Современные ИКТ позволяют активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Урок "Сера" рассчитан на базовый уровень учащихся 9 класса, соответствует образовательным госстандартам.Урок разработан таким образом, что не только обобщит знания о строении химических элементов, но и расширит их, углубит, привлечет внимание благодаря использованию мультимедийных средств. Будут сформированы навыки смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, учащиеся будут знать существенные признаки халькогенов, аллотропных модификаций серы,  научатся выявлять связь между строением атома серы и её химическими свойствами, обосновывать важную роль серы в живых организмах, приводить примеры применения серы.
            
        
        
        
                    
                                    
                        
                        
                            МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
Урок химии 9 класс Тема урока: «Сера»
УЧРЕЖДЕНИЕ «РОДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ 
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»                                     
Составила: учитель химии Решетченко Анна Андреевна
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Цель урока:
• на основе интеграции исторических, 
биологических и химических знаний изучить 
нахождение серы в природе и ее свойства, 
вскрыть причинноследственные связи «строение 
– свойства» и «свойства – применение», изучить 
влияние серы и некоторых ее соединений на 
окружающую среду и организм человека.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Задачи:
• 1.образовательные  охарактеризовать серу в свете трёх форм 
существования этого химического элемента: в форме атомов, 
простого вещества, а следовательно, и её аллотропию, а также формы 
некоторых соединений серы; химические свойства серы рассмотреть в 
свете окислительновосстановительных реакций;
• 2.развивающие  развитие логического мышления учащихся, умения 
проводить исследование, расширение их кругозора;
• 3.воспитательные  воспитание чувства сотрудничества, 
сотворчества, сопереживания, способствовать воспитанию 
экологической культуры учащихся, стремлению соблюдать технику 
безопасности.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Формы организации учебной деятельности:
• самостоятельная работа с текстом 
учебника;
• фронтальная;
• сообщения учащихся (индивидуальная);
• работа в группах.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Методы обучения.
• Методы организации учебной деятельности:
• словесные (эвристическая беседа),
• наглядные (коллекция)
• практические (демонстрационный – 
химический эксперимент, лабораторный 
опыт, выполнение поставленных задач); на 
основе познавательной деятельности
• частичнопоисковый;
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Педагогические приемы:
• учебноорганизационные (определение цели и 
задачи урока, создание благоприятных условий 
деятельности);
• учебно – информационные (беседа, постановка 
проблемы, ее обсуждение, работа с учебником, 
наблюдение);
•  учебно – интеллектуальные (восприятие, 
осмысление, запоминание информации, решение 
проблемных задач, мотивация деятельности).
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Оборудование:
• набор минералов, видеофрагменты из фильма «Сера», 
видеоопыты, 2 опорных конспекта: «Общие 
представления о сере и ее соединениях», «Свойства серы», 
инструктивные карты и информационный  материал, 
компьютер, экран, проектор; химические стаканчики на 
100 мл с водой, ступка с пестиком, шпатель, лабораторный 
штатив с кольцом, асбестовая сетка, спиртовка, спички, 
лучинка.
• На доске: опорные слова: «аллотропия», «флотация», 
«демеркуризация».
• Реактивы: S, KClO3, C, KNO3
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Мотивационноориентировочный этап.
• Около 680 г.н.э. в морском бою против арабов византийцы 
впервые применили  новое ужасное оружие – 
«греческий огонь». Галеры византийцев выбрасывали на 
неприятельские суда заранее подожженную смесь из 
«пифонов»  установок, подобных огнеметам. Суда пылали 
как факелы, а огонь нельзя было потушить водой. Смесь 
горела на морских волнах, прилипала к корпусам судов и 
одежде людей. В состав «греческого огня» входили битум 
или нефть, а также неметалл Э. Этот неметалл на воздухе 
горит красивым синеголубым пламенем, выделяя 
удушливый и едкий газ. При обработке концентрированной 
азотной кислотой неметалл Э превращается в сильную 
кислоту Н2ЭО4. При кипячении неметалла с солью состава 
Na2ЭО3 в растворе появляется другая соль, состава Na2 
ЭО3Э. Назовите неметалл Э.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Ответ:
• Э – сера. 
• S + 6 HNO3 = Н2SО4 + 6 NO2 + 2 
H2O
• S + Na2SО3 = Na2 SО3S 
(тиосульфат натрия)
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Положение серы в 
периодической 
системе химических 
элементов Д.И. 
Менделеева
 
?
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Положение в ПСХЭ. Строение атома
32
16 S
16
2 8 6
 
13d
33p
23d
33p
*S
23s
**S
13s
                        
                     
                                    
                        
                        
                            ПРИЗНАКИ 
СРАВНЕНИЯ
КИСЛОРОД
Вариант 1
СЕРА
Вариант 2
ПОЛОЖЕНИЕ В 
ПСХЭ
СТРОЕНИЕ 
АТОМА
СТЕПЕНИ 
ОКИСЛЕНИЯ
                        
                     
                                    
                        
                        
                            ПРИЗНАКИ 
СРАВНЕНИЯ
КИСЛОРОД
Вариант 1
СЕРА
Вариант 2
ПОЛОЖЕНИЕ В 
ПСХЭ
2 период
VI группа
главная (А) 
подгруппа
3 период
VI группа
главная (А) 
подгруппа
СТРОЕНИЕ 
О + 8 )2)6
S + 16 )2)8)6
АТОМА
СТЕПЕНИ 
ОКИСЛЕНИЯ
 
2, 0
2, 0, +2, +4, +6
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Свойства атомов серы
Свойства атомов серы
O
S
Se
Te
ЭО химических 
элементов убывает
Неметаллические 
свойства 
ослабевают
Причина: 
увеличивается 
радиус атома
0S
Вос  ль
e4
e6
4S
6S
Окисление
S
0 
e
2
2S
Ок  ль
Восстановление
                        
                     
                                    
                        
                        
                            O
S
Se
Te
ЭО химических 
элементов 
убывает
 
Неметаллические 
свойства 
ослабевают
Причина: 
увеличив
ается 
радиус 
атома
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Определите степени окисления 
элементов в соединениях:
Н2S    
   SO2      
   Н2SO3     
     SO3    
      Н2SO4
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Проверь себя!
Н2+1S2    
      S+4O22 
       Н2+1S+4O32 
  S +6O3 2 
Н2+1S+6O4 2
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Лабораторный опыт № 1
• Рассмотрите образцы минералов, 
содержащих серу.
• Найдите черты сходства.
• Запишите названия и формулы 
предложенных  минералов в тетрадь.
• В каком виде сера встречается в природе?
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Нахождение серы в природе
Самородная сера
Ромбическая сера S8
Сульфидная сера
Сероводород H2S, киноварь 
HgS, свинцовый блеск PbS, 
пирит FeS2
Сульфатная сера
Гипс CaSO4 ∙ 2H2O, 
глауберовая соль 
Na2SO4 ∙10H2O
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Лабораторный опыт 2
• Рассмотрите образец серы, определите:
• агрегатное состояние.
• цвет.
• растворимость в воде.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Физические свойства серы
• Твердое 
кристаллическое 
вещество желтого 
цвета, нерастворима 
в воде, водой не 
смачивается 
(порошок серы в воде 
не тонет и плавает на 
поверхности воды)
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Аллотропные 
модификации 
серы
Ромбическая  Моноклинная  Пластическая
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Ромбическая сера 
• Ромбическая (αсера) 
 S8, желтого цвета,
   t°пл. = 113°C; 
Наиболее устойчивая 
модификация.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Моноклинная сера 
Моноклинная (β –
сера) S8, темно
желтые иглы,t°пл. = 
119°C; устойчивая 
при температуре 
более 96°С; при 
обычных условиях 
превращается в 
ромбическую
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Пластическая сера 
 Пластическая сера 
коричневая 
резиноподобная 
(аморфная) масса.
Она неустойчива и через 
некоторое время 
становится хрупкой, 
приобретёт желтый 
цвет, т.е 
превращается в    
ромбическую серу.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Химические свойства серы
Химические свойства серы
0S
0t
0S
окислитель
н.у.
ЩМ,ЩЗМ,Cu,H
g,Ag
Zn,Al,Fe
Au
2Н
e2
0
S
e2
0
S
0
2
SHg
Hg
демеркуризация
2
H
0
2
1
SH
2
2
 
0S
e4
восстановитель
0
O
2
 
4
OS
2
2
0
S
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Качественная реакция на сульфидион S2 Ход 
эксперимента  
• В пробирку с раствором соли сульфида 
натрия Na2S прилейте 12 мл раствора соли 
хлорида меди (II)СuCl2. 
• Что наблюдаете? 
• Рассмотрите реакцию с точки зрения ТЭД, 
запишите уравнение реакции в трех видах.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Самостоятельная работа. 
• Na2S + СuCl2 =2NaCl +СuS (черный осадок)
•  2Na+ + S2 +Сu2+ + 2Cl =2Na++ 2Cl +СuS
•  Сu2+ S2 + = СuS
• Поставьте 1 балл за каждое правильно 
выполненное уравнение реакции.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Биологическая роль
Биологическая роль
Биологическая роль
                        
                     
                                    
                        
                        
                            А) Как отразится на биоценозе водоема воздействие 
кислотных дождей (образовавшихся с участием SO2), 
выпавших на почву?
Б) Каким образом могут быть устранены изменения, 
происшедшие в водоеме под действием попавшего туда SO2 ?
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Рефлексивнооценочный этап
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Вариант 1.
 1 уровень.
1.Какие степени окисления проявляет сера:
             а) +2, +3, +4.               б) 2, +4, +6.                в) 1, 2, +6.
2.Флотация  это свойство серы
        а)растворяться в воде;  б) не смачиваться в воде;   в)частично растворяться в горячей воде.
3. При горении серы образуется:
                а) сероводород;                б)сульфид;               в) сернистый газ.
4. В какой форме сера встречается в природе:
               а) сульфатная;              б) гидросульфидная;             в) сульфитная.
5. С какой целью серу применяют в сельском хозяйстве:
          а) как удобрение;           б) для борьбы с вредителями;            в)для подкормки скота.
2 уровень.
6. Сумма коэффициентов в полном ионном  уравнении  K2SO3 + H2SO4  →
         а) 11;            б) 12;            в)13.
3 уровень.
7. Составьте формулы сульфидов натрия, магния, алюминия.
8.Уравняйте методом электронного баланса уравнение Ba + H2SO4 
Сумма коэффициентов равна   а)17;   б)18;   в) 19.
 → BaSO4 + H2S + H2O
                        
                     
                                    
                        
                        
                            •
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Вариант 2 .
1 уровень.
1.Какая электронная формула принадлежит сере:
                  а) 1s22s22p63s23p4                б) 1s22s22p6,                   в)1s22s22p63s23p6.
2. При нагревании серы на воздухе образуется:
             а)монооксид серы;                                     б)диоксид серы;
             в)триоксид серы;                                       г)сероводород.
3. Как называется метод удаления и обезвреживания ртути из разбитого термометра 
серой:
       а) флотация;                  б) демеркуризация;                     в) нейтрализация
4. В какой форме сера не встречается в природе:
              а) самородная;             б) сульфидная;              в) сульфитная.
5.При растворении сероводорода в воде образуется:
                а) серная кислота;   б) сера;   в) сероводородная кислота.
2 уровень
6. Сумма коэффициентов в полном ионном уравнении Na2SO3 + HCl →
                а)14;                 б) 12;               в) 13.
3 уровень
7. Составьте формулы сульфатов калия, магния, железа(III).
8. Уравняйте методом электронного баланса схему  Ca + H2SO4  
Сумма коэффициентов равна   а)10;   б) 17;   в) 15.
  → CaSO4 + S + H2O
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Оценочнорефлексивный этап
• В завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. 
Для этого допишите предложения, посвященные 
сегодняшнему дню.
• Сегодня я узнал 
• Я удивился 
___________________________________________________
_____
___________________________________________________
_________
• Я хотел бы 
___________________________________________________
_________
 Мне это пригодится в 
жизни.
•
                        
                     
                                    
                        
                            
                                
                            
                         
                        
                            Итоги урока
Заканчиваем урок общими выводами:
•
• Для серы, как и для кислорода, характерна аллотропия. Наиболее известны 3 
аллотропных видоизменения серы: сера ромбическая, моноклинная, 
пластическая.
• Сера может быть и окислителем и восстановителем со степенями окисления: –
2, 0,+4, +6.
• Сера – один из исторических неметаллов. Она известна человеку с древнейших 
времен. Демонстрация видеофрагмента 7 (23 с).
•
• И в наши дни сера не теряет, а все более увеличивает свое значение в жизни 
человека. Бумага и резина, эбонит и спички, ткани и лекарства, косметика и 
пластмассы, краски, удобрения – это все только небольшой перечень того, что 
нуждается в сере для изготовления.
  Д. Хевелси говорил: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему 
не удается связать воедино разрозненные факты им наблюдаемые», сегодня мы 
попытались создать «портрет серы» из тех фактов, которые были известны и из 
новых сведений об этом химическом элементе и простом веществе. 
  Домашнее задание: автор учебника О.С. Габриелян, п.21,  с.99 № 1,3.             
   
•