Презентация по химии на тему "Сера"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 04.08.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современные ИКТ позволяют активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Урок "Сера" рассчитан на базовый уровень учащихся 9 класса, соответствует образовательным госстандартам.Урок разработан таким образом, что не только обобщит знания о строении химических элементов, но и расширит их, углубит, привлечет внимание благодаря использованию мультимедийных средств. Будут сформированы навыки смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, учащиеся будут знать существенные признаки халькогенов, аллотропных модификаций серы, научатся выявлять связь между строением атома серы и её химическими свойствами, обосновывать важную роль серы в живых организмах, приводить примеры применения серы.
Иконка файла материала Презентация по химии Сера Решетченко А.А. с. Родино.ppt
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  Урок химии 9 класс Тема урока: «Сера» УЧРЕЖДЕНИЕ «РОДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»                                      Составила: учитель химии Решетченко Анна Андреевна
Цель урока: • на основе интеграции исторических,  биологических и химических знаний изучить  нахождение серы в природе и ее свойства,  вскрыть причинно­следственные связи «строение  – свойства» и «свойства – применение», изучить  влияние серы и некоторых ее соединений на  окружающую среду и организм человека.
Задачи: • 1.образовательные ­ охарактеризовать серу в свете трёх форм  существования этого химического элемента: в форме атомов,  простого вещества, а следовательно, и её аллотропию, а также формы  некоторых соединений серы; химические свойства серы рассмотреть в  свете окислительно­восстановительных реакций; • 2.развивающие ­ развитие логического мышления учащихся, умения  проводить исследование, расширение их кругозора; • 3.воспитательные ­ воспитание чувства сотрудничества,  сотворчества, сопереживания, способствовать воспитанию  экологической культуры учащихся, стремлению соблюдать технику  безопасности.
Формы организации учебной деятельности: • самостоятельная работа с текстом  учебника; • фронтальная; • сообщения учащихся (индивидуальная); • работа в группах.
Методы обучения. • Методы организации учебной деятельности: • словесные (эвристическая беседа), • наглядные (коллекция) • практические (демонстрационный –  химический эксперимент, лабораторный  опыт, выполнение поставленных задач); на  основе познавательной деятельности • частично­поисковый;
Педагогические приемы: • учебно­организационные (определение цели и  задачи урока, создание благоприятных условий  деятельности); • учебно – информационные (беседа, постановка  проблемы, ее обсуждение, работа с учебником,  наблюдение); •  учебно – интеллектуальные (восприятие,  осмысление, запоминание информации, решение  проблемных задач, мотивация деятельности).
Оборудование: • набор минералов, видеофрагменты из фильма «Сера»,  видео­опыты, 2 опорных конспекта: «Общие  представления о сере и ее соединениях», «Свойства серы»,  инструктивные карты и информационный  материал,  компьютер, экран, проектор; химические стаканчики на  100 мл с водой, ступка с пестиком, шпатель, лабораторный  штатив с кольцом, асбестовая сетка, спиртовка, спички,  лучинка. • На доске: опорные слова: «аллотропия», «флотация»,  «демеркуризация». • Реактивы: S, KClO3, C, KNO3
Мотивационно­ориентировочный этап. • Около 680 г.н.э. в морском бою против арабов византийцы  впервые применили  новое ужасное оружие –  «греческий огонь». Галеры византийцев выбрасывали на  неприятельские суда заранее подожженную смесь из  «пифонов» ­ установок, подобных огнеметам. Суда пылали  как факелы, а огонь нельзя было потушить водой. Смесь  горела на морских волнах, прилипала к корпусам судов и  одежде людей. В состав «греческого огня» входили битум  или нефть, а также неметалл Э. Этот неметалл на воздухе  горит красивым сине­голубым пламенем, выделяя  удушливый и едкий газ. При обработ­ке концентрированной  азотной кислотой неметалл Э превращается в сильную  кислоту Н2ЭО4. При кипячении неметалла с солью состава  Na2ЭО3 в растворе появляется другая соль, состава Na2  ЭО3Э. Назовите неметалл Э.
Ответ: • Э – сера.  • S + 6 HNO3 = Н2SО4 + 6 NO2 + 2  H2O • S + Na2SО3 = Na2 SО3S  (тиосульфат натрия)
Положение серы в  периодической  системе химических  элементов Д.И.  Менделеева   ?
Положение в ПСХЭ. Строение атома 32 16 S 16  2 8 6   13d 33p 23d 33p *S 23s **S 13s
ПРИЗНАКИ  СРАВНЕНИЯ КИСЛОРОД Вариант 1 СЕРА Вариант 2 ПОЛОЖЕНИЕ В  ПСХЭ СТРОЕНИЕ  АТОМА СТЕПЕНИ  ОКИСЛЕНИЯ
ПРИЗНАКИ  СРАВНЕНИЯ КИСЛОРОД Вариант 1 СЕРА Вариант 2 ПОЛОЖЕНИЕ В  ПСХЭ 2 период VI группа главная (А)  подгруппа 3 период VI группа главная (А)  подгруппа СТРОЕНИЕ  О + 8 )2)6 S + 16 )2)8)6 АТОМА СТЕПЕНИ  ОКИСЛЕНИЯ   ­2, 0 ­2, 0, +2, +4, +6
Свойства атомов серы Свойства атомов серы O S Se Te ЭО химических  элементов убывает Неметаллические  свойства  ослабевают Причина:  увеличивается  радиус атома 0S Вос ­ ль e4 e6 4S 6S Окисление S 0  e 2 2S Ок ­ ль Восстановление
O S Se Te ЭО химических  элементов  убывает   Неметаллические  свойства  ослабевают Причина:  увеличив ается  радиус  атома
Определите степени окисления  элементов в соединениях: Н2S        SO2          Н2SO3           SO3           Н2SO4
Проверь себя! Н2+1S­2           S+4O2­2         Н2+1S+4O3­2    S +6O3 ­2  Н2+1S+6O4 ­2
Лабораторный опыт № 1 • Рассмотрите образцы минералов,  содержащих серу. • Найдите черты сходства. • Запишите названия и формулы  предложенных  минералов в тетрадь. • В каком виде сера встречается в природе?
Нахождение серы в природе Самородная сера Ромбическая сера S8 Сульфидная сера Сероводород H2S, киноварь  HgS, свинцовый блеск PbS,  пирит FeS2 Сульфатная сера Гипс CaSO4 ∙ 2H2O,  глауберовая соль  Na2SO4 ∙10H2O
Лабораторный опыт 2 • Рассмотрите образец серы, определите: • агрегатное состояние. • цвет. • растворимость в воде.
Физические свойства серы • Твердое  кристаллическое  вещество желтого  цвета, нерастворима  в воде, водой не  смачивается  (порошок серы в воде  не тонет и плавает на  поверхности воды)
Аллотропные  модификации  серы Ромбическая  Моноклинная  Пластическая
Ромбическая сера  • Ромбическая (α­сера)  ­ S8, желтого цвета,    t°пл. = 113°C;  Наиболее устойчивая  модификация.
Моноклинная сера  Моноклинная (β – сера)­ S8, темно­ желтые иглы,t°пл. =  119°C; устойчивая  при температуре  более 96°С; при  обычных условиях  превращается в  ромбическую
Пластическая сера   Пластическая сера­  коричневая  резиноподобная  (аморфная) масса. Она неустойчива и через  некоторое время  становится хрупкой,  приобретёт желтый  цвет, т.е  превращается в     ромбическую серу.
Химические свойства серы Химические свойства серы 0S 0t 0S окислитель н.у. ЩМ,ЩЗМ,Cu,H g,Ag Zn,Al,Fe Au 2Н e2 0 S  e2  0 S 0  2 SHg Hg демеркуризация  2 H 0 2   1 SH 2  2    0S e4 восстановитель  0 O 2   4   OS 2 2  0 S
Качественная реакция на сульфид­ион S2­ Ход  эксперимента   • В пробирку с раствором соли сульфида  натрия Na2S прилейте 1­2 мл раствора соли  хлорида меди (II)СuCl2.  • Что наблюдаете?  • Рассмотрите реакцию с точки зрения ТЭД,  запишите уравнение реакции в трех видах.
Самостоятельная работа.  • Na2S + СuCl2 =2NaCl +СuS (черный осадок) •  2Na+ + S2­ +Сu2+ + 2Cl­ =2Na++ 2Cl­ +СuS •  Сu2+ S2­ + = СuS • Поставьте 1 балл за каждое правильно  выполненное уравнение реакции.
Биологическая роль Биологическая роль Биологическая роль
А) Как отразится на биоценозе водоема воздействие  кислотных дождей (образовавшихся с участием SO2),  выпавших на почву? Б) Каким образом могут быть устранены изменения,  происшедшие в водоеме под действием попавшего туда SO2 ?
Рефлексивно­оценочный этап • • • • • • • • • • • • • • • • • • • Вариант 1.  1 уровень. 1.Какие степени окисления проявляет сера:              а) +2, +3, +4.               б) ­2, +4, +6.                в) ­1, ­2, +6. 2.Флотация ­ это свойство серы         а)растворяться в воде;  б) не смачиваться в воде;   в)частично растворяться в горячей воде. 3. При горении серы образуется:                 а) сероводород;                б)сульфид;               в) сернистый газ. 4. В какой форме сера встречается в природе:                а) сульфатная;              б) гидросульфидная;             в) сульфитная. 5. С какой целью серу применяют в сельском хозяйстве:           а) как удобрение;           б) для борьбы с вредителями;            в)для подкормки скота. 2 уровень. 6. Сумма коэффициентов в полном ионном  уравнении  K2SO3 + H2SO4  →          а) 11;            б) 12;            в)13. 3 уровень. 7. Составьте формулы сульфидов натрия, магния, алюминия. 8.Уравняйте методом электронного баланса уравнение Ba + H2SO4  Сумма коэффициентов равна   а)17;   б)18;   в) 19.  → BaSO4 + H2S + H2O
• • • • • • • • • • • • • • • • • • • • Вариант 2 . 1 уровень. 1.Какая электронная формула принадлежит сере:                   а) 1s22s22p63s23p4                б) 1s22s22p6,                   в)1s22s22p63s23p6. 2. При нагревании серы на воздухе образуется:              а)монооксид серы;                                     б)диоксид серы;              в)триоксид серы;                                       г)сероводород. 3. Как называется метод удаления и обезвреживания ртути из разбитого термометра  серой:        а) флотация;                  б) демеркуризация;                     в) нейтрализация 4. В какой форме сера не встречается в природе:               а) самородная;             б) сульфидная;              в) сульфитная. 5.При растворении сероводорода в воде образуется:                 а) серная кислота;   б) сера;   в) сероводородная кислота. 2 уровень 6. Сумма коэффициентов в полном ионном уравнении Na2SO3 + HCl →                 а)14;                 б) 12;               в) 13. 3 уровень 7. Составьте формулы сульфатов калия, магния, железа(III). 8. Уравняйте методом электронного баланса схему  Ca + H2SO4   Сумма коэффициентов равна   а)10;   б) 17;   в) 15.   → CaSO4 + S + H2O
Оценочно­рефлексивный этап • В завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке.  Для этого допишите предложения, посвященные  сегодняшнему дню. • Сегодня я узнал  • Я удивился  ___________________________________________________ _____ ___________________________________________________ _________ • Я хотел бы  ___________________________________________________ _________  Мне это пригодится в  жизни­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­. •
Итоги урока Заканчиваем урок общими выводами: • • Для серы, как и для кислорода, характерна аллотропия. Наиболее известны 3  аллотропных видоизменения серы: сера ромбическая, моноклинная,  пластическая. • Сера может быть и окислителем и восстановителем со степенями окисления: – 2, 0,+4, +6. • Сера – один из исторических неметаллов. Она известна человеку с древнейших  времен. Демонстрация видеофрагмента 7 (23 с). • • И в наши дни сера не теряет, а все более увеличивает свое значение в жизни  человека. Бумага и резина, эбонит и спички, ткани и лекарства, косметика и  пластмассы, краски, удобрения – это все только небольшой перечень того, что  нуждается в сере для изготовления.   Д. Хевелси говорил: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему  не удается связать воедино разрозненные факты им наблюдаемые», сегодня мы  попытались создать «портрет серы» из тех фактов, которые были известны и из  новых сведений об этом химическом элементе и простом веществе.    Домашнее задание: автор учебника О.С. Габриелян, п.21,  с.99 № 1,3.                  •