Данная презентационная программа занятия на тему «Методы получения металлов» способствует формированию представлений о методах получения металлов, способствует развитию общепрофессиональных компетенций с применением различных технологий: информационно-коммуникативной (использование слайдов, компьютерных материалов), элементов технологии Дьяченко (работа в парах при заполнении кроссворда, ответе на вопросы самостоятельной работы). Позволяет провести урок более наглядно, конкретизировать материал схемами, иллюстрациями минералов и горных пород, дополнить кроссвордами, таблицами.
Методы получения металлов
Цель занятия :
1.Обеспечить формирование представлений о
методах получения металлов;
2.Обеспечить умение обучающихся определять
метод получения металлов исходя из положения
металла в электрохимическом ряду напряжения
металлов;
3.Обеспечить формирование умения записывать
уравнения реакций, лежащих в основе получения
металлов.
План работ на занятии:
1. Задание № 1 Разгадать кроссворд.
2. Задание № 2 – Дать определение.
3. Задание № 3 – Восстановить данные таблицы.
4. В группах:
* Восстановить схему «Получение металлов»;
* Выполнить задания в карточках.
5. Домашнее задание: «Промышленные способы получения
металлов».
Разгадайте кроссворд
Инструкция: Впишите название металлов в
соответствующие колонки кроссворда, так чтобы
буквы слова «металлургия» присутствовали в их
названии в соответствующих местах.
Эталон ответов
ж
е
л
з
о
н
а
р
и
й
к
л
и
й
е
д
ь
м
ы
ш
ь
к
и
р
д
и
й
р
т
т
ь
т
а
л
и
й
к
а
ь
ц
и
й
м
а
н
и
й
г
е
м
а
н
и
й
Металлургия
– это наука о промышленных
способах получения металлов из
руд.
Разгадайте кроссворд
Инструкция: Впишите название металлов в
соответствующие колонки кроссворда, так чтобы
буквы слова «металлургия» присутствовали в их
названии в соответствующих местах.
Руды
минералы и горные породы, содержащие
соединения металлов и пригодные для
промышленного получения металлов.
Распространение металлов в природе
Самородные металлы
1. Золото
2. Платина
3. Серебро
4. Медь
Карбонаты металлов
Мрамор CaCO3
Кварц SiO2
Магнезит MgCO3
Малахит Cu2(OH)2CO3
Хлориды металлов
Карналлит
KCl*MgCl2*6H2O
Апатит Ca3(PO4)2
Каменная соль NaCl
Сильвин
Хлорид калия
Сульфиды металлов
Галит NaCl
Пирит FeS2
Галенит PbSPbS
Галенит
Медный блеск
Медный блеск
Сульфид меди (IIII))
Сульфид меди (
Оксиды металлов
Магнетит Fe3O4
Гематит
Оксид железа (III)
Каолин
Al2O3*2SiO2*2H2O
Лимонит
2Fe2O3* 3H2O
Классификация металлов
активные
металлы
средней
активности
неактивные
(благородные)
Ca; Na; K
Fe; Cr;Zn;Pb
Au; Ag; Pt
CaSO4 ; CaCO3;
NaCl ; NaNO3 ;
Na2SO4 ;
KCl ; KNO3
Fe2O3 ; Fe3O4 ;
Cr2O3 ; ZnS ; PbS
Золото,
серебро,
платина
активные металлынеактивные (благородные)средней активности
Восстановите схему «Получение металлов»
(шпаты, песок.,глина)
Пирометал
лургия
Гидрометал
лургия
Электрометал
лургия
Способы получения металлов
Восстановление углем (С) или угарным газом
(СО) (II) карботермия
Так получают металлы, которые не образуют
соединений с углеродом например: Fe, Sn,Pb,Zn
и др.
2Fe2O3 + 3C =4 Fe +3 CO2
Способы получения металлов
Восстановление активными металлами
( Al, Mg) металлотермия
Так получают металлы, которые образуют
соединения с углеродом например: Cr, Mn, Ti,
Mo…
Cr2O3 + 2Al = 2Cr + Al2O3
Способы получения металлов
Восстановление электрическим током
электролиз
Так получают очень активные металлы
(щелочные и щелочноземельные), а также
алюминий и магний.
КCl (расплав )
К+ + Cl—
катод() анод(+)
К + + 1ē Na o 2Cl 2ē Cl2
(восстановление) (окисление)
Способы получения металлов
Восстановление водородом
(водородотермия)
Используется для получения очень чистых
металлов ( Fe, Cu , Ni , W и др.)
CuO + H2 = Cu + H2O
Прочтите правила техники безопасности
Четко следуйте этапам инструкции:
1. Прилейте аккуратно раствор сульфата меди к сухому веществу
(порошку железа) другой пробирки, под углом 45%.
2. Поставьте пустую пробирку в штатив.
Рассмотрите полученный результат.
3. (Осторожно). Подожгите фитиль горелки.
4. Закрепите пробирку с полученным раствором в держателе.
5. Прогрейте аккуратно пробирку в пламени горелки
(около одной минуты).
6. Выньте пробирку из пламени, рассмотрите полученный
результат.
7. Аккуратно снимает держатель с пробирки, поставьте
пробирку аккуратно в штатив, держатель на подставку.
Самостоятельная работа в группах
Группы по 45 человек.
Время работы 710 минут
Восстановите схему «Получение металлов»
(
Задания на карточках
Группа № 1
Из галенита, содержащего PbS
(сульфит свинца) получите
свободный Pb.
Запишите уравнения
соответствующих реакций.
Группа № 2
Можно ли получить W (вольфрам)
водородом из оксида вольфрама WO3
.
Почему, ответ подтвердите
уравнением реакции..
группа № 3
Какой метод получения металлов
описывается данным уравнением
реакции, закончите его,
почему данная реакция является
окислительновосстановительной:
CoO + H2 =
Группа № 4
Можно ли восстановить железо
из его твердого оксида углем
(коксом)?
Запишите уравнение возможной
реакции восстановления оксида
железа.
Ключевые слова занятия
Металлургия
Руды
Минералы
Горные породы
Рудный минерал
Пустая порода
Концентрат
Алюмотермия
Металлотермия
Карботермия
Водородотермия
Электролиз
Домашнее задание
Промышленные
способы получения
металлов
Пирометаллургия
Гидрометаллургия
Электрометаллургия
Список литературы
1. Габриелян О.С. Химия: учеб.для студ. проф. учеб. заведений/ 12е изд.,
стереотип – М: Издательство «Академия», 2008 336 с.
2. Габриелян О.С. Химия 11 класс: контрольные и проверочные работы к
учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Базовый уровень» 2е изд.,
стереотип. – М: Дрофа, 2010. – 220с.
Дополнительные источники:
1. Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов.
2. Химия в Открытом колледже. (Интернет).
3. Сайт Баженова А.А. http://www.alekseibazhenov.narod.ru/videoneMe.html
4. Виртуальная школа Кирилл и Мефодия «Уроки химии 89 класс»
образовательный портал ucheba.com, CDROM for Window