Презентация по истории на тему "Ленинградская блокада"(10-11 классы)

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 22.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: знакомство с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного Ленинграда, формирование патриотического чувства ребят к своей Отчизне, формирование чувства уважения к людям, прошедшим войну и пережившим блокаду, восхищение их подвигом, чувства сопереживания к блокадным детям. Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается классный час.
Иконка файла материала Ленинградская блокада.ppt
Блокадный  Ленинград Ленинград Блокадный Преподаватель ГБУ КО ПОО «Озерский техникум  природообустройства»    Е.А. Светкина
Блокада города Блокада города Ленинграда Ленинграда 08 сенября1941 — 08 сенября 1941 — 27 января 27 января 1944 во время Великой 1944 во время Великой Отечественной войны Отечественной войны 900 дней 900 дней 30 месяцев 30 месяцев два с половиной года два с половиной года
Военная блокада —  Военная блокада —  изоляция  изоляция  блокируемого объекта  блокируемого объекта  (группировка войск,  (группировка войск,  город, государство и  город, государство и  др.) путем нарушения  др.) путем нарушения  его внешних связей на  его внешних связей на  суше, в воздухе и на  суше, в воздухе и на  море.  море.  Цель блокады —  истощение блокируемой  группировки и  принуждение ее к  капитуляции,  подрыв военно­ экономической мощи  вражеского государства.
«После поражения Советской России  нет никакого смысла в дальнейшем  существовании этого населённого  пункта. Необходимо   блокировать    город   и  путём   обстрела   из    артиллерии      всех   калибров   и    непрерывной       бомбёжки     с    воздуха   сравнять      его    с   землёй.   С   нашей   стороны  нет    заинтересованности   в                  сохранении    хотя  бы   части               населения   этого   большого    города»            Адольф Гитлер
Против нас полки сосредоточив, Враг напал на мирную страну. Белой ночью, самой белой ночью Начал эту страшную войну.
На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч   ленинградцев строили  оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцам  в народное  ополчение, на фронт и в партизанские отряды. В короткий срок город  был  превращен в город­ крепость. Ленинградцы построили 35 километров баррикад,  4170 дотов, 22 тысячи огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны,  на заводах и фабриках – отряды по охране, организовали дежурства в домах,  оборудовали медпункты.
На строительство оборонительных  сооружений под Ленинградом с  июля по декабрь работали свыше  475 тысяч человек. Было вырыто  626 км противотанковых рвов,  установлено 50 тысяч надолб, 306  километров лесных завалов, 635 км  проволочных заграждений, 935 км  ходов сообщения, сооружено 15  тыс. дотов и дзотов. В самом  Ленинграде 110 узлах обороны было  построено 25 км баррикад, 570  артиллерийских дотов, около 3600  пулемётных дотов, 17 тыс. амбразур  в зданиях, около 12 тыс. стрелковых  ячеек и большое количество других  сооружений.
21 октября 1941 года молодежная газета «Смена» опубликовала наказ  Ленинградского обкома и горкома ВЛКСМ «К пионерам и школьникам  Ленинграда» с призывом быть активными  участниками обороны  Ленинграда. Ушедших на фронт отцов заменили дети.
« Преодолей себя» ­говорили себе ленинградские  ­говорили себе ленинградские  дети, когда  с весны до самого  дети, когда  с весны до самого  октября  работали на полях.  октября  работали на полях.  Городу нужны были овощи. Три  Городу нужны были овощи. Три  года по пять месяцев руками  года по пять месяцев руками  ленинградских школьников город  ленинградских школьников город  эти овощи получал. эти овощи получал. ­Всего вкусили: и жары и  дождей,  ­Всего вкусили: и жары и  дождей,  и заморозков, и грязи. и заморозков, и грязи. ­В два, в три раза перевыполняли  ­В два, в три раза перевыполняли  норму ребята, собирали   норму ребята, собирали   рекордные урожаи. рекордные урожаи. ­« Все болит, все ломит,  руки  ­« Все болит, все ломит,  руки  черные исцарапанные,  работали до  черные исцарапанные,  работали до  горизонта и обратно,  будет  горизонта и обратно,  будет  вспоминать потом бывшая   вспоминать потом бывшая   школьница Нина Иванова.  школьница Нина Иванова.
Они потушили десятки тысяч  зажигательных бомб, сброшенных  с  самолетов,   дежурили  морозными  ночами на вышках, стояли в очередях  за хлебом , возили воду из проруби на  Неве, ловили шпионов и диверсантов.
Вызовом врагу была  работа 39 школ в  осажденном городе.  Даже в жутких условиях  блокадной жизни, когда  не хватало еды, дров,  воды, теплой одежды,  многие ленинградские  дети учились. Писатель  Александр Фадеев  сказал: «И самый  великий подвиг  школьников Ленинграда  в том, что они учились».
Опасен и тяжел был путь в  школу и обратно домой. Ведь на  улицах, как на передовой, часто  рвались снаряды, и идти  приходилось, преодолевая холод  и снежные заносы. Ученики  шатались от голода.  У всех была общая болезнь –  дистрофия. А к ней прибавилась  и цинга. Кровоточили десны,  качались зубы. Ученики умирали  не только дома, на улице по  дороге в школу, но, случалось, и  прямо в классе.
С первых дней сентября в  Ленинграде вводятся  продовольственные  карточки. Расход продуктов  сверх установленного  лимита  без разрешения  Верховного совета строго  запрещался.
Запасы продовольствия в  городе таяли с каждым днем.  Постепенно сокращались  нормы выдачи продуктов. С  20 ноября по 25 декабря 1941  года они были самыми  низкими, ничтожно малыми:  рабочие и инженерно­ технические работники  получали лишь до 250  граммов суррогатного хлеба, а  служащие, иждивенцы и дети  – всего 125 граммов в день!  Муки в этом хлебе почти не  было. Его выпекали из  мякины, отрубей, целлюлозы.  Это было почти единственное  питание ленинградцев. Кто  имел дома столярный клей,  сыромятные ремни,  употребляли и их в  пищу.
Смерть входила во все дома. Изнуренные люди  умирали прямо на улицах. Свыше 640 тысяч  ленинградцев погибло от голода.
С первых дней осады Ленинград  стал испытывать недостаток в  электроэнергии. С сентября был  введен жесткий лимит потребления  электроэнергии для всех  предприятий и для нужд населения.
Зимой 1941­1942 годов город сковала лютая  стужа. Не было топлива. Замерзли  водопровод и канализация. За водой для  питья приходилось ходить на набережную   Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду  в быстро замерзающих прорубях, а потом под  обстрелом доставлять ее домой.
Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в  ленинградцах низменные, животные инстинкты,  заглушат в них все человеческие чувства. Они думали,  что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между  собой из­за куска хлеба, из­за полена дров, перестанут  защищать город и, в конце концов, сдадут его.  30 января 1942 года Гитлер цинично заявил:  «Ленинград мы не штурмуем сознательно.  Ленинград выжрет самого себя».
По Ладожскому озеру  была   проложена ледовая автомобильная  дорога. Народ очень точно назвал  ее Дорогой жизни. От нее зависело  спасение жителей Ленинграда,  обеспечение фронта всем  необходимым.
За три недели до апреля 1942  года по дороге жизни  было  перевезено в  Ленинград более 87  тыс.т грузов. Прошла зима, лёд  растаял, но дорога не умерла, на  место грузовиков и саней стали  баржи и катера.