Презентация по литературе "Дневники Льва Толстого" 10 класс
Оценка 4.7
Занимательные материалы
ppt
русская литература
10 кл—11 кл
28.03.2017
Презентация предназначена при изучении творчества великого Л.Н. Толстого. Материал, подобранный в презентации помогает увидеть великого писателя за долгим процессом самообразования. Толстой не просто писатель, он философ и мыслитель. Его дневниковые записи , впоследствии изученные критиками, являются своего рода шедеврами литературы.
Материалы презентации помогут учителю дать более полный портрет великой личности русского государства.презентация
Дневники Толстого.ppt
Презентация по литературе "Дневники Льва Толстого" 10 класс
ДНЕВНИКИ ЛЬВА
ТОЛСТОГО
Дневники Льва Николаевича Толстого — неотъемлемая
часть его биографии, его литературного наследия. В них
запечатлена неустанная работа мысли писателя, глубокие
раздумья о жизни, социальнонравственные искания.
А. И. Шифман
Презентация по литературе "Дневники Льва Толстого" 10 класс
Назначение Дневников в разные
периоды жизни Л.Н.Толстого
•
Толстой вел Дневники с некоторыми перерывами в течение
почти всей своей жизни. Он начал их в 1847 году 18летним
юношейстудентом и закончил в 1910 году 82летним
всемирно известным писателем. Ни один русский писатель
не оставил после себя столь обширного по времени и
богатого по содержанию Дневника, как Лев Толстой.
• Дневники, записки, исповедь как жанр были близки
творческой индивидуальности Толстого. Это чувствовали
многие современники и друзья писателя и поощряли его к
ведению Дневника. В. Г. Чертков советовал ему: «Вам
непременно следовало бы вести постоянные записки, вроде
дневника Ваших мыслей и чувств. Вы это не раз сами
чувствовали: «Записки христианина», «Записки
несумасшедшего» (из письма от 8 августа 1886 г.). Толстой и
сам считал, что дневник помогает человеку сосредоточиться
в его размышлениях о жизни, обязывает к искренности,
откровенности, честности с самим собой, ибо, как он
говорил, здесь «всякая фальшь сейчас же тобою
чувствуется».
Толстой в разное время поразному представлял себе назначение своего
Дневника. Начиная его в 1847 году, в бытность студентом Казанского
университета, он написал на одной из первых страниц: «Я никогда не имел
дневника, потому что не видал никакой пользы от него. Теперь же, когда я
занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии
судить о ходе этого развития» (запись от 7 апреля 1847 г.).
Презентация по литературе "Дневники Льва Толстого" 10 класс
• Следуя этой цели, он первоначально заносил
на страницы Дневника все, что, по его мнению,
помогало развитию способностей, и, в первую
очередь, разбор прочитанных книг. Первая его
тетрадь, например, полностью посвящена
заданному в университете сравнительному
анализу известного «Наказа» Екатерины II и
трактата французского просветителя
Монтескье «Дух законов» — анализу,
выполненному со всей возможной
тщательностью: с цитатами, рассуждениями и
выводами. Через некоторое время с той же
целью Толстой завел в Дневнике разделы —
«Сведения» и «Наблюдения», куда записывал
наиболее интересные факты, почерпнутые из
книг или из собственных наблюдений над
жизнью.
• Кроме того, Дневник должен был служить и местом записей «дельных мыслей», и
средством, способствующим самодисциплине. «Мало ли бывает в голове мыслей, и
которые кажутся весьма замечательными; а как рассмотришь, выйдет пустошь; иные же
точно дельные — вот для этогото и нужен дневник. По дневнику весьма удобно судить о
самом себе. Потом, так как я нахожу необходимым определять все занятия вперед, то
для этого тоже необходим дневник» (запись от 14 июня 1850 г.). Однако начиная с 1851
года преобладающее место в Дневнике занимает так называемый «Франклиновский
журнал», то есть свод моральных правил, следование которым должно помочь
нравственному самовоспитанию. «Нахожу для дневника, кроме определения будущих
действий, полезную цель — отчет каждого дня с точки зрения тех слабостей, от которых
хочешь исправиться»,— записывает он 7 марта 1851 года. Молодой Толстой заводит на
страницах Дневника спор с самим собой, строго судит свой образ жизни и обличает себя
в многочисленных «грехах». Через определенные промежутки времени он перечитывает
свой «журнал», как бы подытоживает пережитое. И тогда на страницах его тетрадей
появляются жестокие самокритичные монологи.
Презентация по литературе "Дневники Льва Толстого" 10 класс
«Что я такое?» — с пристрастием вопрошает он себя в Дневнике 1854 года. И
отвечает: «Я дурен собой, неловок, нечистоплотен и светски необразован. Я
раздражителен, скучен для других, нескромен, нетерпим (intolerant) и стыдлив,
как ребенок. Я почти невежда. Что я знаю, тому я выучился коекак сам,
урывками, без связи, без толку и то так мало. Я не воздержан, нерешителен,
непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не
храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня
почти неодолимой привычкой. Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был
основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни
ума делового...» и т. д. и т. п. (запись от 7 июля).
• Подобные беспощадные самообличения имели в своей основе большей частью
•
не действительные, а преувеличенные представления автора о своих
недостатках и прегрешениях. Тем
не менее эти покаяния играли
большую роль в той не знавшей
устали внутренней работе,
которая совершалась в сознании
писателя. Дневник помогал ему в
этом. По беспощадно искренним и
правдивым записям в Дневнике,
как по безошибочному барометру,
Толстой измерял уровень своего
морального роста.
Презентация по литературе "Дневники Льва Толстого" 10 класс
•
Кроме самовоспитания и самообразования, Дневник имел для
Толстого еще одну важную цель — литературную. Увлекаясь
сочинениями Стерна и Руссо, в центре которых герой,
анализирующий свои душевные движения, Толстой решает вести
свой Дневник так, чтобы он представлял для него «литературный
труд, а для других мог составить приятное чтение» (запись от 22
октября 1853 г.). В этой записи впервые появляются слова
«литературный труд». «Последние три года, проведенные мною
так беспутно, иногда кажутся мне очень занимательными,
поэтическими и частью полезными; постараюсь неоткровеннее и
поподробнее вспомнить и написать их. Вот еще третье
назначение для дневника» (запись от 14 июня 1850 г.). С этого
времени дневниковые записи приобретают новый характер —
события, разного рода факты, встречи с теми или иными людьми
в них не только отмечаются, записываются на память, но о них
повествуется, то есть рассказывается обстоятельно, детально,
иногда даже живописно, что служит первыми пробами пера
будущего писателя.
Через несколько лет значительное место в Дневниках начинают занимать «мысли,
сведения или примечания, относящиеся до предполагаемых работ» (запись от 2 января
1854 г.). Готовя себя к писательской деятельности, молодой Толстой уже сознательно
превращает Дневник в рабочую записную книжку, где накапливаются и хранятся
«заготовки» для будущих сочинений. При этом он строго следует правилу: «Начиная
каждую работу, пересматривать дневник и выписывать из него все к ней относящееся
на особую тетрадку». Одновременно он не оставляет и свой исповедальный
«Франклиновский журнал», строго требуя от себя «запоминать и записывать
карандашом каждый день все преступления правил» (там же).
Презентация по литературе "Дневники Льва Толстого" 10 класс
Дневник – отражение духовного
мира Л.Н.Толстого
•
•
•
•
В центре Дневника — сам автор, его мысли и чувства, суровый самоанализ, воспоминания
о прошлом и планы на будущее. Его собственная жизнь в этот период как бы еще
отделена от жизни других людей; внешний мир интересует его главным образом
постольку, поскольку он затрагивает его личность. И хотя среди зафиксированных в
Дневнике раздумий есть глубокие мысли о народе, о «русском рабстве», о Крымской
войне, о судьбе Севастополя и России — эти размышления пока еще очень тесно связаны
с планами и интересами самого Толстого.
В позднейшие годы, по мере расширения жизненного и писательского опыта Толстого и
особенно после пережитого им на рубеже 1880х годов идейного перелома, его Дневник
претерпевает существенные изменения.
Все узко деловое и практическое, а также все, имеющее характер кратковременных
записей для памяти, заносится теперь в специальные записные книжки, которые он,
начиная с 1855 года, всегда — дома и в пути, днем и ночью — держит при себе. В
Дневнике же наибольшее место начинают занимать записи, осмысливающие
действительность под углом зрения нового миросозерцания автора, обосновывающие его
религиознонравственное учение. Мысли эти, предварительно — иногда на ходу —
набросанные в записных книжках, обдумываются, оттачиваются и в развернутом виде
заносятся в Дневник, откуда они в еще более переработанном и отшлифованном виде
перейдут в статьи, письма, в художественные произведения. Так Дневник Толстого
постепенно становится лабораторией его философской, религиознонравственной мысли
и начинает уже подразумевать читателя. Элементы личные, интимные, не
предназначенные для других, переплетаются в нем с рассуждениями открыто
публицистическими, рассчитанными на широкое распространение.
Перемена в содержании и характере Дневника, происшедшая вначале незаметно для его
автора, была позднее им сознательно продумана и санкционирована. В последние
десятилетия Толстой считал записанные в Дневнике мысли единственно важной его
частью и в них видел его главное, полезное людям назначение.
Презентация по литературе "Дневники Льва Толстого" 10 класс
•
•
Поновому решал Толстой в последний период
своей жизни и вопрос о Дневниках молодости.
Раньше, вследствие интимности их содержания,
он не давал их никому читать и одно время был
даже близок к тому, чтобы уничтожить их.
«...Думал о своих дневниках старых, о том, как я
гадок в них представляюсь, и о том, как не
хочется, чтобы их знали, то есть забочусь о
славе людской и после смерти»,— записал он 20
июля 1890 года. Софья Андреевна,
переписывавшая в то время Дневник молодости
Толстого, отметила в своей тетради: «Левочка
начинает тревожиться, что я переписываю его
дневники. Ему хотелось бы старые дневники
уничтожить и выступить перед детьми и
публикой только в своем патриархальном виде».
Но вскоре Толстой решил отбросить «заботу о славе людской» и полностью
сохранить эти Дневники, поскольку и они, по его мнению, могут послужить людям в
их нравственном самосовершенствовании.
•«Дневники моей прежней холостой жизни,— записал он в завещании 1895 года,—
выбрав из них то, что стоит того, я прошу уничтожить... Дневники моей холостой жизни я
прошу уничтожить не потому, что я хотел бы скрыть от людей свою дурную жизнь,—
жизнь моя была обычная, дрянная, с мирской точки зрения, жизнь беспринципных
молодых людей,— но потому, что эти дневники, в которых я записывал только то, что
мучало меня сознанием греха, производят ложноодностороннее впечатление и
представляют... А впрочем, пускай остаются мои дневники как они есть. Из них видно, по
крайней мере, то, что, несмотря на всю пошлость и дрянность моей молодости, я всетаки
не был оставлен богом и хоть под старость стал немного понимать и любить его» (запись
от 27 марта).
Презентация по литературе "Дневники Льва Толстого" 10 класс
Заключение
• Дневники Толстого, как и все его
литературное наследие, отражают всю
сложность духовного мира писателя,
трагизм его переживаний,
противоречивость его мировоззрения.
• В целом на Дневниках Толстого лежит
печать его могучей личности — сложной,
противоречивой, но сильной в своих
неустанных поисках истины и гениальной
в своем искусстве постигать и
изображать действительность. Это
делает их драгоценными и для нас, и для
будущих поколений.
Презентация по литературе "Дневники Льва Толстого" 10 класс
Автор работы:
Учитель литературы МБОУ
«Новокинерская СОШ» Арского
района Республики Татарстан
Ахметгараева Люция
Нургалеевна.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.