К общим средствам художественной выразительности относятся: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др. Они могут существенно усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отношение человека, вызвать определенные образы, ассоциации, воспоминания. Композиция, построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность.
1
2
3
4
6
5
7
7
8
10
9
11
12
13
14
Какими
средствами
воздействует
искусство?
К общим средствам художествен
ной выразительности относятся:
композиция, форма, ритм,
пропорции, фактура, цвет, тон,
интонация и др. Они могут
существенно усилить воздействие
художественного произведения,
повлиять на отношение человека,
вызвать определенные образы,
ассоциации, воспоминания.
Композиция
Композиция
это построение художественного
произведения, обусловленное его
содержанием, характером,
назначением.
Композиция,
построенная
по законам
искусства,
придает
произведению
целостность и
гармоничность
Ф.Васильев. Лето. Речка в Красном селе.
1870
Композиция
Композиция
•В
изобразительном
искусстве
композиция
определяет
расположение всех
частей единого
целого в
пространстве или
на плоскости.
Ф.Васильев.
На Мойке. 1871
Композиция
Композиция
•В музыке, литературе, кино и театре
композиция определяет расположение всех
частей во времени и в развитии.
Вертикальная композиция придает
художественному произведению порыв, движение
вверх;
горизонтальная – статичность, спокойствие или
движение мимо зрителя;
диагональная композиция передает динамику
действия, движение на зрителя или от него и
охватывает большие пространства.
Виды композиции
Виды композиции
Вертикальная
композиция придает
художественному
произведению порыв,
движение вверх или
создает ощущение
сдавленности
Л.Ф. Жегин
Толпа. 1910е
П. Сезанн. Натюрморт с белым кувшином
Виды
Виды
композиции
композиции
В.Суриков.
Меншиков в
Березове. 1883
Горизонтальная композиция создает
ощущение статичности, спокойствия
или движения мимо зрителя
Ф. Сурбаран. Натюрморт с апельсинами
Виды
Виды
композиции
композиции
Диагональные композиции передают
динамику действия, движение на
зрителя или от него и охватывают
большие пространства
Композиционный центр
В.Суриков. Боярыня Морозова. 1887
В изобразительном искусстве различают композиции:
В. В. Верещагина «Двери Тимура (Тамерлана)»
Вертикальная
Горизонтальная
ПетровВодкин «Смерть комиссара»
Ф. Сурбаран. Натюрморт с апельсинами
Диагональная
Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с
мирозданием. Слово ритм означает «мерность».
Ритм это объединяющее движение, характеризующееся
повторяющимся рисунком, чередованием элементов или
мотивов одинаковой или модифицированной формы. Ритм
это динамическая последовательность с характерным
повторением или чередованием элементов или мотивов
формы в одинаковом и варьирующем порядке.
На знаменитой картине Сандро Боттичелли
(1445—1510) «Весна»
Сандро Боттичелли. Весна. 1477
справа, легко
скользя по
цветущему лугу в
прозрачных, легких
одеждах, рассыпает
цветы сама Весна.
Преследуемая
Зефиром Флора
словно ищет у нее
защиты.
В центре под аркой
ветвей стоит Венера.
Ее жест указывает на
трех граций,
причудливо сплетающих
в хороводе руки.
Слева тянется за
апельсином Меркурий.
Персонажи как будто не замечают друг друга,
фигуры существуют независимо друг от друга.
Прозрачные одежды едва прикрывают тонкие,
гибкие тела. Ясные и в то же время тягуче-нежные
линии создают ощущение зачарованности. На всех
лицах лежит тень невысказанной грусти. Фигуры
как будто двигаются с бесшумной легкостью.
Их объединяет общий ритм.
Сопоставим особенности композиции этого живописного
полотна с особенностями построения (формой)
музыкального произведения с тем же названием.
«Весна» — первый концерт в
цикле концертов «Времена
года» Антонио Вивальди (1678–
1741).
Концерты этого цикла —
программная музыка.
Предполагается, что автором
стихов является сам Вивальди.
Музыка точно следует за
образами стихов. Сонеты
настолько соответствуют
музыкальной форме
концертов, что невольно
возникает подозрение, не
сочинены ли они к уже
написанной музыке.
Первая часть концерта «Весна грядет!»
открывается необычайно радостным мотивом,
иллюстрирующим ликование, вызванное
приходом весны, — играет весь оркестр (tutti).
Этот мотив является своего рода рефреном,
что придает музыке форму, похожую на рондо.
Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные
вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест, звучит небесный
гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в
пространстве голубом.
Вторая часть — «Сон крестьянина». Вивальди
не без юмора нарисовал картину сладкого сна
— солирующая скрипка поет мелодию, очень
тихое (pp) звучание всех скрипок оркестра
в мягком пунктирном ритме изображает
шелест листвы, а голоса альтов — лай собаки,
«охраняющей» сон хозяина.
Цветов дыханье, шелест
трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день
устав,
И тявкает чуть слышно пес.
А. Венецианов. Спящий пастушок
Третья часть («Танец-пастораль»)
полна энергии и
жизнерадостности. Ритм этой части
напоминает поступь старинного
итальянского танца сицилианы, его
особый признак — повторяющаяся
ритмическая фигура
Пастушеской волынки звук
Разносится, гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный
круг
Весны расцвечен дивными
лучами.
Ю. Судейкин. Балетная пастораль
Руины древнегреческого храма
Ритм сложился под влиянием де
ятельности человека: шага, танца, за
клинания, плачапричета, укачивания
ребенка, бытовой речи, этапов ра
боты, Ритм подсказывает и природа:
сердцебиение и пульс живого орга
низма, пение птиц, движение морс
ких волн и т. п. Такие ритмы понятны
всем людям. С помощью ритма мож
но выразить состояния покоя и без
мятежности, величия и стабильности,
суетливости и испуга.
Реймский собор. Франция
В европейской
культуре в Средние
века вытянутые по
вертикали пропор
ции соборов создавали
образы, созвучные
устремленной к небу в
эмоциональном
порыве душе человека.
В
древнерусском
искусстве выразитель
ные пропорции
архитектурных пост
роек несли в себе
образы, объединя
ющие человека с
природой.
Вопрос:
Посмотрите фрагменты орнаментов из иллюстраций И. Билибина
к русским народным сказкам, репродукцию картины «На катке»
А. Дейнеки. Какой эффект создает ритмическая организация
орнамента и композиции картины?
Фактура от лат. factura — обработка,
строение.
В изобразительном
искусстве фактура — это
характер обработки
поверхности
изделия декоративно
прикладного искусства,
скульптуры или живописной
плоскости, способ
передачи особенностей
реальных предметов
(бархат, шелк, бронза и др.)
изобразительными
средствами. Это и
совокупность технических
приемов художника:
ведение кисти, наложение
красочных слоев, удары
резца, полировка.
В музыке под фактурой понимают ха
рактер, совокупность средств музыкально
го изложения, склад, тип взаимоотношений
различных голосов музыкальной ткани: гар
моническая (аккордовая), в которой голоса
движутся «стройными рядами»; полифоничес
кая, в которой каждый голос самостоятелен;
гомофонногармоническая.
Форма представляет собой сумму приемов,
выразительных и изобразительных средств для
создания художественного образа в любом виде
искусства. Благодаря форме рождается внешнее
выражение определенного содержания, например,
изобразительная форма, музыкальная форма,
стихотворная форма. В разных видах искусства внешнее
выражение имеет свои особенности.