Презентация по изобразительному искусству на тему "Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 12.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация предназначена для учащихся с 1 по 7 классы. В презентации даётся представление о дымковской игрушке и её росписи, рассказывается история возникновения данной росписи. Презентация рассматривает технологию изготовления предметов с дымковской росписью. Учащимся предлагается поэтапное выполнение росписи. Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары.Данная презентация предназначена для учащихся с 1 по 7 классы. В презентации даётся представление о дымковской игрушке и её росписи, рассказывается история возникновения данной росписи. Презентация рассматривает технологию изготовления предметов с дымковской росписью. Учащимся предлагается поэтапное выполнение росписи.
Иконка файла материала Дымковская игрушка.pptx
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА Выполнила учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 2», г.Покачи, Мухаметшина Э.Р.
игрушки Из истории дымковской Дымковская – игрушка оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары.
Слобода Дымково
История дымковской игрушки насчитывает около 400 Первыми лет. дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек, изготавливаемые к ежегодному празднику или "Свистуньи", "Свистопляски" – честь проводимому погибших в битве 1418 года между и устюжанами стен Хлыновского кремля (Хлынов – старое название Кирова). вятчанами в у
Согласно преданию, ночью, не узнав друг друга, вступили в бой два дружественных друг другу войска. По случайно погибшим ежегодно справляли тризну. Позже она переродилась гуляния. Празднество продолжалось несколько дней из и было наполнено свистом вятчан разноцветных свистулек. народные в
«Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять изображающую двухголового с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят...» («Вятские записки», В. Лебедев.). зверя или копеек, барана
В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В летние месяцы глину, толкли вручную или заготавливали растирали в краскотерках комовой мел, в остальное время - лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. А весной на лодках привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.
В конце 19 века промысел пришел в упадок. В 30-е годы 20 столетия в рамках возрождения некоторых народных промыслов была оказана поддержка промысла дымковской игрушки. Несколько потомственных мастериц "Вятская игрушка" при поддержке первого исследователя промысла – художника А.И. Деньшина. организовали артель возрождению и
Хранители промысла: Анна Мезрина и Алексей Деньшин Анна Афанасьевна Мезрина (1853– 1938), творчество которой стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц.
Решающую роль в судьбе всего промысла, а, значит, и в частных судьбах отдельных игрушечниц, сыграл вятский художник- знаток пейзажист, дымковского ремесла Алексей Иванович Деньшин (1893–1948). подвижник и
занимался изучением После революции 1917 года А.И. Деньшин и активно пропагандой дымковского промысла. Боясь его гибели и пытаясь привлечь внимание новых властей к этой проблеме, художник создает рукотворные альбомы «Вятская глиняная игрушка в рисунках» (1917), Куклы игрушка. «Вятская глиняная нарядные» (1919), «Вятские старинные глиняные игрушки» (1926).
Старейшие мастерицы
Елизавета Александровна Кошкина больше лепила традиционные отдельно стоящие фигуры, но в 1930–1940-е годы обратилась вместе со всеми к созданию многофигурных композиций. Она лепила сценки из двух – трех персонажей на основании, часто с дочерью Зиновией Федоровной Безденежных (1901–1964), которая делала роспись. соавторстве в Безденежных З.Ф. за работой 1960-е годы
возрождавшемуся Великая Отечественная война нанесла большой удар дымковскому промыслу. Мастерицы остались без работы. Но в 1942 году производство игрушек было возобновлено. Алексей Деньшин писал в газете: «Дымковская игрушка являлась тогда доказательством несокрушимости русского народного духа, …». В 1943 году было принято решение возобновить ученичество.
дымковских После войны, возрождаясь из пепла, страна вновь обратилась к радостному творчеству мастериц. Выделялись финансы на улучшение их условий труда, на обучение молодежи. В 1955 трудовые обучение молодых соглашения мастериц. на году заключены
С конца 1950-х годов у дымковских мастериц начинается творческий взлет, поиск новых решений. Увеличился спрос на игрушку, она стала делиться на две категории: традиционную («массовую») и выставочную. более
Первые поколения учеников В 1958 году З.В. Пенкина и Е.З. Кошкина также принимают на свое совместное обучение с З.Ф. Безденежных и Л.Н. Никулиной группу учениц.
О творчестве лауреатов В 1967 году группа мастериц (З. В. Пенкина, Е. З. Кошкина, Е. И. Косс-Деньшина, О. И. Коновалова) получили звание Лауреатов Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина «за создание образцов дымковской игрушки, развивающих традиции русского народного творчества».
Евдокия Захаровна Кошкина (1914–1993) Она предпочитает традиционные сюжеты (животные, няни, мужички), в образе которых ищет всегда характерные жизни, интерпретируя на свой лад. барыни, птицы, черты из
Зоя Васильевна Пенкина (1898-1988) в творчестве Начала самостоятельно работать в 1935 году. В 1950-е годы расширяется круг сюжетов и образов мастерицы. Удивительная фантазия позволяла З. В. Пенкиной создать свой образ нарядной барыни с высокой прической, «одетой» в разнообразные шляпы с украшениями, в платья с множеством оборок, расположенных ярусами, с воланами и бантиками.
Ольга Ивановна Коновалова (1886–1979) — потомственная мастерица, дочь А. А. Мезриной. Создаёт сюжетные бытовые и сказочные композиции: «Катание на лодке», «Свадьба зверей»,… . Она первой начала лепить «Барыньку на ножках». Для её дымковской игрушки характерны небольшой размер, стремление передать в пластике движение, разнообразие орнамента.
Время успеха в 1960–80-е годы стали временем новых творческих исканий дымковских мастериц. Активно творчество молодежь. Еще больше расширился круг сюжетов и тем. Игрушка в большом количестве шла на экспорт. включается Здания народного промысла "Дымковская игрушка" и Кировского отделения Союза художников России
Огромное выставок дымковской игрушки было организовано в ХХ веке как в России, так и за рубежом. количество
Традиции и современность Произошли некоторые изменения и в форме организации производства: •Механизированная подготовка глины •Изменился состав побелки •Замена красок от фабричных • набор учениц «со стороны» •изменился ассортимент изготовляемых игрушек самодельных до
Тематика современной дымковской -историческая, -бытовая (провинциальный город и игрушки деревня), -сказочно-былинная, -литературная, -музыкально-фольклорная (сказки, былины, песни, частушки), -архитектура, -пейзаж.
Изготовление Дымковской игрушки Игрушка лепится из местной красной глины по частям (в отличие от других игрушек, которые лепятся из единого куска глины).
Лепка игрушки. Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. •Куски глины разделяют •раскатывают в шарики • из шариков делают отдельные детали игрушки • смачивают водой •прикрепляют ручки-колбаски •шарик головы •все стыки разглаживают влажной тряпочкой •изготовление мелких деталей
Сушка и обжиг. Сушат слепленную заготовку в течение 3- 5 дней, иногда дольше, на воздухе. В старые времена игрушку обжигали в русских печах. Ставили прямо на дрова, либо на железный противень.
при Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах 1000 более градусов. Такая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. температуре высокая
Роспись дымковской игрушки
Отбеливание игрушки. рань ше Использовали раствор мела на молоке - окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея. сейч ас Сейчас с отбеливание производят помощью темперных белил, которые наносят кистью.
рань ше • Сухие краски растирались с яйцом • Добавлялся перекисший квас или уксус • В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Роспись сейч ас • Яркие акриловые краски - очень стойкие • Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали - смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование
О ЦВЕТЕ Для росписи используют контрастные сочетания ярких цветов: красного, малинового, жёлтого, оранжевого, голубого, зеленого, синего и черного
Элементы росписи Особенностью дымковской игрушки является геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины простой
Посмотрите, как можно начать рисовать узоры на юбке
Поэтапное  выполнение росписи
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Посмотрите также