Презентация по информатике на тему: Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. (9 класс)
Оценка 4.7
Презентации учебные
pptx
информатика
9 кл
27.06.2017
Рассматриваются темы: возникновение кибернетики; что такое управление; что такое алгоритм управления; также что такое линейный алгоритм; обратная связь; модель управления с обратной связью; циклы и ветвления в алгоритмах; системы с программным управлением; рассматривается вариант управления без обратной связи где алгоритм представляет собой только однозначную(линейную) последовательность команд.
25,26 9 класс!.pptx
Презентация по информатике на тему: Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. (9 класс)
§ 25. УПРАВЛЕНИЕ И
КИБЕРНЕТИКА
§ 26. УПРАВЛЕНИЕ С ОБРАТНОЙ
СВЯЗЬЮ
Презентация по информатике на тему: Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. (9 класс)
Вы уже знакомы с некоторыми областями
использования компьютеров. Знаете, что с
помощью компьютера можно печатать книги,
выполнять чертежи и рисунки; быстро
передавать информацию на большие
расстояния, создавать компьютерные
справочники на любую тему; производить
расчеты. Существует еще одно важное
приложение компьютерной техники —
использование компьютеров для управления.
Презентация по информатике на тему: Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. (9 класс)
ВОЗНИКНОВЕНИЕ
КИБЕРНЕТИКИ
В 1948 году в США и Европе
вышла книга американского
математика Норберта Винера
«Кибернетика, или управление и
связь в животном и машине». Эта
книга провозгласила рождение
новой науки — кибернетики.
Презентация по информатике на тему: Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. (9 класс)
Не случайно время появления этого научного
направления совпало с созданием первых
ЭВМ. Н. Винер (рис. 5.1) предвидел, что
использование ЭВМ для управления станет
одним из важнейших их приложений, а для
этого потребуется глубокий теоретический
анализ самого процесса управления. Этому и
посвящена наука кибернетика.
Презентация по информатике на тему: Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. (9 класс)
ЧТО ТАКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Управление есть целенаправленное воздействие
одних объектов, которые являются
управляющими, на другие объекты —
управляемые.
Простейшая ситуация — два объекта: один —
управляющий, второй — управляемый.
Например: человек и телевизор, хозяин и собака,
светофор и автомобиль. В первом приближении
взаимодействие между такими объектами можно
описать схемой, изображенной на рис. 5.2.
Презентация по информатике на тему: Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. (9 класс)
В приведенных примерах управляющее
воздействие производится в разных формах:
человек нажимает клавишу или поворачивает
ручку управления телевизором; хозяин
голосом подает команду собаке; светофор
разными цветами управляет движением
автомобилей и пешеходов на перекрестке.
С кибернетической точки зрения все
варианты управляющих воздействий следует
рассматривать как управляющую
информацию, передаваемую в форме команд.
Презентация по информатике на тему: Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. (9 класс)
В примере с телевизором через пульт
управления передаются команды следующего
типа: «включить/выключить», «переключить
канал», «увеличить/уменьшить громкость».
Хозяин передает собаке команды голосом:
«Сидеть!», «Лежать!», «Взять!». Световые
сигналы светофора шофер воспринимает как
команды: красный — «стоять», зеленый —
«ехать», желтый — «приготовиться».
Презентация по информатике на тему: Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. (9 класс)
АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ
В данном выше определении сказано, что
управление есть целенаправленный процесс,
т. е. команды отдаются не случайным образом,
а с вполне определенной целью.
В простейшем случае цель может быть
достигнута после выполнения одной команды.
Для достижения более сложной цели бывает
необходимо выполнить последовательность
(серию) команд.
Презентация по информатике на тему: Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. (9 класс)
Последовательность команд по
управлению объектом, выполнение
которой приводит к достижению
заранее поставленной цели, называется
алгоритмом управления.
В таком случае объект управления можно
назвать исполнителем управляющего
алгоритма. Значит, в приведенных выше
примерах телевизор, собака, автомобиль
являются исполнителями управляющих
алгоритмов, направленных на вполне
конкретные цели (найти интересующую
передачу, выполнить определенное задание
хозяина, благополучно проехать перекресток).
Презентация по информатике на тему: Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. (9 класс)
С точки зрения кибернетики взаимодействие
между управляющим и управляемым
объектами рассматривается как
информационный процесс.
С этой позиции оказалось, что самые
разнообразные процессы управления в
природе, технике, обществе происходят
сходным образом, подчиняются одним и тем
же принципам.
Презентация по информатике на тему: Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. (9 класс)
ЛИНЕЙНЫЙ АЛГОРИТМ
Если внимательно обдумать рассмотренные в
предыдущем параграфе примеры, то можно
прийти к выводу, что строго в соответствии со
схемой на рис. 5.2 работает только система
«светофор — автомобили». Светофор «не глядя»
управляет движением машин, не обращая
внимания на обстановку на перекрестке. Вот
алгоритм работы светофора:
КРАСНЫЙЗЕЛЕНЫЙЖЕЛТЫЙКРАСНЫЙ
ЗЕЛЕНЫЙЖЕЛТЫЙКРАСНЫЙ и т. д.
Такой алгоритм называется линейным или
последовательным.
Презентация по информатике на тему: Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. (9 класс)
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Совсем иначе протекает процесс управления
телевизором или собакой. Прежде чем отдать
очередную команду, человек смотрит на
состояние объекта управления, на результат
выполнения предыдущей команды.
Если он не нашел нужную передачу на
данном канале, то он переключит телевизор
на следующий канал; если собака не
выполнила команду «лежать!», хозяин
повторит эту команду.
Презентация по информатике на тему: Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. (9 класс)
Из этих примеров можно сделать вывод, что
управление происходит эффективнее, если
управляющий не только отдает команды, т. е.
работает прямая связь, но и принимает
информацию от объекта управления о его
состоянии. Этот процесс называется обратной
связью.
Обратная связь — это процесс передачи
информации о состоянии объекта
управления управляющему объекту.
Презентация по информатике на тему: Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. (9 класс)
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ С ОБРАТНОЙ
СВЯЗЬЮ
Управлению с обратной связью соответствует
схема, изображенная на рис. 5.3.
Презентация по информатике на тему: Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. (9 класс)
ЦИКЛЫ И ВЕТВЛЕНИЯ В
АЛГОРИТМАХ
Вот как можно записать алгоритм поиска нужной
передачи по телевизору:
ВКЛЮЧИТЬ ТЕЛЕВИЗОР НА 1М КАНАЛЕ
ПОКА НЕ БУДЕТ НАЙДЕНА ИСКОМАЯ
ПЕРЕДАЧА,
ПОВТОРЯТЬ:
ПЕРЕКЛЮЧИТЬ ТЕЛЕВИЗОР НА
СЛЕДУЮЩИЙ
КАНАЛ
В этом алгоритме содержится указание на
повторение одних и тех же действий (переключить
канал) по некоторому условию (пока не найдем
передачу). Такой алгоритм называется
циклическим.
Презентация по информатике на тему: Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. (9 класс)
Если вместо светофора на перекрестке дорог
работает милиционеррегулировщик, то
управление движением станет более
рациональным. Регулировщик следит за
скоплением машин на пересекающихся
дорогах и дает «зеленую улицу» в том
направлении, в котором в данный момент это
нужнее.
Нередко изза «безмозглого» управления
светофора на дорогах возникают «пробки». И
тут непременно приходит на помощь
регулировщик.
Презентация по информатике на тему: Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. (9 класс)
Назовем пересекающиеся дороги: Дорога1 и
Дорога2. Логика управления движением
описывается следующим алгоритмом:
ЕСЛИ НА ДОРОГЕ1 СКОПИЛОСЬ БОЛЬШЕ
МАШИН
ТО ОТКРЫТЬ ДВИЖЕНИЕ ПО ДОРОГЕ1
ИНАЧЕ ОТКРЫТЬ ДВИЖЕНИЕ ПО ДОРОГЕ2
Здесь по определенному условию происходит
выбор одного из двух действий. Такой алгоритм
называется ветвящимся. Проверка выполнения
условия и в первом и во втором примере стала
возможна благодаря обратной связи: телезритель
наблюдает за состоянием телевизора, милиционер
наблюдает за состоянием движения на дорогах.
Презентация по информатике на тему: Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. (9 класс)
В варианте управления без обратной связи
алгоритм может представлять собой только
однозначную (линейную) последовательность
команд.
При наличии обратной связи и
«интеллектуального» управляющего объекта
алгоритмы управления могут иметь сложную
структуру, содержащую альтернативные
команды (ветвления) и повторяющиеся
команды (циклы).
При наличии обратной связи алгоритм
может быть более гибким, допускающим
проверку условий, ветвления и циклы.
Презентация по информатике на тему: Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. (9 класс)
СИСТЕМЫ С ПРОГРАММНЫМ
УПРАВЛЕНИЕМ
Принцип управления с обратной связью и есть
основной закон, открытый кибернетической
наукой. Он действует в системах самой разной
природы: технических, биологических,
социальных.
Системы, в которых роль
управляющего объекта поручается
компьютеру, называются
автоматическими системами с
программным управлением.
Презентация по информатике на тему: Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. (9 класс)
Для функционирования такой системы, во
первых, между компьютером и объектом
управления должна быть обеспечена прямая и
обратная связь, вовторых, в память
компьютера должна быть заложена
программа управления (алгоритм, записанный
на языке программирования). Поэтому такой
способ управления называют программным
управлением.
Программное управление широко
используется в технических системах:
автопилот в самолете, автоматическая линия
на заводе, ускоритель элементарных частиц в
физической лаборатории, атомный реактор на
электростанции и пр.
Презентация по информатике на тему: Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. (9 класс)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что такое обратная связь в процессе управления?
2. Какую структуру имеет управляющий алгоритм в системе без
обратной связи?
3. Какую структуру может иметь управляющий алгоритм при
наличии обратной связи?
4. Что такое система с программным управлением?
5. Проанализируйте систему «учитель—класс» как систему
управления. Кто здесь управляющий объект, кто — объект
управления? Какие действуют механизмы прямой и обратной
связи?
6. Придумайте ситуации на уроке, когда учитель использует
ветвление или цикл, принимая управляющие решения.
7. Назовите систему, в которой учитель является объектом
управления. Проанализируйте ее.
8. Опишите систему обучения, в которой роль учителя выполняет
компьютер. Какие механизмы прямой и обратной связи действуют
в такой системе? В чем преимущества и в чем недостатки
компьютерного обучения по сравнению с традиционным?
Презентация по информатике на тему: Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. (9 класс)
1. Кто был основателем кибернетики? В каком
году вышла первая книга по кибернетике?
2. Что такое управление?
3. Что представляет собой управляющее
воздействие с точки зрения кибернетики?
4. Что такое алгоритм управления?
5. Определите, кто играет роль управляющего и
кто (или что) играет роль объекта управления в
следующих системах: школа, класс, самолет, стая
волков, стадо коров.
6. Для систем управления, выявленных в
предыдущей задаче, назовите некоторые
команды управления и скажите, в какой форме
они отдаются.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.