резкий рост преступности.
М. Горький писал, что успех революции был связан и с тем, что она обратилась к самым низменным инстинктам, которые так легко разбудить в человеке. Хозяевами жизни почувствовали себя люмпенские слои. «Грабь награбленное» – под таким девизом совершались бесконечные «экспроприации».
Погром винного магазина.
Худ. И.Владиимиров
практические шаги большевиков определялись:
необходимостью удержания власти
уверенностью в возможности непосредственного перехода к коммунистическим отношениям
национализация, продразверстка, политика «военного коммунизма», заключение Брестского мира, подавление мятежа «левых эсеров», разгон Учредительного собрания
недовольство у той или иной части населения, а чаще всего абсолютного большинства
настроения «неуравновешенности, неопределен-ности, отчаяния, безверия»
усиление хаоса и политического противостояния
Советская власть спешила доказать, что револю-ция произошла в интересах народа:
первые декреты:
установление демократических институтов власти
ликвидация неравенства по национальному признаку
раскрепощение женщины
переселение в особняки
заводчиков, дворян, купцов,
духовенства семей трудящихся
из подвалов и лачуг
социальное страхование
законы по охране труда,
бесплатной медицинской
помощи.
2. Первые мероприятия в области культуры.
1918 г. массовое издание классиков литературы («Народная библиотека»):
дешевые издания, строго выверенные, без искаже-ний цензуры и отлично оформленные
привлечение в качестве иллюстраторов лучших русских художников Б. Кустодиева, А. Бенуа, В. Конашевича.
в серии «Народная
библиотека» вышли произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Толстого, Некрасова, Тургенева.
Иллюстрации Б.Кустодиева
национализация школ, библиотек, музеев, театров, институтов, лабораторий, художественных галерей, клубов:
в 1917 г. национализированы Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата, частные коллек-ции Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, И.В. Цветаева
создавались новые музеи: в усадьбах – музеи быта, игрушки, изящных искусств, мебели, Морозовского фарфора, живописи
(1918 - 1923 гг. –
250 новых музеев).
Проблема!!!
Массы никогда не считали дворянскую культуру своей. Горький в «Несвоевременных мыслях» приводит факты разграбления имущества:
в Зимнем, Гатчинском и других дворцах
Малый театр в Москве, уборная знаменитой актрисы М.Н. Ермоловой.
В процессе национализации от непонимания, общей низкой культуры ценности расхищались и уничтожались.
И.Владимиров. Взятие Зимнего дворца.
Правительство пыталось обуздать революционную стихию:
ноябрь 1917г. - комиссия по делам музеев и охраны памят-ников искусства и старины
декреты об охране библи-отек, памятников искусства и старины.
Но сами руководители большевиков разбазаривали, раздаривали культурные ценности, ими оплачивали сделки с западными партнерами (особый размах в 20–30-е гг.). («Все равно скоро будет мировая революция и все к нам вернется»).
непримиримая политика против церкви:
январь 1918 г - церковь отделена от государства
осень 1918 г - патриарх Тихон отказался благословить белое дви-жение, обратился к властям с обви-нениями в разжигании смуты и хаоса в стране, осуждая братоубийство
в ответ - новые притеснения, запрет крестных ходов, отмена колокольного звона во всех церквях, компания по ликвидации мощей русских святых
в течение 1918–1920 гг. патриарх дважды привлекался к суду Ревтрибунала
Тихона объявили «главой контрреволюции».
Патриарх Тихон
февраль 1921 г. - декрет об изъятии церковных цен-ностей, закрывались монастыри, к монахам, проявляв-шим недовольство, применялись суровые санкции карательных органов. По неполным данным за первые годы советской власти было уничтожено 360 тыс. церковнослужителей.
И.Владимиров. Реквизиция церковного имущества.
1922г.
поддержка разрушения традиционной народной морали:
дискуссии об отмирании любви, как пережитке капитализма
создание общества «Долой стыд»
преследование церковных обрядов (венчание, крещение) шло на государственном уровне
насаждение «новых» традиций – «октябрение» (крещение), когда ребенка с пеленок принимали в комсомол и давали революционное имя.
«Октябрение» с участием наркома Просвещения А. Луначарского.
неоднородность большевистской интеллигенции по образовательно-культурному уровню:
наряду с высокообразованными людьми, в партии большевиков активно работали деятели типа «недоучившихся студентов», которые несли с собой люмпенский дух и нетерпимость к чужим взглядам
широкое распространение классовой подозритель-ности и антиинтеллигентских настроений:
распространялись лозунги о недоверии к образован-ности, о необходимости «бдительного» отношения к специалистам (антинародная сила)
квалифицированный труд понимался как привилегированный, антидемократический.
Результат
большинство остались на родине
многие активно помогали новому режиму, одни – по убеждению, другие – из патриотического долга.
«Теперь поздно бороться с большевиками; им следует помогать, чтобы уменьшить отрицательные результаты их политики и увеличить положительные» – писал в декабре 1917 г. физик Я.И. Френкель.
в гражданской войне Советскую власть защищала почти половина офицерского корпуса бывшей царской армии.
привлечение тех представителей прежней интелли-генции, кто мог принести пользу в области естествознания, техники, практического производства.
материальная поддержка ученых
улучшение материальной базы научно-исследовательской деятельности:
Институт экспериментальной медицины, Институт труда и др.
К. А. Тимирязев (1843 - 1920) - русский естествоиспытатель, физиолог, физик, приборостроитель, историк науки, писатель, переводчик, публицист, профессор Московского университета, основоположник русской и британской научных школ физиологов растений.
за годы гражданской войны было создано много новых научных подразделений:
Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) под руководством профессора Н.Е. Жуковского
радиолаборатория в Нижнем Новгороде (руководитель – М.А. Бонч-Бруевич)
оптический, физический, физико-технологический институты.
Жуковский Николай Евгеньевич (1847 - 1921), русский ученый, основоположник современной аэродинамики. Труды по теории авиации, исследования по механике твердого тела, астрономии, гидродинамике, гидравлике, математике и т.п.
судьба творческой интеллигенции более драматична:
1921 г. – репрессиро-вана профессорская группа, так называемая Петроградская боевая организация, куда попали люди никаких террористи-ческих действий против власти не принимавшие, в т.ч. был расстрелян поэт Н. Гумилев, активно помогавший советской власти.
осень 1922г. - в административном порядке высланы 200 ученых, философов, историков, литераторов. Среди пассажиров «Философского парохода» были Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Ф.А. Степун, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, А.А. Кизеветтер, Ю.И. Айхенвальд, М.А. Осоргин, С.Н. Прокопович.
Худ. Д.Пантюхин.
Философский пароход.
Задачи культурной революции:
приобщение к культуре широких слоев населения
организация культуры таким образом, чтобы она показывала преимущества нового строя.
3. Культурная революция в 20-е годы.
Л.Д.Троцкий «…в ближайшие 20-50 лет могут быть решены лишь «азбучные задачи», т.е. ликвидирована элементарная неграмотность».
А.В. Луначарский «… в России нужна культурная революция, цель которой – формирование всесторонне развитой гармоничной личности, «нового человека» - творца истории, строителя коммунизма».
Программа
«культурной
революции»
Демократизация культуры
Ликвидация неграмотности
Привлечение «старой»
интеллигенции
Использование «старого»
культурного наследия
Формирование научного
мировоззрения
Вытеснение религиозного
и буржуазного сознания
Создание новой интеллигенции
Результат:
Ликвидация куль-турного неравен-
ства между слоями
населения, нациями;
Развитие науки и искусства;
Изменение быта, морали, нравов
30 сентября 1918г - «Положение о единой трудо-вой школе РСФСР»
2 августа 1918г. - Декрет СНК о преимуществен-ном праве поступления в ВУЗы рабочим и крестьянам, для подготовки к поступлению в ВУЗ были созданы рабфаки.
заложены основы системы образования в советской республике, создания советской интеллигенции.
СССР занимал по уровню грамотности 19 место в Европе.
Неграмотных в возрасте 12 лет и старше оставалось свыше 50млн.
В школу ходили чуть больше половины детей школьного возраста.
Свыше 90 тыс. членов сельсоветов РСФСР неграмотны, как и 4% принятых в партию в 1926г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.