Зарождение романского стиля
Стиль, господствовавший в XI-XIII веках, называют романским (от латинского слова «Рома» - Рим), поскольку архитекторы этого времени применяли некоторые древнеримские строительные приемы.
массивность
монументальность
строгость
толстые стены
полукруглые арки
отсутствие яркого декора.
мало окон
В XII веке в северной Франции зародился новый стиль средневекового искусства. Современники именовали его «французской манерой», а потомки стали называть готикой (от названия древнегерманского племени готов)
стрельчатые арки
большие окна с витражами
легкость
роза
яркий декор
Это было самое большое здание в городе, где не только проводили церковную службу, но и устраивали собрания горожан, театральные представления, читали лекции профессора университетов, подписывали договоры между государствами.
Мозаика
сложная техника складывания картины из разноцветных кусочков смальты (сплава стекла с минеральными красками).
Здесь точно рассчитывался угол падения света, поверхность мозаики делалась чуть шерховатой.
Фрагмент витража
Богородица
живописное полотно из кусочков разноцветного стекла, особую роль играл угол падения света.
Использовались синие, красные, желтые цвета.Изображение было плоское, без теней, темы на религиозные сюжеты, которые носили поучающий характер.
Рыцарская поэзия
Трубадуры - Французские провансальские поэты ХI-ХIII вв. Их изысканная лирика была посвящена куртуазной рыцарской любви.
Миннезингеры - Немецкие средневековые придворные певцы (ХII - ХIVвв.), авторы слов и музыки; воспевали куртуазную рыцарскую любовь, служение богу и феодалу.
Менестрели - профессиональные придворные певцы в средневековой Англии и Франции; основная тема песен - куртуазная любовь и рыцарские подвиги.
Ваганты - бродячие актеры (нищие студенты, низшие клирики, школяры), вольнодумные певцы ХII - ХIIIвв.; основная тема песен - антирелигиозная и антиаскетическая.
Барды - Профессиональные певцы, странствующие или живущие при дворе английских феодалов (Ирландия, Шотландия, Уэльс).
Светские вокально-инструментальные жанры
Баллада - Лирико - эпический жанр поэзии Англии и Франции (ХIV - ХVI вв.)
Мадригал - Небольшое музыкально - поэтическое произведение любовно - лирического содержания (ХIV - ХVIвв.)
Баркарола - Песня венецианских гондольеров; бытовой музыкальный жанр
Баллето - Небольшое вокальное или инструментальное полифоническое сочинение танцевального характера.
Устройство средневекового университета
Университет (во главе ректор)
Факультет свободных искусств
Юридический
факультет
Медицинский
факультет
Теологический
(богословский)
факультет
Тривиум (грамматика, риторика и диалектика).
Квадривиум (арифметика, геометрия, музыка и астрономия).
Бакалавр
Магистр
АЛХИМИЯ [араб. al-kimījā’ — философский камень, сокровенное искусство] - средневековая мистическая наука, искавшая философский камень, средство превращения простых металлов в драгоценные и т.п.
АСТРОЛОГИЯ [от греч. astron — звезда и logos — учение] - учение о звездах, основанное на вере, что по расположению звезд можно предсказывать будущее
Ученые - схоласты
Логике - технике рассуждения - схоласты уделяли много внимания.
Схоластика — религиозная философия, стремящаяся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.
Силлогизм - это особое умозаключение, при котором на основании нескольких (чаще всего двух) различных суждений с необходимостью выводится новое.
Всякое преступление наказуемо
Обман есть преступление
Следовательно: обман наказуем.
Змеи не имеют ног.
Змея - животное.
Следовательно: некоторые животные не имеют ног.
Петр Абеляр (1079 -1142) – утверждал что «истинно то, что доказано разумом».
Он учил что нужно полагаться не на древние авторитеты, как было принято в то время, а на собственный разум и умение рассуждать.
Он ставил знание выше веры.
Пьер Абеляр. Средневековая
миниатюра.
«Удивительный доктор»
Роджер Бэкон считал, что в изучении окружающего мира нужно полагаться даже не на разум, а на опыт и наблюдение. Только опыт может подтвердить или опровергнуть выводы разума. Роджер Бэкон за смелые взгляды подвергался преследованиям со стороны церкви, много лет проведя в монастырской тюрьме.
Роджер Бэкон
Параллельно многие философы занимались алхимией (поиск философского камня, превращавшего все в золото) и астрологией-предсказанием судьбы по звездам.
В результате их опытов были совершены открытия в соседних областях науки-химии и астрономии - обнаружены новые звезды, получены новые сплавы
Парацельс.
Легендарный алхимик.
Выводы:
Расширились представления о мире
Увеличилось число грамотных людей
Развивается наука
Средневековье не было упадком. Это время особого взгляда на многие вещи, что нашло свое отражение во всех сферах культуры
В недрах средневековья зародились идеи Возрождения
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.