Презентация состоит из 32 слайдов. Она разбита на четыре части. Первая часть "История появления", вторая - "Происхождение названия", третья - "Русский силуэт начала и конца XIX века" и четвёртая часть "Силуэт в современном мире". Презентацию можно использовать на уроках ИЗО в 6 классе по теме "Графика" и на занятиях кружка.
Силуэт —
это
плоскостно
е
изображен
ие, прием
работы,
средство
художеств
енной
выразител
ьности, а
также вид
графики.
История искусства силуэта восходит к
петроглифам - наскальным рисункам,
куклам восточного теневого театра,
архитектурной резьбе по дереву. Силуэт
доминирует в первобытном искусстве, в
произведениях Месопотамии и Древнего
Египта, древнеамериканском искусстве.
Силуэтными являются чернофигурный и
краснофигурный стили древнегреческой
вазописи.
Существует античная
легенда, связанная с
выразительными
качествами силуэта и
контурной линии. Около
первого века нашей эры
Плиний Старший написал
историю о молодой
коринфянке, которая
обрисовала тень своего
возлюбленного тающими
свечами, чтобы во время
его путешествий, этот
образ был всегда с ней.
Это занятие стало чем-то вроде настольных игр у
женщин в 19 столетии: не надо было никакого
особенного умения, только направить тень на
стену. Эта забава часто описывалась в книгах
Джейн Остин.
Интересно, а почему же
изображения в виде теней
назвали “Силуэтом”, а не
иначе?
Название связывают с именем
французского экономиста Этьена
де Силуэтта дружба которого с
мадам Помпадур в 1759 году
принесла ему должность
Генерального контроллера
французского короля Людовика
XV. Контролер финансов вызывал
негодование скаредностью, и в
отместку в 1759 г. на него
сделали карикатуру —
ненавистную тень всемогущего
министра : Именем его стали
называть все мишурно-
ничтожное и дешевое, между
прочим и нового рода портреты
В Европе как самостоятельный вид графики искусство силуэта
сформировалось впервой половине XVIII в. во Франции. В это
время были и профессиональные рисовальщики силуэтов. В
основном мужчины, которые рекламировали свою скорость и
аккуратность исполнения
работы.
В Петербурге в девятидесятых годах XVIII столетия славился приезжий
из Парижа силуэтист Сидо, портретировавший императрицу Екатерину
II, членов ее фамилии и многих из представителей и представительниц
тогдашней русской знати. Он создал двести двадцать семь силуэтных
портретов, вырезанных из черной бумаги
Cилуэтное портретирование сделалось одним из
любимых развлечений петербургской
аристократии.
Одиночные и групповые силуэтные портреты
украшали стены покоев в богатых дворцах и жилищах
средней руки, ими были заполнены дамские альбомы.
Обложка к альбому
Лучшим мастером силуэта начала XIX века был
русский художник-дилетант граф Федор Толстой.
Его пейзажи с батальными или сельскими сценами в
силуэтах, искусно вырезанные из бумаги, хорошо
передают увлечения общества пушкинского времени.
Вторая половина XIX века не оставила сколько-нибудь заметного
следа в истории русского силуэта. Счастливое исключение - это
иллюстрации Елизаветты Меркурьевны Эндадуровой (псевдоним
Бём).
Е. Бём издавала книги для детей, произведения писателей русской
натуральной школы, иллюстрированные собственными силуэтами с
мельчайшей проработкой деталей пером и тушью.
Начиная с 30-х годов силуэт был практически лишен права
на существование в качестве художественного направления.
Силуэт редко появлялся на выставках и почти не издавался.
Казалось, что силуэт умер. Однако более близкое знакомство
с работами современных художников обнадеживает. Магия
силуэта по прежнему притягивает и профессионалов и
любителей, т.к. силуэт всегда будит воображение и мысль.