Презентация по химии на тему "Соединения химических элементов" (8 класс)

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 18.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная разработка позволяет закрепить полученные знания по теме "Соединения химических элементов" в игровой форме, отработать умения и навыки самостоятельной работы учащихся и в группе. Совершенствовать умения составлять формулы химических соединений, давать им названия, классифицировать вещества, выдвигать гипотезы. Игровая форма проведения урока способствует повышению мотивации и выполняет учебно-познавательные цели обучения.Проверка знаний и умений учащихся в игровой форме по теме "Соединения химических элементов".
Иконка файла материала урок смотр Соединения химических элементов 8 класс.pptx
УРОК СМОТР ЗНАНИЙ «СОЕДИНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ» ХИМИЯ 8 КЛАСС Автор: Горбачева Татьяна Семеновна учитель химии и биологии МБОУ СОШ № 60 РТ г. Казань
«Просто знать – еще не все, И.В.Гете знания нужно уметь использовать»
учащихся о классификации химических соединений в игровой форме • Цель: • - расширить знания с использованием интерактивного оборудования.
Условия выполнения  конкурсов: 1. Игра состоит из нескольких конкурсов с  разными заданиями, которые оцениваются  баллами. В конце урока, баллы будут  подсчитаны и выставлены соответствующие  оценки. 2. Если кто­либо в команде в течении всей игры  не принимает в ней участие, то баллы  снимаются со всей команды.
Конкурс № 1 «Кот ученый» Каждая команда по очереди отвечает на вопросы  представленные на слайде. Максимальная  оценка  за  конкурс  –  3  балла.  (1  балл  за  каждый  правильный ответ).
1. Сколько классов сложных веществ в  неорганической химии вам известно? 2. Сложные вещества, состоящие из двух  элементов, один из которых кислород –  это…. 3. Сложные вещества, состоящие из атомов  водорода и кислотных остатков – это…. 4. Сложные вещества, состоящие из атомов  металла и одной или несколько гидроксильных  групп – это… 5. Сложные вещества, состоящие из атомов  металла и кислотного остатка ­ …. 6. Назовите вещество, которое одновременно и  оксид и гидрид.
конкурс №2 «Загадки кислот»  Распределите карточки с формулами кислот на 2  группы:   кислородсодержащие и бескислородные  (при ответе дайте название каждому соединению):  HF, H3PO4, HCL, HNO2, H2S,   H2SO4,  HBr, H2SiO3, HI, HNO3.
Конкурс № 3 «Знаете ли вы оксиды?» Найдите в правом столбце названия оксидов, формулы которых приведены в левом столбце: 1) P2O5 a) оксид серы (IV) 2) CO2 б) оксид фосфора (V) 3) SO2 в) оксид железа (II) 4) FeO г) оксид меди (II) 5) K2O д) оксид углерода (IV) 6) CuO е) оксид калия. Максимальная оценка за конкурс – 6 баллов.  (1 балл за каждый правильный ответ).
конкурс №4 «Основания» Определите, используя таблицу растворимости, где щелочь, а  где ­ нерастворимый гидроксид. Назовите все основания при  ответе:  LiOH, Mg(OH)2,  Fe(OH)3, KOH, Al(OH)3, NaOH
SO2 КОН HCl CuO NaCl Cu(NO3)2 Ca(OH)2 CaO Ba(OH)2 H2SO3 H2SO4 CaSO4 CO2 NaOH HNO3 Конкурс № 5 «Узнай меня» Распределите по классам сложные вещества, формулы которых приведены и дайте им названия.  Максимальная оценка за конкурс – 15 баллов. (1 балл за каждый правильный  ответ, если ответ не полный ставится 0,5 баллов).
Конкурс № 6  «Кто здесь лишний?»  За 1 мин необходимо найти в каждой строке  лишнюю формулу  и объяснить, почему  именно она лишняя.                                    Максимальная оценка за конкурс – 3 балла.
а) H2SO4, H2SO3, H2SiO3, H3PO4   б) HI, HBr, HF, H2S   в) HNO3, H2SO4, HCl, H2CO3 Укажите в каждом ряду одну кислоту, которая не соответствует признаку, объединяющему их в ряд. Объясните почему?
Конкурс № 7 «Термины- синонимы» Задача команд - правильно составить пары соответствующих веществ и написать их химические формулы: 1. Гидрокарбонат натрия 1. Угарный газ 2. Оксид углерода(IV) 2. Поваренная соль 2. Хлорид натрия 3. Мел, известняк 3. Оксид углерода(II) 4. Углекислый газ 4. Карбонат кальция 5. Пищевая сода Максимальная оценка за конкурс – 10 баллов.
Максимальная оценка за конкурс – 4 балла.            Конкурс № 8 «Корзина загадок» 1. Кислота, раствор которой используется в аккумуляторах в  автомобиле. 2. Кислота тепла боится, быстро в воду превратится. 3. Расскажите в чем тут дело: гасили то, что не горело. 4. Только в воду соль попала, холодней в стакане стало. 5. Порознь каждый ядовит, вместе  – будет  аппетит. 6. Красив, наряден карбонат,  ему строитель очень рад. 7. Поташ, селитру, сильвинит  какой металл объединит? 8. Вещества, необходимые  растениям для фотосинтеза.
Конкурс № 9 «Найди ученого» Распределите вещества, формулы которых приведены в таблице по классам. Из букв, соответствующих правильным ответам, получите фамилию великого русского химика.
Формулы        Классы неорганических соединений кислоты основания соли      а      а      р      е      а      и      о      д      с      и      л      н      л      а      с      е      в      у оксиды      м  K2O      п  H2CO3      н  P2O5  CuSO4      п      л Ca(OH)2 Fe(NO3)2      а      е  SO2      н  H3PO4  Na3PO4      ч      ш      т      м      с      е      у      з      л      м Распределите вещества, формулы которых приведены в таблице по классам. Из букв, соответствующих правильным ответам, получите фамилию великого русского химика. Максимальная оценка за конкурс – 4 балла. (Победит команда, которая первой прочтет фамилию ученого, время 3 минуты).
Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907)
Конкурс № 10 «Прочти правило» Начав движение с верхней левой клетки, передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось одно правило техники безопасности при разбавлении концентрированной серной кислоты в воде. Каждая клетка может быть использована лишь один раз.
Р   Б   А   В   К   О   Й   Я   Л   Н   О   С   А   З   И   К   Я   Е   Е   Т   Т   С   Л   Т   Ь   Е   У   Р   Т   О   А   В   Й   У   Д   У   В   Л   И   В   В   О
Разбавляя кислоту – вливать ее тонкой струей в воду.
HCl   NaCl KCl Na2SiO3 SiO2   CO2         CaCO3                            Na2CO3       H2SiO3      CuSiO3                 Ca(OH)2      Cu(OH)2        NaOH         KOH         CuSO4 Выше представлена пятиэтажная пирамида, строительными камнями которой являются химические соединения. Найдите путь с вершины пирамиды до основания, чтобы его составляли лишь растворимые в воде соединения. При выборе каждого следующего шага можно использовать только один из двух камней, Конкурс № 11 «Найди дорогу» непосредственно прилегающих к данному камню. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл (максимальная оценка 4 балла).
Конкурс 12 «Тестирование» • Вопросы для команды «Алхимики» 1. Какая степень окисления хлора в хлорной кислоте НСlО4? а)+2; б)-1; в)+3; г) +7. 2. Данный оксид составляет 80% массы клетки и выполняет в ней чрезвычайно важные функции. а) Н2О; б) СО2; в) СаО; г)Nа2О 3. Выберите формулу сероводородной кислоты. а) Н2S; б) Н2SO3; в) Н2SО4; г) Н2SiO3 4. Формула, которая соответствует гидроксиду меди(I), - это: а) Сr(ОН)3; б) Сu(ОН)2; в) Са(ОН)2; г) СuОН. 5. Какая из этих солей растворяется в воде? а) ВаSО4; б) РЬF3; в) Fе(NO3)2; г) • • • • • • • • • • • • Вопросы для команды «Химики» • Какая степень окисления марганца в соединении КМnО4? а) +2; б) +4; в) +6; г) +7. 2. Какая из следующих формул соответствует оксиду азота(II)? а) NO; б) NO2; в) N2О; г) N2О3. 3. Какая из этих кислот содержится в желудочном соке? а) НСl; б) НF; в) НВг; г) HI. 4. Какое из этих оснований при попадании на кожу человека вызывает образование язв? а) Fe (OH)3; б) Аl(ОН)3; в) LiОН; г) NаОН. 5. Какая из этих солей практически не растворяется в воде? а) Fе(NO3)2; б) РЬСl2; в) ВаSО4; г) NаСl. • • • • • • • • •
Ответы конкурса 12 «Тестирование» • Ответы (для обеих команд): 1. г; 2, а; 3. а; 4. г; 5. в.
Конкурс № 13 «Капитаны, вперед!» Капитаны по очереди дают ответы на  задаваемые вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл (максимальная  оценка 8 баллов).
Сектор   «Кислоты». 1. Какая кислота содержится в желудочном  соке человека? 2. Какая кислота используется в  аккумуляторах? 3. Какая кислота содержится  в составе газированного напитка  «Пепси­кола»?
Сектор  «Основания». 1.Какая щелочь используется для побелки стволов  деревьев с малой концентрацией? 2. Какая щелочь называется каустической содой и  применяется для производства искусственного  волокна, а также для очистки продуктов  нефтепереработки?
Сектор «Соли». 1. 0,9 % раствор какой соли называют физраствором и  применяют при потере крови? 2. 5% раствор какой соли применяют при  аллергической реакции детям?            3. Какая соль применяется под названием «ляпис» и  применяется в медицине для прижигания бородавок?
Ну что ж? Закончился урок, пускай пойдёт он нам всем впрок. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!
Список используемой литературы 1. Ф.Н. Салахова «Урок» Казань, ИПКРО РТ, 2000 2. О.С. Габриелян «Химия 8 класс», Дрофа, 2013 3. «Химия» приложение к газете «1 сентября», 4. М.Ю. Горковец «Поурочные разработки по химии», ВАКО, 2004 5. В.Г. Денисова «Открытые уроки. Химия 8-11 классы», Учитель, 2003 6. А.А. Тыльдсепп, В.А. Корк «Мы изучаем сеть работников образования nsportat.ru химию», Просвещение, 1988 7. Интернет- ресурсы: сайт Социальная