните задание: Выполните задание: Распознайте практическим путем  калийную соль.  Запишите уравнения  Запишите уравнения  соответствующих реакций соответствующих реакций
Химический диктант Химический диктант 1 вариант 1 вариант 2 вариант 2 вариант • Закончите фразу:    «Химические элементы,  необходимые растениям в  больших количествах,  называют…» • Закончите фразу:    «Химические элементы,  необходимые растениям в  небольших количествах,  называют…»
Химический диктант Химический диктант 1 вариант 1 вариант  Запишите знаки  микроэлементов. • 2 вариант 2 вариант • Запишите знаки  макроэлементов • Закончите фразу:  «Вещества, содержащие  три важнейших  питательных элемента  N,P,K и способные в  почвенном растворе  диссоциировать на ионы, ­  это…» • Закончите фразу:  «Вещества, содержащие  три важнейших  питательных элемента  N,P,K и способные в  почвенном растворе  диссоциировать на ионы, ­  это…»
Химический диктант Химический диктант 1 вариант 1 вариант 2 вариант 2 вариант • Напишите, на какие  группы классифицируют  удобрения по  питательному элементу? • Напишите, на какие  группы классифицируют  удобрения по числу  питательных элементов?
Химический диктант Химический диктант 1 вариант 1 вариант 2 вариант 2 вариант • Закончите предложение:  «Удобрения с высоким  содержанием питательного  элемента называют…» • Закончите предложение:  «Удобрения с невысоким  содержанием питательного  элемента называют…»
Химический диктант Химический диктант 1 вариант 1 вариант 2 вариант 2 вариант • Закончите предложение:  «Удобрения с высоким  содержанием питательного  элемента называют…» • Закончите предложение:  «Удобрения с невысоким  содержанием питательного  элемента называют…»
Химический диктант Химический диктант 1 вариант 1 вариант 2 вариант 2 вариант • Закончите предложение:  «Минеральные удобрения,  содержащие один  питательный элемент,  называют…» • Закончите предложение:  «Минеральные удобрения,  содержащие два и более  питательных элемента,  называют…»
Химический диктант Химический диктант 1 вариант 1 вариант 2 вариант 2 вариант • Запишите химический  состав удобрений :  мочевины, преципитата,  простого суперфосфата,  кальциевой селитры,  нитрофоса. • Запишите химический  состав удобрений :  аммиачной селитры,  фосфоритной муки,  карбамида, двойного  суперфосфата,  аммофоски.