Опыт создание учебных презентаций по истории России- 6 класс моими обучающимися с использованием изображений и текста , публикуемых в учебниках. Культура Руси вызывает интерес после создания презентаций у моих обучающихся. Выражаю благодарность за помощь в пополнении учебного материала по истории нашего государства.
Культура древних славян
уходит своими корнями в
глубины культуры славянских
племен.
В период образования и
развития она достигла
высокого уровня и была
обогащена влиянием
византийской культуры.
В результате Киевская Русь
оказалась в ряду передовых по
культуре государств своего
времени.
Средоточием культуры был
город. Грамотность в
Древнерусском государстве
была сравнительно широко
распространена среди народа,
о чем свидетельствуют
берестяные грамоты и надписи
на хозяйственных предметах.
Есть сведения о существовании
на Руси в то время школ (даже
женских).
Славянскую азбуку создали
византийские монахи Кирилл
и Мефодий.
Славянская письменность во
второй половине IX века и в X
веке проникла на Русь.
До наших дней дошли
пергаментные книги Древней
Руси: переводная литература,
изборники, богослужебные
книги; среди них древнейшая –
“Остромирово Евангелие”.
Со второй четверти XI века
развивается оригинальная
литература (летописание, жития
святых, проповедь).
Киевское и новгородское
летописание было проникнуто
идеями государственного
строительства.
Мощным толчком для развития письменности грамотности послужило
крещение в 988 году Руси.
На Русь стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из
Византии и Болгарии. При церквях и монастырях были открыты школы.
Наиболее образованными на Руси
были монахи.
Выдающимися деятелями
культуры были киевский
митрополит Иларион,
новгородский епископ Лука
Жидята, летописец Никон,
Нестор, Сильвестр.
Освоение церковно славянской
письменности сопровождалось
перенесением на Русь основных
памятников раннехристианской и
византийской литературы:
библейские книги, сочинения
отцов церкви, историография.
Опыт восточнославянских племен в деревянном зодчестве и
сооружениях укрепленных поселений, жилищ, святилищ, их
ремесленные навыки и традиции художественного творчества были
усвоены искусством Древней Руси.
В его становлении огромную
роль сыграли веяния,
шедшие из-за рубежа (из
Византии, балканских и
скандинавских стран).
В относительно краткий
период расцвета Древней
Руси русские мастера
освоили новые для них
приемы каменного
зодчества, искусство
мозаики, фрески, иконописи,
книжной миниатюры.
Типы рядовых поселений и жилищ, техника возведения деревянных
зданий из горизонтально уложенных бревен долго оставались теми же,
что и у древних славян.
Но уже в IX - X веках появились обширные дворы вотчинников, а в
княжеских владениях – деревянные замки.
Из укрепленных поселков развиваются города-крепости с жилыми
домами внутри и с хозяйственными постройками, примыкающими к
оборонительному валу.
На торговых путях у слияния рек или у речных излучин из крупных
поселений славян вырастали города и основывались новые. Они
слагались из крепости на холме с оборонительным валом и рубленой
стеной на нем.
Улицы посада шли к кремлю или параллельно реке, местами имели
деревянные мостовые.
Общими для древнерусских городов были живописность силуэта, где
доминировал кремль с его красочными хоромами и храмами, и
органическая связь с ландшафтом.
Со второй половины IX века летописи упоминают деревянные
христианские храмы, число и размеры которых возрастают после
крещения Руси.
Древнерусское зодчество сходно с архитектурой Византии, южных
славян и Закавказья. В тоже время в древнерусских храмах появляются
и своеобразные черты: многоглавие (13 глав Софийского собора в
Киеве).
Наиболее полно
сохранившиеся мозаики и
фрески Софийского собора в
Киеве исполнены
преимущественно
византийскими мастерами.
В XI веке получает развитие и
иконопись. Произведения
киевских мастеров
пользовались широким
признанием. Однако икон,
безоговорочно относимых к
искусству Киевской Руси, не
сохранилось.