Публикация является частью публикации:
Эпиграф урока:
« Тут кротко или строго
Царило много лиц.
Царей не очень много
А более цариц».
А.К. Толстой.
План работы:
1.Повторение изученного материала
2.Выступления, обобщение знаний и заполнение таблици
3.Игра «Ты мне- я тебе»
4.Оценивание.
5 Итоги
Оценивание
«5» - если материал усвоен в полном объеме, изложение логично,
основные умения сформированы и устойчивы,
выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
«4» - в усвоении материала незначительные пробелы,
изложение недостаточно систематизированное,
отдельные умения недостаточно устойчивы,
в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
«3»- в усвоении материала имеются пробелы,
он излагается не систематизировано,
отдельные умения недостаточно сформулированы,
выводы и обобщения аргументированы слабо,
допускаются ошибки.
Умения и навыки
1) Рационально использовать время;
2) Осуществлять взаимо – и самоконтроль;
3) Уметь соотносить результат своей работы с поставленными целями;
4) Использовать различные источники для получения знаний;
5) Умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
6) Умение устанавливать логические связи между событиями;
7) Умение работать с таблицей.
Тема: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ»
Задачи: ответить на вопросы:
что такое «дворцовый переворот»?
назвать причины, как и почему происходили дворцовые перевороты?
перечислить участников этих событий, кто в них участвовал?
рассказать о каждом из участнике и подвести итоги их правления
работать на уроке: отвечать,анализировать, заполнить таблицу
Проблемный вопрос:
Почему в эпоху Московской Руси и допетровской России не известно случаев покушения на государя и стремления свергнуть его с престола со стороны подданных, а в 18 веке наступает эпоха дворцовых переворотов? Что изменилось? В чем причины дворцовых переворотов?
Михаил Федорович Романов
Михаил Федорович
был избран царем
в 16 лет и
царствовал
тридцать два года.
Годы правления 1613 - 1645
Алексей Михайлович Романов
Алексей – сын Михаила Федоровича царствовал долго, почти тридцать один год. Было у него 3 сына .После смерти которые правили престолом.
Годы правления 1645 - 1676
Иоанн V
Федор III
Пётр I
Романовы
Федор Алексеевич
Один из наиболее образованных русских царей. При нем была проведена перепись населения, отменен указ о невыдаче беглых, которые записались в ратную службу, введено подворное обложение, уничтожено местничество.
Успешным шагом во внешней политике оказалась русско-турецкая война
1676-1681.
(1676-1682)
Романовы
Петр I “Великий”
Первый российский император, выдающийся государственный деятель, дипломат, полководец и реформатор.
Петр I Алексеевич
(1689-1725)
Тема: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ»
Определение
Период (с…по…)
Причины (почему?)
Участники (кто?)
Ход (а именно…)
Итоги и последствия.
?
Дворцовые перевороты-
смена правителей, совершавшаяся дворянскими группировками при помощи гвардии.
Тема: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ»1725-1762
Тема: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ» 1725-1762
3.Причины:
1.Усиление роли гвардии в государственных делах (т.к. гвардия была дворянской по своему составу);
2. Указ Петра I о престолонаследии (1722г.), который оставлял за монархом право передавать российский трон тому, кого он сам выберет;
3. Появление дворянских группировок «партий», борющихся за власть;
4. Большое количество прямых и косвенных наследников дома Романовых
Тема: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ» 1725-1762
4.Участники:
Екатерина I.
Петр II.
Анна Иоанновна.
Иоанн VI Антонович.
Елизавета Петровна.
Петр III.
Дворцовые перевороты…….
|
| Годы правления | Отношение к династии Романовых |
| Реформы и |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Екатерина I | ||||
|
| ||||
|
| ||||
4 | Иван VI | ||||
|
|
| |||
|
|
Екатерина I
Марта Самуилова Скавронская,. Родилась в семье Прибалтийского (Латышского) крестьянина, захвачена в плен русскими войсками, В 1703 году ее увидел Петр I и вскоре она стала при дворе. Здесь она приняла православие и была названа Екатериной Алексеевной, затем женой Петра 1 и правящей императрицей российской. В её честь Петром I был учреждён орден Св.Екатерины (в 1713) и назван город Екатеринбург на Урале (в 1723).
(1725-1727)
23
Екатерина I Романова
Годы правления
1725 - 1727
-официально открыта Академия наук (1725) и отправлена первая экспедиция В. Беринга на Камчатку;
-учрежден кавалерственный орден Александра Невского в мае 1725 года
ликвидирован Главный магистрат, сокращено количество бюрократических учреждений..
- разрешино дворянам продавать товары в городах, портах и на рынках, а также заводить мануфактуры для переработки «домашних товаров».
-отменена казенная монополия и снижены таможенные пошлины на отдельные виды товаров.
Дворцовые перевороты…….
|
| Годы правления | Отношение к династии Романовых |
| Реформы и | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
| Екатерина I | 1725 - 1727 | Жена | Гвардейские полки,ближайшие соратники Петра,А.Меньшиков | создание верховного тайного совета, |
1727-1730 Пётр II Алексеевич
– внук Петра I
Сын царевича Алексея , воспитанный в окружении старой родовой аристократии. Император в 12 лет
Петр Алексеевич родился в 1715 году, он был внуком Петра Великого. Петр II вступил на престол сразу же после Екатерины I, в 1727 году ,на момент коронации ему было всего лишь около 11 лет, но в связи с молодым возрастом император не мог править сам и находился под влиянием Меньшикова, а затем все государственные дела он передал Остерману. Огромное влияние также на него оказали Долгорукие.
После смерти Петр II не осталось прямых потомков династии Романовых.
Петр II(1727-1730)
Дворцовые перевороты…….
|
| Годы правления | Отношение к династии Романовых |
| Реформы и | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
| Петр II | 1727-1730 | внук | Аристократи | Двор переехал в Москву, усиление роли Верховного тайного совета, |
1730-1740 Анна Ивановна
- дочь Ивана (V) Алексеевича
Верховного Тайного Совета был сделан в пользу Анны Ивановны, дочери старшего брата Петра l, живущей в Курляндии.
Романовы
Анна Иоанновна
Анна Иоанновна
(1730-1740) была выдана дядей Петром I замуж за герцога курляндского.
После смерти Петра II была приглашена 25 января 1730 г. на российский престол Верховным тайным советом.
В годы ее правления был распущен Верховный совет, восстановлено значение Сената, был учрежден Кабинет министров, была воссоздана Канцелярия тайных розыскных дел.
Кондиции – условия, ограничивающие самодержавную власть.
Кондиции
делить власть с Верховным Тайным Советом.
Без его ведома:
не объявлять войны и мира;
не вводить новых налогов;
не награждать чиновников чином выше полковника;
не жаловать вотчин;
не конфисковывать вотчины без суда.
Совет командует гвардией.
По совету гвардейцев Анна разрывает кондиции
«Бироновщина»
Наибольшее влияние при дворе императрицы получил ее фаворит- Эрнст Бирон.
Важнейшие должности при дворе получили немцы, занявшие все места в Верховном Тайном Совете.
Дворцовые перевороты…….
|
| Годы правления | Отношение к династии Романовых |
| Реформы и | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
|
| Анна Иоанновна | 1730-1740 | Племянница, дочь Ивана 5 | Эпоха немецкого владычества, | Ликвидация Верховного тайного совета, создание Кабинета министров. |
1740-1741 Иван VI Антонович(при Анне Леопольдовне)
Внук сестры Анны Иоанновны.
Регент - мать.
Управлением государства практически не занималась, доверив его Кабинету министров.
Романовы
Иван VI
Иван VI Антонович
(1740-1741) — сын Анны Леопольдовны, племянницы Анны Иоанновны. 25 ноября 1741 г. Елизавета вместе с преображенцами арестовала Остермана, императора, его
родителей и все их окружение. Всю оставшуюся жизнь император провел в тюрьме.
Тема: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ» 1725-1762
Кто? | Годы правления | Родство с Петром 1 | Кто поддержал? | Реформы и преобразования |
Иоанн Антонович | 1740-1741 | Внучатый племянник Анны Ивановны, внук Петра1 | Немецкое дворянство, Э.Бирон |
Иностранцы были удалены от двора, а в управлении государством огромную роль стали играть фавориты - А.Разумовский, П.Шувалов, А. Бестужев-Рюмин и др.
1741-1761 Елизавета Петровна - дочь Петра I
Романовы
Елизавета Петровна
Елизавета Петровна
(1741-1761) Внутренняя политика императрицы отличалась стабильностью
и нацеленностью на рост авторитета и мощи государственной власти.
В эти годы Россия участвует в русско-шведской и семилетней войне, заключает антипрусский союз с Австрией, в 1760 году был взят Берлин.
Дворцовые перевороты…….
|
| Годы правления | Отношение к династии Романовых |
| Реформы и |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
| 1741-1761 | Дочь | Гвардейцы, А. Разумовский, Шуваловы | Отмена смертной казни. |
1761-1762 Пётр III Фёдорович - внук Петра I
Сын Анны Петровны, старшей дочери Петра I и герцога Голштинского. Рос и воспитывался в германском герцогстве. Уважал прусского короля ФридрихаII
Романовы
Петр III
Федорович
(1761-1762)
Урожденный Карл Петр Ульрих
Гольштейн-Готторпский.
Петр испытывал открытую неприязнь ко всему русскому.
Однако его политика имела вполне последовательный и прогрессивный характер.
После отречения от престола был арестован и отправлен
в Ропшу, умер при
невыясненных обстоятельствах.
Дворцовые перевороты…….
|
| Годы правления | Отношение к династии Романовых |
| Реформы и | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
|
| Петр III | 1761-1762 | Внук | Не имел опоры | Дарование вольности российскому дворянству. Секуляризация церковных земель |
Тема: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ» 1725-1762
Кто? | Годы правления | Родство с Петром 1 | Кто поддержал? | Реформы и преобразования |
Екатерина I | 1725-1727 | жена | Гвардейские полки, ближайшие соратники Петра, А. Меньшиков | Создание Верховного тайного совета, ограничение функций Сената. Установление очередности престолонаследия. Открытие Академии наук, организация экспедиции на Камчатку. Разрешение дворянам заниматься торговлей и промышленностью, |
Петр II | 1727-1730 | внук | Аристократи | Двор переехал в Москву, бездействие флота |
Анна Иоанновна | 1730-1740 | Племянница, дочь Ивана 5 | Эпоха немецкого владычества, | Ликвидация Верховного тайного совета, создание Кабинета министров. Создание кадетского корпуса, ограничение дворянской службы. Отмена майората. Право помещиков определять крепостным меру наказания за побег, сбора подушной подати с крестьян. Отмена протекционистского тарифа |
Иоанн Антонович | 1740-1741 | Внучатый племянник Анны Ивановны, внук Петра1 | Немецкое дворянство, Э.Бирон | |
Елизавета II | 1741-1761 | Дочь | Гвардейцы, А. Разумовский, Шуваловы | Отмена смертной казни. Право помещиков ссылать крепостных в Сибирь. Восстановление полномочий Сената. Семилетняя война. Отмена внутренних таможен. Учреждение Дворянского, Купеческого банков |
Петр III | 1761-1762 | Внук | Не имел опоры | Дарование вольности российскому дворянству. Секуляризация церковных земель |
Тема: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ»1725-1762
В.О. Ключевский «Россия «отдыхает» от Петра»
С.М. Соловьёв «Дворцовые перевороты – шаг назад в российской государственности»
Н.П. Ерошкин «Приемниками Петра 1 оказались слабовольные и малообразованные люди, проявлявшие подчас больше заботы о личных удовольствиях, чем о делах государства»
А.Б. Каменский (историк к 20в.).: «дворцовые перевороты - период модернизации русского общества и государства»
С.О. Шмидт: «период дворцовых переворотов – период интенсивного государственного и культурного строительства, направленного на модернизацию российских порядков в новых условиях.
Задание: расставить + (если вы согласны) или – (если вы не согласны с мнением историка),
Итоги и результаты дворцовых переворотов:
1.Сохранение абсолютной монархии.
2.Усиление экономических и политических позиций дворянства.
3. Существенное сокращение прав крестьян.
Проблемный вопрос
Почему в эпоху Московской Руси и допетровской России не известно случаев покушения на государя и стремления свергнуть его с престола со стороны подданных, а в 18 веке наступает эпоха дворцовых переворотов? Что изменилось? В чем причины дворцовых переворотов?
Тема: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ» 1725-1762
«Ты – мне, я - тебе»
Задание : один человек из группы задает вопрос, тот кто ответит - задает следующий вопрос.
Оценивание : оценивается активность и правильность ответов в игре.(1 балл за поднятую руку (при условии ,что вы знали правильный ответ.
Тема: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ»1725-1762
Игра: «О ком речь?»
Оценивание :
оценивается активность и правильность ответов
Правило поднятой руки.
Дворцовый переворот – смена правителей, совершавшаяся дворянскими группировками при помощи оружия.
Что такое дворцовый переворот?
ЕкатеринаI
ПетрII
Анна Иоановна
Елизавета Петровна
ПетрIII
Екатерина II
Анна Леопольдовна ИванVI
Тема: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ: ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ»
Задачи: ответить на вопросы:
что такое «дворцовый переворот»?
назвать причины, как и почему происходили дворцовые перевороты?
перечислить участников этих событий, кто в них участвовал?
рассказать о каждом из участнике и подвести итоги их правления
работать на уроке: отвечать,анализировать, заполнить таблицу
Оценивание
«5» - если материал усвоен в полном объеме, изложение логично,
основные умения сформированы и устойчивы,
выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
«4» - в усвоении материала незначительные пробелы,
изложение недостаточно систематизированное,
отдельные умения недостаточно устойчивы,
в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
«3»- в усвоении материала имеются пробелы,
он излагается не систематизировано,
отдельные умения недостаточно сформулированы,
выводы и обобщения аргументированы слабо,
допускаются ошибки.
Домашнее задание:
1.Семилетняя война. Причины и итоги (по плану)
2.Опережающее: сообщение или презентация, или видео сюжет об ЕкатеринеII (по плану)
Семилетняя война. Причины и итоги (по плану)
Опережающее: сообщение или презентацию, или видео сюжет об Екатерине2(по плану)
Семилетняя война. Причины и итоги (по плану)
Опережающее: сообщение или презентацию, или видео сюжет об Екатерине2(по плану)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.