Поэма "Руслан и Людмила" на данный момент включена далеко не во все авторские программы по литературе. Считаю необходимым ее изучение на уроках внеклассного чтения в 5 или 6 классе. Презентация содержит материал для рассказа о биографии А.С. Пушкина (семья, детские годы,няня, Лицей, литературный дебют), а также материал об истории создания поэмы "Руслан и Людмила" и вопросы для анализа Пролога к ней.
Александр
Сергеевич
Пушкин.
Поэма
«Руслан и
Людмила»
1820 г.
Презентация
подготовлена
Дерябиной В.К.,
учителем МОУ СШ № 42 г.
Семья поэта
А.С.Пушкин
родился в
Москве в семье
отставного
майора Сергея
Львовича
Пушкина,
принадлежавше
го к
старинному, но
обедневшему
дворянскому
роду.
Сергей Львович Пушкин
(1770-1838г.)
Мать поэта,
Надежда Осиповна,
была внучкой
любимца Петра I
арапа Ганнибала.
Надежда Осиповна
Пушкина (1775-1836г.)
Прадедушка,
Абрам Петрович
Ганнибал
Обычаи и
устав
семьи
Пушкиных
ничем не
отличалис
ь от других
дворянски
х семей.
Сестра Ольга
Сергеевна
А.С. Пушкин
Брат Лев
(1822)
Дети, в духе времени,
Сергеевич
получали первоначальное
домашнее образование у
гувернеров и учителей-
французов. Языком общения
был французский.
Настоящим
кладезем русской
народности была
няня поэта – Арина
Родионовна
Яковлева. В год
рождения
Александра его отец
дал Арине вольную,
от которой она
отказалась, до конца
жизни оставаясь
ангелом-хранителем
своего любимца.
НЯНЯ АРИНА
РОДИОНОВНА
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами
пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
(из стихотворения А.С. Пушкина)
поговорками».
Пушкин слушал в ее
и
исполнении
народные песни. От
нее он слышал также
рассказы
о
разбойниках,
привидениях,
домовых. Она была
замечательной
сказительницей,
свободно рифмовала
(«Вот
море
морщить
вас
чертей корчить») и с
помощью рифмовки
У Арины Родионовны был любимый эпитет,
создавала сказочные
которым она особенно часто пользовалась:
формулы
(«Не
«золотой». Отсюда названия пушкинских
мышью, не лягушкой
сказок «Золотая рыбка» и «Золотой петушок».
–
неведомой
стану
да
любил няню. В
XIX
середине
века был записан
рассказ
кучера
Пушкиных Петра:
«…он все с ней,
коли дома. Чуть
утром,
встанет
уже и бежит ее
глядеть:
ли
«Здорова
мама», - он ее все
мама называл.
я
А она ему, бывало, эдак нараспев:
«Батюшка, ты за что меня все мамой
зовешь,
тебе мать?»–
«Разумеется, ты мне мать. Не то мать,
что родила, а то что своим молоком
вскормила».
какая
Событием,
ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ
предопределивши
м весь жизненный
путь будущего
великого поэта,
стало зачисление
в только что
открывшийся (19
октября 1811 г.)
Царскосельский
Императорский
Лицей. Это было
привилегированно
е учебное
Здесь молодые люди осваивали разнообразные науки, здесь сформировались их
свободолюбивые взгляды на жизнь и общественное устройство. В Лицее Пушкин
заведение для
встретил своих лучших друзей – А.Дельвига, И. Пущина, В. Кюхельбекера.
мальчиков из
развитых
Дебют
Именно в
Лицее –
после
дебюта в
журнале
«Вестник
Европы» со
стихотворе
нием «К
другу
Пушкин впервые приобретет известность,
заслужит после чтения на выпускном экзамене в
стихотворц
1815 году «Воспоминания в царском селе»
у» (1814) –
восхищение и благословение Г.Р. Державина.
свою
«Руслан и Людмила»
Пушкину было
двадцать лет, когда он
окончил
поэму
«Руслан и Людмила».
Поводом к ее написанию
шуточное
стало
литературное состязание
между Пушкиным
и
первым
того
Василием
времени
Поэма имела успех необыкновенный.
Андреевичем
Жуковский признал свое поражение, подарил
Жуковским: кто лучше
Пушкину свой портрет с дарственной надписью
«Победителю ученику от побежденного учителя
«в
напишет
в тот высокоторжественный день, в который он
народном духе».
окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта
26, великая пятница».
Жуковский
поэтом
поэму
В.А.
Пролог к поэме «Руслан и
Людмила»
• Каким
настроением
проникнут
пролог?
• Какие эпитеты
создают
живописную
палитру
стихотворения?
• Какие образы-
сюжеты вы
Сказка «Чудесные дети»
- источник первых шести
строчек пролога
«Что за чудо, вот
это чудо: у
лукомория стоит
дуб, а на этом
дубу золотые
цепи и по тем
цепям ходит кот:
вверх идет –
сказки сказывает,
вниз идет – песни
поет».
Вспомните эпитеты, которые подбирают
для характеристики кота народные
сказочники.
ОТКУДА ЭТИ СТРОКИ?
В свете есть иное
диво:
Море вздуется
бурливо,
Закипит, подымет
вой,
Хлынет на берег
пустой,
Разольется в
Сказка «Чудесные дети»
«Что за чудо, а вот чудо: из моря выходят тридцать
шумном беге,
И очутятся на
отроков точь-в-точь равны и голосом, и волосом, и
лицом, и ростом, а выходят они из моря на один
час».
бреге
В чешуе, как жар
горя,
В каких фольклорных
сказках вы встречались с
царевной и волком; с
Бабой Ягой и Кощеем?
Там русский дух, там Русью
пахнет!
• Какое
традиционное
значение
имело
словосочетани
е «русский
дух» в
народной
сказке?
• Чем оно
отличается от
Вспомните
традиционную
сказочную
концовку:
«И я там был,
мед, пиво
пил, по усам
текло, а в
рот не
попало».
Что изменил в
ней поэт и
зачем?