Данная презентация для 10 класса позволяет решить проблему "Чем была Новгородская земля- боярской республикой или монархией? По плану презентации рассматривается географическое положение Новгородской земли, экономические особенности, особенности социальной структуры и политического устройства. Презентация позволяет провести интерактивный урок, так как предусмотрена работа по группам. В презентацию включены игры, творческое домашнее задание.
Господин Великий
Новгород
Урок в 10 классе
Учитель: Стрик Ольга Ивановна
Старовечный и вечно новый
над рекой поднимается город…
Цели урока
• 1. Доказать, что в Новгороде
сложилась боярская республика
• 2. Выявить экономические и
политические особенности развития
Новгородской земли
Какую форму правления выберет Северозападная Русь
и почему?
Новгородская земля – боярская
республика или монархия?
План урока
1. Географическое положение
Новгородской земли.
2. Экономические особенности
Новгородской земли.
2. Особенности социальной структуры и
политического устройства Новгородской
республики
• Феодальная раздробленность
• Вече
• Посадник
• Тысяцкий
• Бояре
• Боярская республика
• Владыка
Поработаем в группах
• 1 группа«географы» работа с картой и
•
учебником. Определить географическое положение
Новгорода. Показать на карте объекты
2 группа – «экономисты» работа с текстом
учебника. С помощью просмотренного отрывка
фильма сделать вывод об основных занятиях
новгородцев и определите хозяйственные и
культурные особенности земли
• 3 группа: «политологи» работа с документами.
Определить роль вече, князя и должностных лиц в
политике княжества
Ламновгородскаякетсземляродифраспо
женакятпнасеверозападеботивеликойб
озжрусскойфеднравнинымитпоядронук
новгородскойбигдземлицякеозеротыф
бильменьбедирекамунволховкещналое
ежыцберегахфсаоснованучитновгород
ухыцневеликий
«Торговля»
Оружие, зерно, мёд, рыбий зуб, солёная
рыба, воск, кожи, золото, поделочный
камень, ювелирные изделия, вино,
специи, сало, пушнина, стеклянный
кубок, атлас
• Новгород в системе Руси
сохранял особое
положение. Присланные
князья здесь были
временными людьми, и
княжеская власть не
укоренилась здесь, как в
других городах Руси –
центрах различных
княжеств
Вечевой строй Новгородской республики
Вече
Князь
Посадник
Тысяцкий
Владыка
Совет
господ
Реставрация летописи
• На правом, низменном и левом,
всхолмлённом берегах________раскинулся
город________. Со времени________,
изгнанного из города за нарушение клятвы
княжить здесь до самой смерти, решал город
на_____ сам, кого из _____ звать, кому
говорить «путь чист».
• ________ управлял государственными
делами. Собирал налоги__________. А казна
была в руках у _________.
Какую форму правления выберет
Северозападная Русь и почему?
Н о в г о р о д с к а я з е м л я –
р е с п у б л и к а и л и
б о я р с к а я
м о н а р х и я
Спроси себя
• 1. На уроке я научился….
• 2. У меня получилось….
• 3. Меня удивило…..
• 4. Урок дал мне для жизни….
• 5. Своей работой на уроке я…..
Домашнее задание
А) Представьте, что вы византийские
путешественники, приехавшие в Новгород в
середине 12 века. В письме домой вы описываете
его географическое положение и природные
условия. Что поразило вас? Привлекло ваше
внимание? Укажите путь следования иноземцев.
Б) Вы князь одного из русских княжеств, приехали в
Новгород. Опишите управление Новгородом в
письме киевскому князю.
В) Вы – новгородский летописец. Вам надлежит
описать события, происшедшие в Новгороде в 1207 и
1229 годах. О чём вы напишите?