Презентация по литературе на тему " Край ты мой, родимый край" предназначена при проведении урока по литературе в 7 классе по данной теме. Цель урока: познакомиться с творчеством русских поэтов XIX века (В.А.Жуковский, А.К.Толстой, И.А.Бунин). В презентации использованы стихотворения о природе Лидии Ежель, Ларисы Балагуто. Кроме того, имеются вставки песен и музыки по темам; иллюстрации русских художников и многое другое.Презентация по литературе на тему " Край ты мой, родимый край"(7 класс, литература)
МБОУ «ООШ СЕЛА НОВОЕ ЧАПЛИНО»
МБОУ «ООШ СЕЛА НОВОЕ ЧАПЛИНО»
Цель урока
1. Познакомиться с творчеством русских поэтов XIX
века (В.А.Жуковский, А.К.Толстой, И.А.Бунин)
2. Чтение наизусть стихотворений о природе.
3. Связь с литературой, изобразительным искусством,
музыкой, краеведением
4. Использование изобразительновыразительных
средств в творчестве о природе
5. Словарная работа
6. Рефлексия (умение делать вывод)
7. Умение анализировать стихотворения
Цель урока1.Познакомиться с творчеством русских поэтов XIX века (В.А.Жуковский, А.К.Толстой, И.А.Бунин) 2.Чтение наизусть стихотворений о природе. 3.Связь с литературой, изобразительным искусством, музыкой, краеведением 4.Использование изобразительновыразительных средств в творчестве о природе 5.Словарная работа 6.Рефлексия (умение делать вывод) 7.Умение анализировать стихотворения
Эпиграф к уроку
У каждого свой
милый край.
Ты не тоскуй, ты
вспоминай,
Ведь Богом Он
определён
Мой милый
край,такой
родной...
Эпиграф к урокуУ каждого свой милый край.Ты не тоскуй, ты вспоминай,Ведь Богом Он определёнМой милый край,такой родной...
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Пейзаа́ж (фр. Paysage, от pays — страна,
местность) — жанр
изобразительного искусства (а также
отдельные произведения этого жанра), в
котором основным предметом
изображения является первозданная, либо
в той или иной степени преображённая
человеком природа.
Пейзаж – в литературе – изображение
в литературном произведении картин
природы как средство образного
выражения замысла автора.
СЛОВАРНАЯ РАБОТАПейзаа́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Пейзаж – в литературе – изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.
Словарная работа
определение,
подчеркивающее
художественнообразное
1. Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при
котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью
мыслить и чувствовать.
2.Эпитет –
наиболее
существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для
того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.
3.Риторический вопрос – это форма речи, созданная для придания ей насыщенности
и выразительности. В современном мире под данным термином чаще всего
подразумевается вопрос, который не требует ответа.
Риторический вопрос – это утвердительное предложение, которое лишь облачено в
вопрошающую форму. В подобных высказываниях нередко звучит истина, доказывать
которую нет нужды. Это могут быть как всем давно знакомые догмы («И какой же
русский не любит быстрой езды?» Н. В. Гоголь), так и высказывания,
адресованные конкретному случаю или человеку («Кому в голову придет, что
заключенный решится бежать днем, на глазах всей тюрьмы?» М. Горький).
Как правило, для того чтобы в конце таких выразительных повествовательно
вопросительных предложений можно было поставить соответствующий
знак
препинания, они устроены по принципу вопроса.
4.Метафора – «скрытое сравнение»
Словарная работа1. Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.2.Эпитет – художественнообразное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.3.Риторический вопрос – это форма речи, созданная для придания ей насыщенности и выразительности. В современном мире под данным термином чаще всего подразумевается вопрос, который не требует ответа. Риторический вопрос – это утвердительное предложение, которое лишь облачено в вопрошающую форму. В подобных высказываниях нередко звучит истина, доказывать которую нет нужды. Это могут быть как всем давно знакомые догмы («И какой же русский не любит быстрой езды?» Н. В. Гоголь), так и высказывания, адресованные конкретному случаю или человеку («Кому в голову придет, что заключенный решится бежать днем, на глазах всей тюрьмы?» М. Горький). Как правило, для того чтобы в конце таких выразительных повествовательновопросительных предложений можно было поставить соответствующий знак препинания, они устроены по принципу вопроса. 4.Метафора – «скрытое сравнение»
Люблю тебя, мой отчий край
Березок перелески не густые,
Речушку, что бежит там под
И журавлей, летящих вновь в
Лидия Ежель
родной,
горой,
Россию!
Люблю я все: и реки, и поля,
И травы эти, и леса густые!
Ведь это ты, моя, моя Земля!
Кусочек дорогой моей России!
Лидия ЕжельЛюблю тебя, мой отчий край родной,Березок перелески не густые,Речушку, что бежит там под горой,И журавлей, летящих вновь в Россию!Люблю я все: и реки, и поля,И травы эти, и леса густые!Ведь это ты, моя, моя Земля!Кусочек дорогой моей России!
Василий Андреевич Жуковский (17831852)
Василий Андреевич Жуковский (17831852)
Алексей Константинович Толстой (18151875)
Алексей Константинович Толстой (18151875)
Двусложные размеры стиха
1. Ямб – двухсложный
стихотворный размер с
ударением на втором слоге.
2. Хорей – двусложный
стихотворный размер с
ударением на первом слоге.
Двусложные размеры стиха1.Ямб – двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. 2.Хорей – двусложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.
Алексей Константинович Толстой. Благовест
Алексей Константинович Толстой. Благовест
Русские церкви и соборы
Русские церкви и соборы
А.К.Толстой. Благовест (1840 г.)
Фонетические средства: ассонанс и аллитерация.
В I строфе - Аллитерация звуков: [р], [л], [гл], [кл] – “дубравы”,
“блестит”, “пятиглавый”, “колоколами” – передает звучание
колокола.
Во II строфе - Ассонансное повторение звуков [у], [ы] –
“призывный”-“уныло”, “гудит”-“дивно” – вносит в ощущения
заунывность.
Эпитеты
«призывный»
«родимый»
«чудесною»
Олицетворения
«звон… зовет и манит»
«сердце… дрожит и тает»
А.К.Толстой. Благовест (1840 г.)Фонетические средства: ассонанс и аллитерация.В I строфе - Аллитерация звуков: [р], [л], [гл], [кл] – “дубравы”, “блестит”, “пятиглавый”, “колоколами” – передает звучание колокола.Во II строфе - Ассонансное повторение звуков [у], [ы] – “призывный”-“уныло”, “гудит”-“дивно” – вносит в ощущения заунывность.Эпитеты «призывный»«родимый»«чудесною» Олицетворения «звон… зовет и манит»«сердце… дрожит и тает»
Иван Алексеевич Бунин(1870-1953)
Поэт показал свою любимую деревенскую
Родину, хмурую, сумеречную, тусклую,
обрамленную сосновыми лесами, конца и
края которой не видно.
И. А. Бунин мастерски использует
цветовые эпитеты, которые помогают
увидеть читателю изображаемую картину:
небо мертвенно-свинцовое, туман молочно-
синий, даль сумрачную, пустыню снежную.
Олицетворение «угрюмо меркнет зимний
день» передает спокойную негу, разлитую
в природе зимним вечером.
Иван Алексеевич Бунин(1870-1953)Поэт показал свою любимую деревенскую Родину, хмурую, сумеречную, тусклую, обрамленную сосновыми лесами, конца и края которой не видно. И. А. Бунин мастерски использует цветовые эпитеты, которые помогают увидеть читателю изображаемую картину: небо мертвенно-свинцовое, туман молочно-синий, даль сумрачную, пустыню снежную. Олицетворение «угрюмо меркнет зимний день» передает спокойную негу, разлитую в природе зимним вечером.
Русские художники
Русские художники
МОЯ РОДИНА ЧУКОТКА
Наша земля холодна
словно лёд,
Ей мало отпущено
тёплых дней,
Но любит, как сын эту
землю тот,
Кто родился и вырос
на ней…
Ю.М.Анко,
чаплинский поэт
МОЯ РОДИНА ЧУКОТКАНаша земля холодна словно лёд, Ей мало отпущено тёплых дней, Но любит, как сын эту землю тот, Кто родился и вырос на ней… Ю.М.Анко, чаплинский поэт
Лариса Балагуто
• Родная
Край любимый, край родной!
Край любимый,край родной!
природа
Чудная Россия!
привлекала поэтов своей
Без тебя ,мой дорогой,
скромной простотой. В ней
Я совсем бессильна.
нет показной красоты, она
Припаду к реке родной
полна
и
В сердце трепет страстный
раздолья, степенности и
от того,что силы пью
величия. Чувство любви к
из реки прекрасной.
родной земле для русского
Прислонюсь к берёзке я
поэта – это вера в народ и
с радостью безмерной,
его возможности.
Это Родина моя!
Это точно!Верно!..
спокойствия
Лариса Балагуто Край любимый, край родной! Край любимый,край родной!Чудная Россия!Без тебя ,мой дорогой,Я совсем бессильна. Припаду к реке роднойВ сердце трепет страстныйот того,что силы пью из реки прекрасной. Прислонюсь к берёзке яс радостью безмерной,Это Родина моя!Это точно!Верно!..•Родная природа привлекала поэтов своей скромной простотой. В ней нет показной красоты, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Чувство любви к родной земле для русского поэта – это вера в народ и его возможности.
Домашнее задание
1. Выучить стихотворение по
выбору о родной природе:
В.А.Жуковского, А.К.Толстого
или И.А.Бунина
2. Рисунки.
3. Чтение стихотворений о природе
эскимосских и чукотских поэтов
Домашнее задание1.Выучить стихотворение по выбору о родной природе: В.А.Жуковского, А.К.Толстого или И.А.Бунина 2.Рисунки. 3.Чтение стихотворений о природе эскимосских и чукотских поэтов