Презентация по истории на тему "Новая экономическая политика" 9, 11 класс.

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 01.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация характеризует экономическое и политическое положение Советской России к 1921 году. Также подробно описываются причины введения новой экономической политики, мероприятия НЭПа, первые итоги. Предусмотрена самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, отрывком из рассказа М.А.Булгакова "Торговый ренессанс", дифференцированное домашнее задание.Презентация будет полезна как в 9, так и в 11 классе.Учебная презентация.
Иконка файла материала НЭП Никитина.pptx
НОВАЯ  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ПОЛИТИКА. Никитина Ольга Ивановна, учитель истории  МОБУ «СОШ № 78»
ПОЛОЖЕНИЕ СОВЕТСКОЙ РОССИИ В  1920­1921ГГ •Следствием военных и революционных  потрясений стала экономическая разруха. •Промышленное производство по сравнению  с довоенным уровнем сократилось в 7 раз,  с/х производство – в 3 раза •В итоге­ нищета, голод, толпы  обездоленных, бездомных и беспризорных  детей •Преступность приняла колоссальные  масштабы
• Большевистское руководство пытается  решить  сложные проблемы страны по пути дальнейшей  централизации всей экономики • В 1920г под председательством  Г.М.Кржижановского была создана  Государственная комиссия по электрификации  России (ГОЭЛРО). В феврале 1921г ГОЭЛРО  был преобразован в Государственную  общеплановую комиссию (Госплан) • В 1920­1921гг по Советской России прокатилась  волна рабочих забастовок и крестьянских  восстаний под лозунгом «За Советы без  коммунистов»
ПРИЧИНЫ ПЕРЕХОДА К НЭПУ  Глубокий социально­экономический и  политический кризис власти.  Массовые восстания в сельской местности,  выступления в городах, в армии и на флоте.  Крушение идеи «введения» социализма и  коммунизма путём ликвидации рыночных  отношений.  Стремление удержать власть любой ценой.  Спад революционной волны на Западе.
НЭП Новая экономическая политика –  система экономических мер,  призванная стимулировать рост  сельского хозяйства и  промышленности путём развития  рыночных отношений.
Слова Ленина на X съезде РКП(б).  Провозглашение НЭПа Мероприятия НЭПа: самостоятельная работа с учебником,  выписать мероприятия НЭПа в  тетрадь.  Сравнение НЭПа с политикой  Военного коммунизма. Выводы.
ФРАГМЕНТЫ РАССКАЗА М.БУЛГАКОВА  «ТОРГОВЫЙ РЕНЕССАНС» Москва в начале 1922­го года Для того, кто видел Москву всего  каких­нибудь полгода назад,  теперь она неузнаваема, настолько  резко успела изменить ее новая  экономическая политика (нэпо, по  сокращению, уже получившему  права гражданства у москвичей).
 Началось это постепенно... понемногу... То тут, то там  стали отваливаться деревянные щиты, и из­под них  глянули на свет после долгого перерыва запыленные и  тусклые магазинные витрины. В глубине запущенных  помещений загорелись лампочки, и при свете их  зашевелилась жизнь: стали приколачивать, прибивать,  чинить, распаковывать ящики и коробки с товарами.  Вымытые витрины засияли. Вспыхнули сильные  круглые лампы над выставками или узкие  ослепительные трубки по бокам окон.  Трудно понять, из каких таинственных недр  обнищавшая Москва ухитрилась извлечь товар, но она  достала его и щедрой рукой вытряхнула за зеркальные  витрины и разложила на полках. Не узнать Москвы.  Москва торгует...
ПЕРВЫЕ ИТОГИ НЭПА  К 1925­1927гг. По основным показателям производства  зерноводства и животноводству удалось достичь уровня  России 1913г:  Пополнен бюджет за счёт налогов.  Экономия на управленческих и военных расходах.  В 1924­1926гг. червонец стал одной из самых устойчивых  валют в мире.  Снята проблема беспризорности детей.  Восстановлены системы образования и здравоохранения.  Началось активное осуществление плана ГОЭЛРО  Построено много мелких и нескольких крупных  гидроэлектростанций – Каширская, Шатурская,  Волховская.
Приступили к возведению Днепровской  ГЭС. По производству электроэнергии в 1925г.  удалось превзойти уровень в 1,5 раза. К концу 1920­хгг по развитию  промышленного производства были  достигнуты показатели довоенной  Российской империи. НЭП и разногласия в партии  большевиков. Ленин и его соратники.
КРИЗИСЫ НЭПА И ИХ ПРИЧИНЫ Причины: Курс на экономическую автократию Некомпетентность основной части  управленческого аппарата Ограничение крупного и среднего  предпринимательства Ограниченность инвестиций в  промышленность Бюрократизм и чиновничья волокита Перекачивание средств из села в город.
Кризисы: Кризис сбыта 1923г Товарный кризис и кризис  хлебозаготовок 1925г Товарный кризис и кризис  хлебозаготовок 1927­1928гг Кризисы отчётливо выявили 2  тенденции в развитии НЭПа:
МЕРЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ НЭП:   ­  Свободный  рынок   ­  Хозрасчёт  ­   Материальная  заинтересованность   ­  Конкуренция                             Меры, тормозившие НЭП: Чрезмерные ставки на увеличение прибыли Существование двух валют: червонца и совзнака Несогласованность политики государственных  учреждений 1926г – «ножницы» цен, товарный голод, начало  вытеснения частного капитала политикой цен, налогами. 1927г – «кулацкая стачка»; начало отторжения нэпа; в  годы 1­й пятилетки – отход от него и вступление на  командно­административный путь.
Что так настойчиво препятствовало  рыночному развитию страны в начале  1920­хгг? В какой сфере жизни  советского общества лежали основные  препятствия рыночного развития? Противоречия НЭПа. Могли ли быть  преодолены противоречия НЭПа?  Возникли диспропорции темпов роста: Между городом и деревней Мелкими и крупными предприятиями Частным и государственным секторами  экономики.
ФАКТОРЫ КРАХА НЭПА Объективные: В Советской России – элементы  рыночной экономики. Но  государство было тоталитарным,  отсутствовал парламентаризм,  многопартийность и другие  демократические начала. Политика – власть одной силы.  Экономика – многоукладность.
Субъективные  Партия большевиков  чувствовала себя в двойном  окружении: Внешнем (капиталистическая  «осада») Внутреннем (рыночный мир)
НЭП И КРИЗИСЫ В ПАРТИИ  БОЛЬШЕВИКОВ. Работа с текстом учебника стр. 144­ 148. Выясните, какие  противоборствующие группировки  существовали в РКП(б) в 1920­е  годы. Выделите основные идеи  лидеров  группировок.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.  Параграф 14, вопросы и заданий к  параграфу.  «Введение нэпа в 1921 г. было признанием  большевиками поражения попытки  форсированного построения коммунизма,  отступлением назад, к капитализму».  Используя исторические знания, приведите  два аргумента, которыми можно подтвердить  данную точку зрения, и два аргумента,  которыми можно опровергнуть её.