Презентация предназначена при изучении творчества великого Л.Н. Толстого. Материал, подобранный в презентации помогает увидеть великого писателя за долгим процессом самообразования. Толстой не просто писатель, он философ и мыслитель. Его дневниковые записи , впоследствии изученные критиками, являются своего рода шедеврами литературы.
Материалы презентации помогут учителю дать более полный портрет великой личности русского государства.презентация
ДНЕВНИКИ ЛЬВА
ТОЛСТОГО
Дневники Льва Николаевича Толстого — неотъемлемая
часть его биографии, его литературного наследия. В них
запечатлена неустанная работа мысли писателя, глубокие
раздумья о жизни, социальнонравственные искания.
А. И. Шифман
Назначение Дневников в разные
периоды жизни Л.Н.Толстого
•
Толстой вел Дневники с некоторыми перерывами в течение
почти всей своей жизни. Он начал их в 1847 году 18летним
юношейстудентом и закончил в 1910 году 82летним
всемирно известным писателем. Ни один русский писатель
не оставил после себя столь обширного по времени и
богатого по содержанию Дневника, как Лев Толстой.
• Дневники, записки, исповедь как жанр были близки
творческой индивидуальности Толстого. Это чувствовали
многие современники и друзья писателя и поощряли его к
ведению Дневника. В. Г. Чертков советовал ему: «Вам
непременно следовало бы вести постоянные записки, вроде
дневника Ваших мыслей и чувств. Вы это не раз сами
чувствовали: «Записки христианина», «Записки
несумасшедшего» (из письма от 8 августа 1886 г.). Толстой и
сам считал, что дневник помогает человеку сосредоточиться
в его размышлениях о жизни, обязывает к искренности,
откровенности, честности с самим собой, ибо, как он
говорил, здесь «всякая фальшь сейчас же тобою
чувствуется».
Толстой в разное время поразному представлял себе назначение своего
Дневника. Начиная его в 1847 году, в бытность студентом Казанского
университета, он написал на одной из первых страниц: «Я никогда не имел
дневника, потому что не видал никакой пользы от него. Теперь же, когда я
занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии
судить о ходе этого развития» (запись от 7 апреля 1847 г.).
• Следуя этой цели, он первоначально заносил
на страницы Дневника все, что, по его мнению,
помогало развитию способностей, и, в первую
очередь, разбор прочитанных книг. Первая его
тетрадь, например, полностью посвящена
заданному в университете сравнительному
анализу известного «Наказа» Екатерины II и
трактата французского просветителя
Монтескье «Дух законов» — анализу,
выполненному со всей возможной
тщательностью: с цитатами, рассуждениями и
выводами. Через некоторое время с той же
целью Толстой завел в Дневнике разделы —
«Сведения» и «Наблюдения», куда записывал
наиболее интересные факты, почерпнутые из
книг или из собственных наблюдений над
жизнью.
• Кроме того, Дневник должен был служить и местом записей «дельных мыслей», и
средством, способствующим самодисциплине. «Мало ли бывает в голове мыслей, и
которые кажутся весьма замечательными; а как рассмотришь, выйдет пустошь; иные же
точно дельные — вот для этогото и нужен дневник. По дневнику весьма удобно судить о
самом себе. Потом, так как я нахожу необходимым определять все занятия вперед, то
для этого тоже необходим дневник» (запись от 14 июня 1850 г.). Однако начиная с 1851
года преобладающее место в Дневнике занимает так называемый «Франклиновский
журнал», то есть свод моральных правил, следование которым должно помочь
нравственному самовоспитанию. «Нахожу для дневника, кроме определения будущих
действий, полезную цель — отчет каждого дня с точки зрения тех слабостей, от которых
хочешь исправиться»,— записывает он 7 марта 1851 года. Молодой Толстой заводит на
страницах Дневника спор с самим собой, строго судит свой образ жизни и обличает себя
в многочисленных «грехах». Через определенные промежутки времени он перечитывает
свой «журнал», как бы подытоживает пережитое. И тогда на страницах его тетрадей
появляются жестокие самокритичные монологи.
«Что я такое?» — с пристрастием вопрошает он себя в Дневнике 1854 года. И
отвечает: «Я дурен собой, неловок, нечистоплотен и светски необразован. Я
раздражителен, скучен для других, нескромен, нетерпим (intolerant) и стыдлив,
как ребенок. Я почти невежда. Что я знаю, тому я выучился коекак сам,
урывками, без связи, без толку и то так мало. Я не воздержан, нерешителен,
непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не
храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня
почти неодолимой привычкой. Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был
основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни
ума делового...» и т. д. и т. п. (запись от 7 июля).
• Подобные беспощадные самообличения имели в своей основе большей частью
•
не действительные, а преувеличенные представления автора о своих
недостатках и прегрешениях. Тем
не менее эти покаяния играли
большую роль в той не знавшей
устали внутренней работе,
которая совершалась в сознании
писателя. Дневник помогал ему в
этом. По беспощадно искренним и
правдивым записям в Дневнике,
как по безошибочному барометру,
Толстой измерял уровень своего
морального роста.
•
Кроме самовоспитания и самообразования, Дневник имел для
Толстого еще одну важную цель — литературную. Увлекаясь
сочинениями Стерна и Руссо, в центре которых герой,
анализирующий свои душевные движения, Толстой решает вести
свой Дневник так, чтобы он представлял для него «литературный
труд, а для других мог составить приятное чтение» (запись от 22
октября 1853 г.). В этой записи впервые появляются слова
«литературный труд». «Последние три года, проведенные мною
так беспутно, иногда кажутся мне очень занимательными,
поэтическими и частью полезными; постараюсь неоткровеннее и
поподробнее вспомнить и написать их. Вот еще третье
назначение для дневника» (запись от 14 июня 1850 г.). С этого
времени дневниковые записи приобретают новый характер —
события, разного рода факты, встречи с теми или иными людьми
в них не только отмечаются, записываются на память, но о них
повествуется, то есть рассказывается обстоятельно, детально,
иногда даже живописно, что служит первыми пробами пера
будущего писателя.
Через несколько лет значительное место в Дневниках начинают занимать «мысли,
сведения или примечания, относящиеся до предполагаемых работ» (запись от 2 января
1854 г.). Готовя себя к писательской деятельности, молодой Толстой уже сознательно
превращает Дневник в рабочую записную книжку, где накапливаются и хранятся
«заготовки» для будущих сочинений. При этом он строго следует правилу: «Начиная
каждую работу, пересматривать дневник и выписывать из него все к ней относящееся
на особую тетрадку». Одновременно он не оставляет и свой исповедальный
«Франклиновский журнал», строго требуя от себя «запоминать и записывать
карандашом каждый день все преступления правил» (там же).
Дневник – отражение духовного
мира Л.Н.Толстого
•
•
•
•
В центре Дневника — сам автор, его мысли и чувства, суровый самоанализ, воспоминания
о прошлом и планы на будущее. Его собственная жизнь в этот период как бы еще
отделена от жизни других людей; внешний мир интересует его главным образом
постольку, поскольку он затрагивает его личность. И хотя среди зафиксированных в
Дневнике раздумий есть глубокие мысли о народе, о «русском рабстве», о Крымской
войне, о судьбе Севастополя и России — эти размышления пока еще очень тесно связаны
с планами и интересами самого Толстого.
В позднейшие годы, по мере расширения жизненного и писательского опыта Толстого и
особенно после пережитого им на рубеже 1880х годов идейного перелома, его Дневник
претерпевает существенные изменения.
Все узко деловое и практическое, а также все, имеющее характер кратковременных
записей для памяти, заносится теперь в специальные записные книжки, которые он,
начиная с 1855 года, всегда — дома и в пути, днем и ночью — держит при себе. В
Дневнике же наибольшее место начинают занимать записи, осмысливающие
действительность под углом зрения нового миросозерцания автора, обосновывающие его
религиознонравственное учение. Мысли эти, предварительно — иногда на ходу —
набросанные в записных книжках, обдумываются, оттачиваются и в развернутом виде
заносятся в Дневник, откуда они в еще более переработанном и отшлифованном виде
перейдут в статьи, письма, в художественные произведения. Так Дневник Толстого
постепенно становится лабораторией его философской, религиознонравственной мысли
и начинает уже подразумевать читателя. Элементы личные, интимные, не
предназначенные для других, переплетаются в нем с рассуждениями открыто
публицистическими, рассчитанными на широкое распространение.
Перемена в содержании и характере Дневника, происшедшая вначале незаметно для его
автора, была позднее им сознательно продумана и санкционирована. В последние
десятилетия Толстой считал записанные в Дневнике мысли единственно важной его
частью и в них видел его главное, полезное людям назначение.
•
•
Поновому решал Толстой в последний период
своей жизни и вопрос о Дневниках молодости.
Раньше, вследствие интимности их содержания,
он не давал их никому читать и одно время был
даже близок к тому, чтобы уничтожить их.
«...Думал о своих дневниках старых, о том, как я
гадок в них представляюсь, и о том, как не
хочется, чтобы их знали, то есть забочусь о
славе людской и после смерти»,— записал он 20
июля 1890 года. Софья Андреевна,
переписывавшая в то время Дневник молодости
Толстого, отметила в своей тетради: «Левочка
начинает тревожиться, что я переписываю его
дневники. Ему хотелось бы старые дневники
уничтожить и выступить перед детьми и
публикой только в своем патриархальном виде».
Но вскоре Толстой решил отбросить «заботу о славе людской» и полностью
сохранить эти Дневники, поскольку и они, по его мнению, могут послужить людям в
их нравственном самосовершенствовании.
•«Дневники моей прежней холостой жизни,— записал он в завещании 1895 года,—
выбрав из них то, что стоит того, я прошу уничтожить... Дневники моей холостой жизни я
прошу уничтожить не потому, что я хотел бы скрыть от людей свою дурную жизнь,—
жизнь моя была обычная, дрянная, с мирской точки зрения, жизнь беспринципных
молодых людей,— но потому, что эти дневники, в которых я записывал только то, что
мучало меня сознанием греха, производят ложноодностороннее впечатление и
представляют... А впрочем, пускай остаются мои дневники как они есть. Из них видно, по
крайней мере, то, что, несмотря на всю пошлость и дрянность моей молодости, я всетаки
не был оставлен богом и хоть под старость стал немного понимать и любить его» (запись
от 27 марта).
Заключение
• Дневники Толстого, как и все его
литературное наследие, отражают всю
сложность духовного мира писателя,
трагизм его переживаний,
противоречивость его мировоззрения.
• В целом на Дневниках Толстого лежит
печать его могучей личности — сложной,
противоречивой, но сильной в своих
неустанных поисках истины и гениальной
в своем искусстве постигать и
изображать действительность. Это
делает их драгоценными и для нас, и для
будущих поколений.
Автор работы:
Учитель литературы МБОУ
«Новокинерская СОШ» Арского
района Республики Татарстан
Ахметгараева Люция
Нургалеевна.