Презентация по истории на тему "Дворцовые перевороты"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 28.10.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала урок Дворцовые перевороты.pptx

Тема: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ» 1725-1762

Эпиграф урока:

« Тут кротко или строго
Царило много лиц.
Царей не очень много
А более цариц».
А.К. Толстой.

План работы:

1.Повторение изученного материала
2.Выступления, обобщение знаний и заполнение таблици
3.Игра «Ты мне- я тебе»
4.Оценивание.
5 Итоги

Оценивание

«5» - если материал усвоен в полном объеме, изложение логично,
основные умения сформированы и устойчивы,
выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
«4» - в усвоении материала незначительные пробелы,
изложение недостаточно систематизированное,
отдельные умения недостаточно устойчивы,
в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
 
«3»- в усвоении материала имеются пробелы,
он излагается не систематизировано,
отдельные умения недостаточно сформулированы,
выводы и обобщения аргументированы слабо,
допускаются ошибки.

Умения и навыки

1) Рационально использовать время;
2) Осуществлять взаимо – и самоконтроль;
3) Уметь соотносить результат своей работы с поставленными целями;
4) Использовать различные источники для получения знаний;
5) Умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
6) Умение устанавливать логические связи между событиями;
7) Умение работать с таблицей.

Тема: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ»

Задачи: ответить на вопросы:
что такое «дворцовый переворот»?
назвать причины, как и почему происходили дворцовые перевороты?
перечислить участников этих событий, кто в них участвовал?
рассказать о каждом из участнике и подвести итоги их правления
работать на уроке: отвечать,анализировать, заполнить таблицу
 

Проблемный вопрос:

Почему в эпоху Московской Руси и допетровской России не известно случаев покушения на государя и стремления свергнуть его с престола со стороны подданных, а в 18 веке наступает эпоха дворцовых переворотов? Что изменилось? В чем причины дворцовых переворотов?

Тема: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ» 1725-1762

Сказ о династии Романовых

Михаил Федорович Романов

Михаил Федорович
был избран царем
в 16 лет и
царствовал
тридцать два года.

Годы правления 1613 - 1645


Алексей Михайлович Романов

Алексей – сын Михаила Федоровича царствовал долго, почти тридцать один год. Было у него 3 сына .После смерти которые правили престолом.

Годы правления 1645 - 1676

Иоанн V

Федор III

Пётр I

Романовы

Федор Алексеевич

 Один из наиболее образованных русских царей. При нем была проведена перепись населения, отменен указ о невыдаче беглых, которые записались в ратную службу, введено подворное обложение, уничтожено местничество.
Успешным шагом во внешней политике оказалась русско-турецкая война
1676-1681.


 (1676-1682)

(1689-1725)

Иоанн V

Пётр I

Cофья Алексеевна

(1682-1689)

(1682-1696)

Романовы

Петр I “Великий”

 Первый российский император, выдающийся государственный деятель, дипломат, полководец и реформатор.

Петр I Алексеевич
(1689-1725)

Романовы

?

Тема: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ» 1725-1762

Тема: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ»

Определение
Период (с…по…)
Причины (почему?)
Участники (кто?)
Ход (а именно…)
Итоги и последствия.
?

Дворцовые перевороты-

смена правителей, совершавшаяся дворянскими группировками при помощи гвардии.

Тема: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ» 1725-1762

Тема: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ» 1725-1762

3.Причины:
1.Усиление роли гвардии в государственных делах (т.к. гвардия была дворянской по своему составу);
2. Указ Петра I о престолонаследии (1722г.), который оставлял за монархом право передавать российский трон тому, кого он сам выберет;
3. Появление дворянских группировок «партий», борющихся за власть;
4. Большое количество прямых и косвенных наследников дома Романовых

Тема: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ» 1725-1762

4.Участники:
Екатерина I.
Петр II.
Анна Иоанновна.
Иоанн VI Антонович.
Елизавета Петровна.
Петр III.

Дворцовые перевороты…….



п/п


Император

Годы правления

Отношение к династии Романовых
(родств.связи)


Как получил трон,поддержка
.

Реформы и
преобразования

1

2

3

4

5

6


1

Екатерина I
(Марта Скавронская)


2


Петр II
(Алексеевич)


3


Анна Иоановна

4

Иван VI
(Антонович)
Анна Леопольдовна



5



Елизавета Петровна



6


Петр III
Федорович

Екатерина I

Марта Самуилова Скавронская,. Родилась в семье Прибалтийского (Латышского) крестьянина, захвачена в плен русскими войсками, В 1703 году ее увидел Петр I и вскоре она стала при дворе. Здесь она приняла православие и была названа Екатериной Алексеевной, затем женой Петра 1 и правящей императрицей российской. В её честь Петром I был учреждён орден Св.Екатерины (в 1713) и назван город Екатеринбург на Урале (в 1723).

(1725-1727)

23


Екатерина I Романова

Годы правления
1725 - 1727

-официально открыта Академия наук (1725) и отправлена первая экспедиция В. Беринга на Камчатку;
-учрежден кавалерственный орден Александра Невского в мае 1725 года
ликвидирован Главный магистрат, сокращено количество бюрократических учреждений..
- разрешино дворянам продавать товары в городах, портах и на рынках, а также заводить мануфактуры для переработки «домашних товаров».
-отменена казенная монополия и снижены таможенные пошлины на отдельные виды товаров.

Дворцовые перевороты…….



п/п


Император

Годы правления

Отношение к династии Романовых
(родств.связи)


Как получил трон,поддержка
.

Реформы и
преобразования

1

2

3

4

5

6


1

Екатерина I
(Марта Скавронская)

1725 - 1727

Жена

Гвардейские полки,ближайшие соратники Петра,А.Меньшиков

создание верховного тайного совета,
ограничение ф-ций Сената.
установление очерёдности престолонаследия.
открытие Академии наук,
организация экспедиции на Камчатку.
разрешение дворянам заниматься торговлей и промышленностью.

1727-1730 Пётр II Алексеевич
– внук Петра I

Сын царевича Алексея , воспитанный в окружении старой родовой аристократии. Император в 12 лет

Петр Алексеевич родился в 1715 году, он был внуком Петра Великого. Петр II вступил на престол сразу же после Екатерины I, в 1727 году ,на момент коронации ему было всего лишь около 11 лет, но в связи с молодым возрастом император не мог править сам и находился под влиянием Меньшикова, а затем все государственные дела он передал Остерману. Огромное влияние также на него оказали Долгорукие.
После смерти Петр II не осталось прямых потомков династии Романовых. 

Петр II(1727-1730) 

Дворцовые перевороты…….



п/п


Император

Годы правления

Отношение к династии Романовых
(родств.связи)


Как получил трон,поддержка
.

Реформы и
преобразования

1

2

3

4

5

6


2

Петр II

1727-1730

внук

Аристократи
ческие круги, Меньшиков,Долгорукие

Двор переехал в Москву, усиление роли Верховного тайного совета,

1730-1740 Анна Ивановна
- дочь Ивана (V) Алексеевича

Верховного Тайного Совета был сделан в пользу Анны Ивановны, дочери старшего брата Петра l, живущей в Курляндии.

Романовы

Анна Иоанновна

Анна Иоанновна
(1730-1740) была выдана дядей Петром I  замуж за герцога курляндского.
После смерти Петра II была приглашена 25 января 1730 г. на российский престол Верховным тайным советом.
В годы ее правления был распущен Верховный совет, восстановлено значение Сената, был учрежден Кабинет министров, была воссоздана Канцелярия тайных розыскных дел.


Кондиции – условия, ограничивающие самодержавную власть.

Кондиции
делить власть с Верховным Тайным Советом.
Без его ведома:
не объявлять войны и мира;
не вводить новых налогов;
не награждать чиновников чином выше полковника;
не жаловать вотчин;
не конфисковывать вотчины без суда.
Совет командует гвардией.



По совету гвардейцев Анна разрывает кондиции

«Бироновщина»

Наибольшее влияние при дворе императрицы получил ее фаворит- Эрнст Бирон.
Важнейшие должности при дворе получили немцы, занявшие все места в Верховном Тайном Совете.

Дворцовые перевороты…….



п/п


Император

Годы правления

Отношение к династии Романовых
(родств.связи)


Как получил трон,поддержка
.

Реформы и
преобразования

1

2

3

4

5

6


3


Анна Иоановна

Анна Иоанновна

1730-1740

Племянница, дочь Ивана 5

Эпоха немецкого владычества,
А. Остерман,
Э. Бирон

Ликвидация Верховного тайного совета, создание Кабинета министров.
Создание кадетского корпуса, ограничение дворянской службы.
сформированы Измайловский и Конный гвардейские полки
Уменьшение казны. -Введение моды на балы. -Завершение строительства Петергофа. -Введение европейского стиля жизни.

1740-1741 Иван VI Антонович (при Анне Леопольдовне)

Внук сестры Анны Иоанновны.
Регент - мать.
Управлением государства практически не занималась, доверив его Кабинету министров.

Романовы

Иван VI

Иван VI Антонович 
(1740-1741) — сын Анны Леопольдовны, племянницы Анны Иоанновны. 25 ноября 1741 г. Елизавета вместе с преображенцами арестовала Остермана, императора, его
родителей и все их окружение. Всю оставшуюся жизнь император провел в тюрьме.

Тема: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ» 1725-1762

Кто?

Годы правления

Родство с Петром 1

Кто поддержал?

Реформы и преобразования

Иоанн Антонович

1740-1741

Внучатый племянник Анны Ивановны, внук Петра1

Немецкое дворянство, Э.Бирон
А. Остерман, Б.Миних

Иностранцы были удалены от двора, а в управлении государством огромную роль стали играть фавориты - А.Разумовский, П.Шувалов, А. Бестужев-Рюмин и др.

1741-1761 Елизавета Петровна - дочь Петра I

Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе

Романовы

Елизавета Петровна

Елизавета Петровна
(1741-1761) Внутренняя политика императрицы отличалась стабильностью
и нацеленностью на рост авторитета и мощи государственной власти.
В эти годы Россия участвует в русско-шведской и семилетней войне, заключает антипрусский союз с Австрией, в 1760 году был взят Берлин.

Дворцовые перевороты…….



п/п


Император

Годы правления

Отношение к династии Романовых
(родств.связи)


Как получил трон,поддержка
.

Реформы и
преобразования

1

2

3

4

5

6



5



Елизавета Петровна

1741-1761

Дочь

Гвардейцы, А. Разумовский, Шуваловы

Отмена смертной казни.
Право помещиков ссылать крепостных в Сибирь. Восстановление полномочий Сената..
Отмена внутренних таможен. Учреждение Дворянского, Купеческого банков
Семилетняя война

1761-1762 Пётр III Фёдорович - внук Петра I

Сын Анны Петровны, старшей дочери Петра I и герцога Голштинского. Рос и воспитывался в германском герцогстве. Уважал прусского короля ФридрихаII

Романовы

Петр III
Федорович

(1761-1762) 



Урожденный Карл Петр Ульрих
Гольштейн-Готторпский.
Петр испытывал открытую неприязнь ко всему русскому.
Однако его политика имела вполне последовательный и прогрессивный характер.



После отречения от престола был арестован и отправлен
в Ропшу, умер при
невыясненных обстоятельствах.

Дворцовые перевороты…….



п/п


Император

Годы правления

Отношение к династии Романовых
(родств.связи)


Как получил трон,поддержка
.

Реформы и
преобразования

1

2

3

4

5

6



6


Петр III
Федорович

Петр III

1761-1762

Внук

Не имел опоры

Дарование вольности российскому дворянству. Секуляризация церковных земель

Тема: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ» 1725-1762

Кто?

Годы правления

Родство с Петром 1

Кто поддержал?

Реформы и преобразования

Екатерина I

1725-1727

жена

Гвардейские полки, ближайшие соратники Петра, А. Меньшиков

Создание Верховного тайного совета, ограничение функций Сената. Установление очередности престолонаследия. Открытие Академии наук, организация экспедиции на Камчатку. Разрешение дворянам заниматься торговлей и промышленностью,

Петр II

1727-1730

внук

Аристократи
ческие круги, Долгорукие

Двор переехал в Москву, бездействие флота

Анна Иоанновна

1730-1740

Племянница, дочь Ивана 5

Эпоха немецкого владычества,
А. Остерман,
Э. Бирон

Ликвидация Верховного тайного совета, создание Кабинета министров. Создание кадетского корпуса, ограничение дворянской службы. Отмена майората. Право помещиков определять крепостным меру наказания за побег, сбора подушной подати с крестьян. Отмена протекционистского тарифа

Иоанн Антонович

1740-1741

Внучатый племянник Анны Ивановны, внук Петра1

Немецкое дворянство, Э.Бирон
А. Остерман, Б.Миних

Елизавета II

1741-1761

Дочь

Гвардейцы, А. Разумовский, Шуваловы

Отмена смертной казни. Право помещиков ссылать крепостных в Сибирь. Восстановление полномочий Сената. Семилетняя война. Отмена внутренних таможен. Учреждение Дворянского, Купеческого банков

Петр III

1761-1762

Внук

Не имел опоры

Дарование вольности российскому дворянству. Секуляризация церковных земель

Тема: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ» 1725-1762

В.О. Ключевский «Россия «отдыхает» от Петра»
С.М. Соловьёв «Дворцовые перевороты – шаг назад в российской государственности»
Н.П. Ерошкин «Приемниками Петра 1 оказались слабовольные и малообразованные люди, проявлявшие подчас больше заботы о личных удовольствиях, чем о делах государства»
А.Б. Каменский (историк к 20в.).: «дворцовые перевороты - период модернизации русского общества и государства»
С.О. Шмидт: «период дворцовых переворотов – период интенсивного государственного и культурного строительства, направленного на модернизацию российских порядков в новых условиях.
Задание: расставить + (если вы согласны) или – (если вы не согласны с мнением историка),

Итоги и результаты дворцовых переворотов:

1.Сохранение абсолютной монархии.
2.Усиление экономических и политических позиций дворянства.
3. Существенное сокращение прав крестьян.

Проблемный вопрос

Почему в эпоху Московской Руси и допетровской России не известно случаев покушения на государя и стремления свергнуть его с престола со стороны подданных, а в 18 веке наступает эпоха дворцовых переворотов? Что изменилось? В чем причины дворцовых переворотов?

Тема: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ» 1725-1762

«Ты – мне, я - тебе»
Задание : один человек из группы задает вопрос, тот кто ответит - задает следующий вопрос.
Оценивание : оценивается активность и правильность ответов в игре.(1 балл за поднятую руку (при условии ,что вы знали правильный ответ.

Тема: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ» 1725-1762

Игра: «О ком речь?»
Оценивание :
оценивается активность и правильность ответов
Правило поднятой руки.

Дворцовый переворот – смена правителей, совершавшаяся дворянскими группировками при помощи оружия.

Что такое дворцовый переворот?

ЕкатеринаI

ПетрII

Анна Иоановна

Елизавета Петровна

ПетрIII

Екатерина II

Анна Леопольдовна ИванVI

Тема: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ»

Задачи: ответить на вопросы:
что такое «дворцовый переворот»?
назвать причины, как и почему происходили дворцовые перевороты?
перечислить участников этих событий, кто в них участвовал?
рассказать о каждом из участнике и подвести итоги их правления
работать на уроке: отвечать,анализировать, заполнить таблицу
 

Оценивание

«5» - если материал усвоен в полном объеме, изложение логично,
основные умения сформированы и устойчивы,
выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
«4» - в усвоении материала незначительные пробелы,
изложение недостаточно систематизированное,
отдельные умения недостаточно устойчивы,
в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
 
«3»- в усвоении материала имеются пробелы,
он излагается не систематизировано,
отдельные умения недостаточно сформулированы,
выводы и обобщения аргументированы слабо,
допускаются ошибки.

Домашнее задание:

1.Семилетняя война. Причины и итоги (по плану)
2.Опережающее: сообщение или презентация, или видео сюжет об ЕкатеринеII (по плану)


Семилетняя война. Причины и итоги (по плану)
Опережающее: сообщение или презентацию, или видео сюжет об Екатерине2(по плану)

Семилетняя война. Причины и итоги (по плану)
Опережающее: сообщение или презентацию, или видео сюжет об Екатерине2(по плану)

Спасибо за урок,вы молодци,так держать!