Презентация по культуре родного края " Болгары - чуваши в составе России"
Оценка 4.9
Презентации учебные
ppt
история
9 кл
12.02.2017
Желая освободиться от гнёта татаро-монголов, болгаро-чуваши и марийцы обратились за помощью к русскому царю Ивану Грозному. Летом 1551 года чуваши вошли в состав России, а в 1552 году чуваши, марийцы и мордва помогли русским войскам взять Казань. Но жизнь чувашей в составе Российского государства также была нелёгкой.
Презентация КРК.ppt -вхождение в Россию.ppt
Презентация по культуре родного края " Болгары - чуваши в составе России"
ВХОЖДЕНИЕ БОЛГАРО-ЧУВАШЕЙ В СОСТАВ
РОССИИ
Не выдержав постоянных военных столкновений татаро-монголов и
русских войск на своей территории и желая освободиться от власти
Казани, болгаро-чуваши и марийцы обратились к русскому царю.
Все лето 1551 года к Ивану Грозному от Чувашского края ездили
делегации по 500-600 человек. Надо сказать, что царь устраивал
для посланцев этих народов обильные пиры и дарил роскошные
подарки. И летом этого же года чуваши вошли в состав России, что
было закреплено царской грамотой с золотой печатью, а в 1552 году
чуваши, марийцы и мордва помогли русским войскам взять Казань.
Таким образом, Казанское ханство было разгромлено, а чуваши
остались в составе Российского государства.
Презентация по культуре родного края " Болгары - чуваши в составе России"
Существует такая легенда о помощи чувашей при
взятии Казаим: царь Иван IV со своим войском долго
стоял у стен Казани и никак не мог взять ее. Тогда
они решили сделать под стену подкоп и взорвать
ее.
Существует такая легенда о помощи чувашей при
взятии Казаим: царь Иван IV со своим войском долго
стоял у стен Казани и никак не мог взять ее. Тогда
они решили сделать под стену подкоп и взорвать ее
Все солдаты, посланные измерять расстояние,
погибли, не дойдя до стены. Тогда один чуваш взял
гусли и, играя, пошел к стене. И защитники, и
захватчики замерли, зачарованные чудесной и
печальной мелодией. А в это время товарищи
гусляра считали его шаги...
Ориентируясь на это расстояние, сделали подкоп
под стену, заложили туда порох, поставили на него
свечку, зажгли ее, а наверху зажгли другую свечу,
для сравнения. Эта свеча догорела - взрыва нет.
Царь, рассердившись, велел казнить солдата-
зажигальщика. И в это время раздался взрыв (под
землей из-за нехватки воздуха свеча горела
медленнее). Стена разрушилась - Казань была взят
Презентация по культуре родного края " Болгары - чуваши в составе России"
После вхождения в Российское государство чувашские земли разделили на
уезды. В каждом уезде на месте одного крупного поселения построили
города-крепости.
В 1551 г. — Свияжск, в 1555 г. — Чебоксары, в 1574 г. — Кокшайск, в 1589 г.
— Цивильск, в 1590 г. — Ядрин.
Уезды делились на волости. В каждой волости было десять или чуть больше
деревень.
В каждом уезде был глава — присланный из Москвы воевода. У него были
помощники: дети боярские (начальники над военными), пушкари
(обслуживали пушки), воротники (стояли у ворот города), оружейники
(обслуживали и ремонтировали оружие), стрельцы (солдаты), подьячие (вели
разные документы), сторожа, переводчики, палачи.
Кроме них в городах жили торговцы и ремесленники. В городах
обязательны были тюрьмы и аманатные дворы, где жили аманатчики —
заложники от крестьян, головой отвечавшие за поведение своих односельчан.
В России тех времен крестьяне могли принадлежать государству,
помещикам, церквам и монастырям, царской семье. Подавляющее
большинство чувашей (более 80%) были государственными.
Поначалу управляли ими чувашские князья — пӳ (пинпӳ — тысячник, çĕрпӳ
— сотник, вунпӳ — десятник), тарханы. Эти князья были богаче, чем другие
чуваши, имели много земли. Они пользовались льготами, подчинялись
воеводе и часто служили вместе с его помощниками. Иногда и простые
чуваши становилисьнад ними всегда был начальник из русских.
Жители одной или нескольких деревень объединялись в общину.
Общинники сообща владели землей, лесами, лугами, реками.
Сход, состоящий из всех взрослых мужчин общины, делил землю,
распределял налоги, судил и наказывал провинившихся, то есть решал все
важные вопросы крестьянской жизни.
Презентация по культуре родного края " Болгары - чуваши в составе России"
Схематическая карта уездных центров чувашской
территории.
Презентация по культуре родного края " Болгары - чуваши в составе России"
Гербы городов.
Чебоксары
Ядрин
Цивильск
Земля, которую обрабатывало большинство крестьян, считалась
гоcударственной и за это надо было платить налоги — деньгами и зерном. На
конец XVIII века, в год это составляло по восемь пудов ржи, овса и денег,
полученных с продажи 20 пудов ржи.
Отдельно приходилось платить за места, где ловили рыбу, охотились,
устанавливались мельницы, за пчелиные места в лесах, за свадьбы, куплю-
продажу товаров, за оформление документов и т. п.
С крестьян же собирали деньги на содержание помощников воевод и других
государственных служб. К тому же была очень высокой цена на соль и другие
товары, почти не доступные простому люду.
Для простого крестьянина все это вместе составляло весьма
обременительную сумму. И в неурожайные годы положение чувашей особенно
ухудшалось.
И кроме всего этого существовало много повинностей: заставляли бесплатно
перевозить государственные грузы и людей, воинские команды, из своего
материала строить и ремонтировать дороги и мосты, работать на казенных
заводах, служить на оборонных линиях. На войну с каждых 6 дворов чуваши
должны были отправлять одного полностью обеспеченного всем необходимым,
в том числе и конем, солдата.
Во время сборов налогов помощники воевод всячески обманывали и
обворовывали крестьян, унижали и издевались над ними. Заступиться за
Презентация по культуре родного края " Болгары - чуваши в составе России"
Чтобы крепче держать нерусских крестьян в повиновении, царское
правительство решило их христианизировать, то есть заставить
верить в единого бога и сына его Иисуса Христа. Такие попытки
были еще при Иване IV. Окрестившимся давали разные льготы. При
Петре I было издано несколько указов, где за принятие
христианства давали награды, освобождали от налогов и
рекрутской повинности на 3 года. Но все это мало помогало.
Крестились только богатые и приближенные к власти чуваши, т. к.
священники объясняли суть христианского учения на русском
языке, не понятном для чувашей, а сами чуваши прекрасно
видели, что под строительство церквей и монастырей отводили их
земли, их же заставляли работать и платить дополнительные
налоги. К тому же уничтожались священные рощи чувашей и
унижалась их старинная вера. Все это настраивало против
христианизации, а часть чувашей даже стала принимать ислам и
отатариваться.
Тогда царское правительство решило насильственно окрестить
чувашей. Было решено, что за крещеных крестьян, освобождаемых
от налогов и рекрутства на 3 года, будут платить и поставлять
солдат — некрещеные. Попы, чиновники, солдаты приезжали в
чувашские деревни, избивали крестьян, сгоняли их в озера или
реки, давали новые имена, вешали на шею крест. Таким образом, к
середине XIX века большинство чувашей было окрещено.
За счет крестьян в чувашских деревнях было построено более
Презентация по культуре родного края " Болгары - чуваши в составе России"
Христианизация
Чувашского народа
Презентация по культуре родного края " Болгары - чуваши в составе России"
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
построена в XVII веке, окончательно
разобрана
в 1980 году в связи с затоплением водами
Чебоксарского водохранилища.
Насильственная христианизация
несла в себе уничтожение
святых для чувашей мест —
киреметищ, священных рощ.
Презентация по культуре родного края " Болгары - чуваши в составе России"
Наказание вора. На
него одевали
ворованное и так
водили по деревенским
улицам.
Чувашский князь
Деревенский
сход.
Презентация по культуре родного края " Болгары - чуваши в составе России"
В 1827 году вводится новая тяжелая повинность — «общественные
запашки». Выделялись лучшие участки крестьянской земли, сообща
обрабатывались, весь полученный урожай отправляли в столицу для
царской семьи. А положение крестьян и без того было тяжелым. Часто
повторялись неурожайные годы. В 1832, 1838, 1841, 1843 годах был
сильный голод, многие крестьяне умерли, другие, распродав остатки
земли и имущества, уходили в города.
Сопротивление введению «общественных запашек» было очень
сильным. Во многих селениях начались восстания. Так, в мае 1842 года в
селе Акрамово (Козьмодемьянский уезд) собралось до 8 тысяч крестьян,
вооруженных вилами, топорами, косами, дубинками. Восставшими
руководили опытные вояки — участники войны 1812 года с Наполеоном.
В Акрамово срочно прибыли правительственные отряды. Они ранили
более 30 крестьян. Несколько сот человек арестовали. Солдаты начали
избивать захваченных. В это время к Акрамово двинулись новые
повстанцы — до 10 тысяч человек. Но вооруженные огнестрельным
оружием солдаты подавили восстание. Около 36 человек было убито,
более 250 ранено. Многих крестьян избили кнутами, более тысячи
чувашских и марийских крестьян сослали на каторгу в Сибирь. Такой
кровавой ценой крестьянам удалось отстоять свои земли — общественные
Презентация по культуре родного края " Болгары - чуваши в составе России"
В конце XIX века в городах Чувашии становилось все больше
заводов и мастерских. В основном это были предприятия по
переработке сельскохозяйственной продукции: мельницы,
маслобойки, спиртовые, лесопильные заводы. Но, по сравнению с
другими регионами России, промышленность в Чувашии была
развита очень слабо.
Росло и количество людей в городах. Но чувашей среди них
было всего 4%. Подавляющее большинство чувашей оставалось
крестьянами. Больше половины жили в крайней бедности. Более-
менее зажиточные составляли около 10%, середняки — 35%.
Чтобы как-то прожить и платить высокие налоги, чуваши искали
работу на стороне (а в это время всю мужскую работу по
обработке земли и урожая приходилось выполнять женщинам,
старикам, детям), продавали за бесценок продукты питания (хлеб,
яйца), свои ремесленные изделия.
Очень мало было купцов и промышленников из чувашей,
появились они лишь во 2-й половине XIX века.
Презентация по культуре родного края " Болгары - чуваши в составе России"
Среди чувашей почти не было грамотных, просвещенных людей.
Правительство старалось держать народ в невежестве, ведь
такими людьми легче было помыкать. Лишь в XIX веке появились
школы для чувашских детей.
Громадную роль в образовании чувашей сыграл Иван Яковлевич
Яковлев. Он сумел создать в г. Симбирске школу для подготовки
чувашских учителей, которые затем уезжали в деревни, где уже
сами создавали школы для чувашей. Из Симбирской школы И. Я.
Яковлева вышло около тысячи деятелей культуры и людей,
прославивших чувашский народ.
Но все же в целом чувашский край представлял собой отсталый
регион России. Как отмечали этнографы тех времен, чуваши
отличались своей добротой, бескорыстием и трудолюбием. Всю
жизнь занимаясь постоянным и тяжелым трудом, чуваши могли бы
жить достаточно обеспеченно, но жили они (как записано в одном
документе той эпохи) «хуже, чем домашний скот в хорошем
хозяйстве». Одной из причиной тому были чиновники, бессовестно
обиравшие, обманывавшие крестьян и, конечно, непомерные
налоги. Часто человек унижался только за то, что он чуваш и не
понимает государственного языка, не умеет объясняться с
властью. Чуваши-крестьяне боялись появления в деревне
официального человека и часто, завидев на дороге следы от колес
с шинами, старались убежать, спрятаться на время. Все это
привело к тому, что в характере чувашей появились такие черты,
Презентация по культуре родного края " Болгары - чуваши в составе России"
Чебоксарская улица
конца
XIX века.
Продукция
предприятий
Чувашии.
Продажа яиц. На
торговле яйцами
многие купцы
сделали себе
состояние, но
крестьяне, у которых
был куплен этот
продукт, получали
копейки.
Дубовую клепку
для
изготовления
бочек вагонами
отправляли во
Францию.
Музыкальные
инструменты,
изготов-
ленные
чувашскими
мастерами,
продавали и в
столичных
магазинах.
Презентация по культуре родного края " Болгары - чуваши в составе России"
Многие чуваши, в том числе и женщины, бурлачили. Сотни
чувашей работали на уральских заводах
На рисунке один из братьев, приехавший в
школу, построенную на его средства,
знакомится с учениками, проверяет их
знания, выясняет нужды школы.
Некоторые купцы Чувашии
часть своих доходов
направляли на
благотворительность.
Крупнейшими меценатами
были братья Таланцевы из г.
Ядрин.
Вывозили в основном лес, хлеб,
скот, яйца, мед, хмель.
Презентация по культуре родного края " Болгары - чуваши в составе России"
Сбор налогов в
чувашской деревне.
В деревенской школе.
Обычно в таких школах
учились дети разного
возраста.
Они сидели в одном
помещении. Девочек
было намного меньше,
чем мальчиков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.