Данная презентация предназначена для учащихся с 1 по 7 классы. В презентации даётся представление о дымковской игрушке и её росписи, рассказывается история возникновения данной росписи. Презентация рассматривает технологию изготовления предметов с дымковской росписью. Учащимся предлагается поэтапное выполнение росписи.
Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары.Данная презентация предназначена для учащихся с 1 по 7 классы. В презентации даётся представление о дымковской игрушке и её росписи, рассказывается история возникновения данной росписи. Презентация рассматривает технологию изготовления предметов с дымковской росписью. Учащимся предлагается поэтапное выполнение росписи.
ДЫМКОВСКАЯ
ИГРУШКА
Выполнила
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 2», г.Покачи,
Мухаметшина Э.Р.
игрушки
Из истории
дымковской
Дымковская
–
игрушка
оригинальный
глиняный промысел,
зародившийся
и
сохранившийся
исключительно
на
территории Вятского
края
(Кировской
области), в слободе
Дымково,
где
издавна
селились
печники и гончары.
История дымковской
игрушки насчитывает около
400
Первыми
лет.
дымковскими
игрушками
были свистульки в виде
коней, баранов, козлов и
уточек, изготавливаемые к
ежегодному
празднику
или
"Свистуньи",
"Свистопляски"
–
честь
проводимому
погибших в битве 1418 года
между
и
устюжанами
стен
Хлыновского
кремля
(Хлынов – старое название
Кирова).
вятчанами
в
у
Согласно преданию, ночью, не узнав друг
друга, вступили в бой два дружественных
друг другу войска. По случайно погибшим
ежегодно справляли тризну. Позже она
переродилась
гуляния.
Празднество продолжалось несколько дней
из
и было наполнено свистом вятчан
разноцветных свистулек.
народные
в
«Когда попадаешь на площадь и идешь
среди свистящей толпы, кажется, что
ходишь по воздуху. У всех смеющиеся и
какие-то дерзкие лица. Идущие люди
бережно держат перед лицами глиняную
небольшую игрушку, ценой в три или
пять
изображающую
двухголового
с
золотыми пятнами на боках. В хвост
этому барану и свистят...» («Вятские
записки», В. Лебедев.).
зверя или
копеек,
барана
В прошлом изготовление дымковской игрушки
было семейным промыслом. В летние месяцы
глину, толкли вручную или
заготавливали
растирали в краскотерках комовой мел, в
остальное время - лепили, сушили, обжигали
изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом,
разведенным на
снятом коровьем молоке,
красили яичными красками, украшали ромбиками
золотистой потали. А весной на лодках привозили
дымковскую игрушку в город на праздник, радуя
своим искусством детей и взрослых.
В конце 19 века промысел пришел в упадок. В
30-е годы 20 столетия в рамках возрождения
некоторых народных промыслов была оказана
поддержка
промысла
дымковской игрушки. Несколько потомственных
мастериц
"Вятская
игрушка" при поддержке первого исследователя
промысла – художника А.И. Деньшина.
организовали
артель
возрождению
и
Хранители промысла:
Анна Мезрина и Алексей Деньшин
Анна Афанасьевна
Мезрина (1853–
1938), творчество
которой стало
связующей нитью
между прошлым и
будущим
дымковского
промысла, классикой
для современных
мастериц.
Решающую роль в судьбе всего промысла,
а, значит, и в частных судьбах отдельных
игрушечниц, сыграл вятский художник-
знаток
пейзажист,
дымковского ремесла Алексей Иванович
Деньшин (1893–1948).
подвижник
и
занимался
изучением
После революции 1917 года А.И. Деньшин
и
активно
пропагандой дымковского промысла. Боясь
его гибели и пытаясь привлечь внимание
новых властей к этой проблеме, художник
создает рукотворные альбомы «Вятская
глиняная игрушка в рисунках»
(1917),
Куклы
игрушка.
«Вятская
глиняная
нарядные»
(1919), «Вятские старинные
глиняные игрушки» (1926).
Елизавета Александровна Кошкина больше лепила
традиционные отдельно стоящие фигуры, но в
1930–1940-е годы обратилась вместе со всеми к
созданию многофигурных композиций. Она лепила
сценки из двух – трех персонажей на основании,
часто
с дочерью Зиновией
Федоровной Безденежных (1901–1964), которая
делала роспись.
соавторстве
в
Безденежных З.Ф. за работой
1960-е годы
возрождавшемуся
Великая Отечественная война нанесла большой
удар
дымковскому
промыслу. Мастерицы остались без работы. Но
в 1942 году производство игрушек было
возобновлено. Алексей Деньшин писал в
газете: «Дымковская игрушка являлась тогда
доказательством несокрушимости русского
народного духа, …». В 1943 году было принято
решение возобновить ученичество.
дымковских
После войны, возрождаясь из пепла,
страна вновь обратилась к радостному
творчеству
мастериц.
Выделялись финансы на улучшение их
условий труда, на обучение молодежи. В
1955
трудовые
обучение молодых
соглашения
мастериц.
на
году
заключены
С конца 1950-х годов у дымковских
мастериц начинается творческий взлет,
поиск новых решений. Увеличился спрос
на игрушку, она стала делиться на две
категории:
традиционную
(«массовую») и выставочную.
более
Первые поколения учеников
В 1958 году З.В. Пенкина и Е.З. Кошкина также
принимают на свое совместное обучение с З.Ф.
Безденежных и Л.Н. Никулиной группу учениц.
О творчестве лауреатов
В 1967 году группа мастериц (З. В. Пенкина,
Е. З. Кошкина, Е. И. Косс-Деньшина, О. И.
Коновалова) получили звание Лауреатов
Государственной премии РСФСР имени И.Е.
Репина «за создание образцов дымковской
игрушки, развивающих традиции русского
народного творчества».
Евдокия Захаровна Кошкина (1914–1993)
Она предпочитает традиционные сюжеты
(животные,
няни,
мужички), в образе которых ищет всегда
характерные
жизни,
интерпретируя на свой лад.
барыни,
птицы,
черты
из
Зоя Васильевна Пенкина (1898-1988)
в
творчестве
Начала самостоятельно работать в 1935 году.
В 1950-е годы расширяется круг сюжетов и
образов
мастерицы.
Удивительная фантазия позволяла З. В.
Пенкиной создать свой образ нарядной
барыни с высокой прической, «одетой» в
разнообразные шляпы с украшениями, в
платья с множеством оборок, расположенных
ярусами, с воланами и бантиками.
Ольга Ивановна Коновалова (1886–1979)
— потомственная мастерица, дочь А. А.
Мезриной. Создаёт сюжетные бытовые и
сказочные композиции: «Катание на
лодке», «Свадьба зверей»,… . Она первой
начала лепить «Барыньку на ножках».
Для её дымковской игрушки характерны
небольшой размер, стремление передать
в пластике движение, разнообразие
орнамента.
Время успеха
в
1960–80-е годы стали временем новых
творческих исканий дымковских мастериц.
Активно
творчество
молодежь. Еще больше расширился круг
сюжетов и тем. Игрушка в большом
количестве шла на экспорт.
включается
Здания народного промысла "Дымковская
игрушка"
и Кировского отделения Союза художников
России
Огромное
выставок
дымковской игрушки было организовано
в ХХ веке как в России, так и за рубежом.
количество
Традиции и
современность
Произошли некоторые изменения и в
форме организации производства:
•Механизированная подготовка глины
•Изменился состав побелки
•Замена красок от
фабричных
• набор учениц «со стороны»
•изменился ассортимент изготовляемых
игрушек
самодельных до
Тематика
современной
дымковской
-историческая,
-бытовая (провинциальный город и
игрушки
деревня),
-сказочно-былинная,
-литературная,
-музыкально-фольклорная
(сказки, былины, песни,
частушки),
-архитектура,
-пейзаж.
Изготовление
Дымковской игрушки
Игрушка лепится из местной красной
глины по частям (в отличие от других
игрушек, которые лепятся из единого
куска глины).
Лепка
игрушки.
Все основные элементы игрушки делают в первую
очередь.
•Куски глины разделяют
•раскатывают в шарики
• из шариков делают отдельные детали игрушки
• смачивают водой
•прикрепляют ручки-колбаски
•шарик головы
•все стыки разглаживают влажной тряпочкой
•изготовление мелких деталей
Сушка и обжиг.
Сушат слепленную заготовку в течение 3-
5 дней, иногда дольше, на воздухе.
В старые времена игрушку обжигали в
русских печах. Ставили прямо на дрова,
либо на железный противень.
при
Сейчас игрушки обжигают в муфельных
печах
1000
более
градусов. Такая
температура
придает глине еще большую прочность.
Печи довольно большие, в них игрушки
загружают партиями.
температуре
высокая
Роспись дымковской игрушки
Отбеливание игрушки.
рань
ше
Использовали
раствор мела на
молоке - окунали
игрушку целиком.
Молоко
на
поверхности
скисает и образует
прочную
яркую
пленку
козеинового клея.
сейч
ас
Сейчас
с
отбеливание
производят
помощью
темперных белил,
которые наносят
кистью.
рань
ше
• Сухие краски
растирались с яйцом
• Добавлялся
перекисший квас или
уксус
• В XX веке
использовали гуашь,
также разведенную
на яйце.
Роспись
сейч
ас
• Яркие акриловые
краски - очень
стойкие
• Поверх краски
наклеивают кусочки
сусального золота
или потали - смеси
цинка и меди. Они
блестят и придают
вместе с яркими
красками
ослепительное
очарование
О ЦВЕТЕ
Для росписи используют контрастные
сочетания ярких цветов:
красного, малинового, жёлтого,
оранжевого, голубого, зеленого,
синего и черного
Элементы росписи
Особенностью дымковской игрушки
является
геометрический
орнамент, состоящий из ярких пятен,
кругов, зигзагов и полосок разной
толщины
простой
Посмотрите, как можно начать
рисовать узоры на юбке
Поэтапное
выполнение
росписи