Тема: «Типы алгоритмов» информатика. Данный урок " Типы алгоритмов" проводится в 6 классе и является подтемой модуля «Алгоритмы и исполнители» по учебнику «Информатика и ИКТ» Л.Л.Босовой. (параграф 3.4 «Типы алгоритмов»).
Этап урока: Объяснение материала и закрепление. Слайд-тренинг.
Цель урока: Познакомить с типами алгоритмических структур, научить составлять блок-схемы для записи алгоритмов.
Дронова Ирина Владиславовна
учитель информатики
МКОУ «Частоозерская СОШ»
слайдтренинг
Тема: «Типы алгоритмов»
информатика
Данный урок " Типы алгоритмов" проводится в 6
классе и является подтемой модуля «Алгоритмы и
исполнители» по учебнику «Информатика и
ИКТ» Л.Л.Босовой.
(параграф 3.4 «Типы алгоритмов»).
Этап урока: Объяснение материала и закрепление
Цель урока:
Познакомить с типами алгоритмических
структур, научить составлять блоксхемы для
записи алгоритмов.
Задачи урока:
•Образовательные – познакомить с типами
алгоритмических структур “ и способами их
записи в графическом виде (с помощью блок
схем).
•Развивающие – формировать и развивать
навыки работы с учебной литературой; навыки
построения диалога и убеждения; формировать
коммуникативные навыки; развивать логическое
мышление, умение сравнивать, анализировать,
обобщать и делать выводы.
•Воспитывающие формировать ценностное
отношение к труду, к технике и предмету,
истории своей страны, чувство патриотизма на
примере практической работы.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
• Личностные УУД: умение выделять нравственный
аспект поведения, ориентация на ценность – труд и
самоопределение, установление связи между целью
обучения и его результатом, решение спорных вопросов.
• Регулятивные УУД: оценка, волевая саморегуляция
времени и поведения, контроль.
• Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой
информации, структурирование знаний, построение
речевого высказывания, навыки осмысленного чтения;
решение задач по аналогии и инструкциям,
универсальные логические действия – анализ, синтез,
сериация.
• Коммуникативные УУД: приспособление (адаптация)
обучения к особенностям различных групп учащихся –
работа в группе.
ТИПЫ АЛГОРИТМОВ
1. Линейный алгоритм.
2. Разветвляющийся алгоритм.
3. Алгоритм с повторением (циклический).
Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором все действия
выполняются последовательно одно за другим без повторений.
Блок-схема
линейного
алгоритма
ЗАДАЧА «Мачеха,
собираясь с дочерьми на
бал, дала Золушке
задания: собрать в
амбаре рассыпанную
крупу, перебрать её,
наносить воды, почистить
котёл до блеска, помыть
пол»алгоритм
1. Собрать крупу.
2. Перебрать крупу.
3. Наносить воды.
4. Почистить котел.
5. Помыть пол.
Задача
Исполнитель Лягушонок прыгает вдоль числовой оси на заданное
число делений. Система команд исполнителя Лягушонка: вправо 3
(прыжок на 3 единицы вправо) и влево 2 (прыжок на 2 единицы влево).
Начальное положение 0. Составить линейный алгоритм в виде блок
схемы для Лягушонка, с помощью которого он побывает над числом 2.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
начало
0
вправо 3
вправо 3
влево 2
влево 2
2
конец
Разветвляющийся алгоритм – это алгоритмразвилка, в
котором порядок выполнения действий зависит от выполнения
некоторого условия.
графический
алгоритм действий
ЗАДАЧА:
составить
сказочного
персонажа
«У лукоморья дуб
зелёный; Златая цепь
на дубе том: И днём и
ночью кот учёный Всё
ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь
заводит, Налево -
сказку говорит».
Блок-схема
ветвящегося
алгоритма
начало
да
Идет направо?
Сказку
говорит
нет
Песнь
заводи
т
конец
Задача
Записать с помощью блоксхемы фразу
«Хочешь быть здоров – закаляйся, а иначе –
валяйся на диване».
начало
да
Хочешь быть
здоров?
нет
закаляйся!
валяйся на
диване!
конец
Алгоритм с повторением (циклический) – это алгоритм,
который
которая
исполняется до тех пор, пока не выполнится условие).
команду повторения
(команду,
содержит
ЗАДАЧА:
составить графический
алгоритм чистки
картофеля в количестве
10 штук
Имеется пустая кастрюля.
Девочка имеет мешок
картошки.
Алгоритм Наполнение
Начало
1. Пока нет нужного количества
почищенного картофеля,
повторять:
2. Почистить одну картофелину.
Конец
Команда повторения
Тело цикла
Блок-схема циклического
алгоритма
начало
да
Есть 10
картофел
нет
Почистить
картофели
ин?
ну
конец
Задача
Принц искал Золушку, примеряя хрустальную туфельку
всем девушкам королевства до тех пор, пока одной из
них эта туфелька оказалась впору. Составить действия
принца в виде блоксхемы.
начало
распрощаться
с девушкой
встретить девушку
примерить ей туфельку
нет
подошла?
д
а
Золушка найдена
конец
ДАВАЙТЕ ОБСУДИМ
1. Какой алгоритм называют линейным?
2. Приведите пример линейного
алгоритма.
3. Какой алгоритм называют
разветвляющимся?
4. Приведите пример разветвляющегося
алгоритма.
5. Вспомните, герои каких русских
народных сказок совершают выбор,
определивший их судьбу.
6. Какой алгоритм называют
циклическим?
7. Приведите пример циклического
алгоритма.
ЗАДАЧИ
для самостоятельного
выполнения
1. Составить линейный алгоритм в виде блок-схемы: стр.
85, №15 (4) рабочей тетради.
2. Выполнить вычисления по блок-схеме разветвляющегося
алгоритма: стр. 100, №32 рабочей тетради.
3. Заполнить блок-схему цикла действиями: стр. 114, №46
рабочей тетради.
Использованные материалы:
•Л.Л. Босова, А.Ю. Босова Учебники « Информатика 6,7 класс». Бином.
2013.
•Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие. 6, 7 класс
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
• Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. Электронное приложение. 6, 7 класс
•http://lbz.ru/books/228/7397/
•http://lbz.ru/books/540/4071/
•http://uch.znate.ru/tw_files2/urls_1/5/d-4704/4704_html_12a56ffd.gif
• Интерактивные ресурсы к учебнику 6-го, 7-го класса, автор Антонов А.М., НОУ
школа "Ксения" г. Архангельск.
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/umk.php
• http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/02/27/fizminutka_dlya_glaz_2.rar