Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
Оценка 4.8
Презентации учебные
ppt
русская литература
11 кл
23.01.2018
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" рассчитана на учеников профильного 11 класса. Это первые уроки изучения творчества А.И. Солженицына, где биографический материал и фотодокументы готовят к пониманию роли писателя - первооткрывателя лагерной темы, его гражданского и литературного подвижничества. Цитаты из "Архипелага ГУЛаг" помогают прикоснуться к главной книге Солженицына, понять логику построения произведения, погружения читателя во тьму сталинских лагерей и осмысления высоты духа человека, способного выстоять вопреки системе.
Солженицын - летописец ГУЛАГа.ppt
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
«Жить
не по лжи»
А. И. Солженицын
1918 2008
Котикова В.С., учитель русского
языка и литературы МБОУ
г. Кургана "Гимназия № 19"
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
Я – не я, и моя
литературная
судьба – не моя, а
всех тех
миллионов, кто не
доцарапал, не
дошептал, не
дохрипел своей
тюремной судьбы,
своих лагерных
открытий.
Котикова В.С., учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия № 19"
А. И. Солженицын
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
• …Солженицын больше,
чем какойлибо другой
писатель отвечает на
вопрос, кто мы,
нынешние, через
вопрос: что с нами
происходит?
Сергей Залыгин
Котикова В.С., учитель русского языка и литературы МБОУ г.
Кургана "Гимназия № 19"
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
Ставрополье
• А.И. Солженицын родился в 1918 году в
зажиточной семье крестьянского
происхождения.
• Юность провёл в РостовенаДону, там
окончил среднюю школу, а в 1941 году
физикоматематический факультет
университета.
• Специального литературного
образования не получил, лишь
последние два предвоенные года
учился на заочном отделении
филологического факультета
Московского института философии и
литературы.
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
• 18 октября 1941го уходит на
фронт, сначала простым
солдатом.
• В 1942 году окончил
артиллерийское училище в
Костроме и с 1943 по 1945 год
командовал на фронте
артиллерийской батареей.
• В 1943ем он получает орден
Отечественной войны второй
степени, в следующем орден
Красной Звезды, будучи уже
капитаном.
•
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Ст. лейтенант
Солженицын.
Брянский фронт. 1943
г.
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
Лейтенант
Солженицын (слева)
с командиром
артдивизиона
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
“Изза отслеженной в переписке
критики Сталина осуждён на 8 лет”.
• В 1945м его переписка с другом "Кокой" (Николай
Виткевич) попадает под надзор военной
контрразведки, раскрывшей "политические
негодования" адресатов, обозначавших Сталина
кличкой "Пахан". Критическое отношение к Сталину
вызвано мыслями об «искажении ленинизма».
Сталинские порядки сравниваются с крепостным
правом.
• 27 июля 1945 года Солженицын был осуждён на восемь
лет исправительнотрудовых лагерей по статье 58й
Уголовного кодекса, пункты 10 и 11.
• После смерти Сталина Солженицын выходит из лагеря
на "вечное ссыльнопоселение" в ауле КокТерек.
• В 1956 году решением Верховного Суда СССР
Котикова В.С., учитель
Солженицын был освобожден без реабилитации за
отсутствием в его действиях состава преступления.
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
Зек Солженицын на
строительстве дома у Калужской
заставы. Москва, июнь 1946 г.
А. И. Солженицын (сразу после
выхода), 1953
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
САМИЗДАТ – феномен русской
литературы советского периода
«Самиздатом мы называем то, что
перепечатывают или переписывают вручную и
распространяют люди, живущие в Советском
Союзе. Всякого рода общественные заявления
и сегодня появляются в самиздате и
расходятся. И более серьёзные
исследовательские работы, особенно
религиозного и философского характера.
Художественные произведения в 60е годы
тоже распространялись довольно живо.
Например, мои два романа, «В круге первом» и
«Раковый корпус», ходили по рукам широко»
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
«Это был страшный момент моей жизни: смерть
на пороге освобождения и гибель всего
написанного, всего смысла прожитого на земле»
• В 1952 году Солженицына оперирует
которой лагерный хирург по поводу
злокачественной опухоли в паху. Ткань,
иссечённую при биопсии, отправляют на
анализ в "вольную" лабораторию,
результаты теряются, а больной
поправляется и через две недели
выписывается из больницы.
• Осенью 1953, в КокТереке, болезнь
возобновляется, власти позволяют ему
выехать в Ташкент на лечение. Позднее
Солженицын сознавался друзьям, что в
Ташкент он ехал умирать и писал очень
много, полагая, "пока он пишет у него
отсрочка".
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
• Излечившись от
смертельной болезни
писатель осознаёт это
как “Божье чудо”. “Вся
возвращённая мне
жизнь с тех пор не моя
в полном смысле, она
имеет вложенную цель”.
• Солженицын
становится человеком
глубоко религиозным.
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
А.И. Солженицын.
Художник
Ю. Селивёрстов
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
В Рязани
• 1959 "Один день Ивана Денисовича".
• 1960 "Свет, который в себе".
• 1961 " Крохотки" – стихотворения
в прозе.
• 1962 "Случай на станции Кочетовка".
• 1963 "Матрёнин двор".
• 1967 – ЗахарКалита
• Поощряемый вниманием большой читательской
аудитории, Солженицын переживает небывалый
творческий подъём начинает "необыкновенно много
сразу": "Архипелаг ГУЛаг", "Раковый корпус", «В
круге первый", не оставляя работы учителя физики.
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
"Бодался телёнок с дубом"
• На открытии Четвёртого Съезда Союза
писателей СССР Солженицын обращается
к делегатам с открытым письмом, в котором
обличает вред цензуры: " Я предлагаю
съезду принять требование и добиться
упразднения всякой явной или скрытой
цензуры над художественными
произведениями, освободить
издательства от повинности получать
разрешение на каждый печатный лист".
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
"Бодался телёнок с дубом"
• Писатель не сбавляет активности:
пишет "Письмо вождям", в котором
призывает положить конец
идеологической монополии марксизма,
в интервью агентству печати СиБиЭс
критикует тех соотечественников,
которые эмигрируют добровольно,
объявляет о создании "Русского
общественного фонда помощи
заключенным и их семьям" (доходы от
продажи "Архипелага" полностью
будут поступать в этот фонд.).
1967 год, Переделкино
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
"Бодался телёнок с дубом"
• В конце 50х – начале 60х годов в журнале «Новый
мир» публикуются рассказы Солженицына, среди
которых “Один день Ивана Денисовича” и
«Матренин двор.
• Письма, пришедшие от узников сталинских
лагерей, позволяют ему взяться за громадный
художественно исторический труд “Архипелаг
ГУЛАГ”.
• После 1964 года произведения Солженицына
появляются только в самиздате или в зарубежных
изданиях.
• В 1969 его исключают из Союза советских
писателей.
• В 1970м году ему присуждается Нобелевская
премия по литературе.
• В 1974 году кампания против Солженицына в
прессе достигает наивысшего накала.
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
Жанр "Бодался телёнок с дубом"
житие святого, составленное им самим.
• "Это не я сделал, это ведено было моею
рукой".
• "Как Ты мудро и сильно ведёшь меня,
Господи!"
• "О, дай мне, Господи, не переломиться при
ударах! Не выпасть из руки Твоей."
• Выполнение завета и есть жизнь героя, этому
подчинено всё; он скован в личной жизни,
ограничен в выборе друзей, лишен
развлечений, "свободы поступков, свободы
высказываний, свободы выправленной
спины", даже профессиональной радости
творческих мук: "Обминул меня Бог
творческими кризисами". Награда за это
только сам завет. Всё остальное "мишура
Котикова В.С., учитель
предопределённая".
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
Главный герой "Телёнка" выражает
следующие моменты авторской
концепции:
• Писатель последовательный носитель
Божьего промысла о себе, избравший путь
правды и борьбы.
• Он до последней возможности использует
официальные каналы, а затем решительно
переходит на путь открытого протеста.
• Писатель творческая личность,
вытолкнутая в диссидентство после
честного сотрудничества с системой.
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
Как выдворяли из СССР
А. И. Солженицына
• Руководитель КГБ СССР Ю. В. Андропов: «Проживание
Солженицына в стране после вручения ему Нобелевской премии
укрепит его позиции и позволит активнее пропагандировать
свои взгляды… Выдворение Солженицына из Советского Союза
лишит его этой позиции позиции внутреннего эмигранта и всех
прочих преимуществ, связанных с этим… Сам же акт
выдворения вызовет кратковременную антисоветскую
кампанию за рубежом с участием некоторых органов
коммунистической прессы… Взвесив все обстоятельства,
считали бы целесообразным решить вопрос о выдворении
Солженицына из пределов Советского государства».
• Министр внутренних дел Щёлоков: «За Солженицына надо
бороться, а не выбрасывать его, писал он. В данном случае
надо не публично казнить врагов, а душить их в объятиях».
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
Старший следователь по особо
важным делам при Генеральном
прокуроре СССР Ю. А. Зверев
• «Я изучил «Архипелаг ГУЛАГ» и доложил, что в книге содержится
огромный материал, причём наряду с суждениями и выводами
автора там огромный массив фактов, которые либо соответствуют
действительности, либо ложны…
• Это теперь мы все так много знаем о том периоде. А тогда только
слухи… Было очень страшно верить…
• Но я был обязан выяснить, соответствует ли изложенный материал
действительности или это вымысел, клевета. Я и запросил
компетентные инстанции, могут ли они опровергнуть приведённые
автором факты. Инстанции ответили, что опровергнуть массив
фактов возможности нет.
• И тогда я получил указание возбудить уголовное дело и допросить
Котикова В.С., учитель
Солженицына.
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
К аресту был готов
• Солженицын действительно ожидал ареста, и у него всё было
готово. Он быстро оделся и все заранее приготовленные вещи,
уже, видимо, ему послужившие в лагере, сложил в мешок…
• Мне предписали возбудить в отношении Солженицына уголовное
дело по обвинению не в антисоветской агитации и пропаганде, а
по обвинению в измене Родине…
• Доказать, что Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ» оклеветал
Советскую власть, было невозможно даже в то время. А задача
состояла в том, чтобы его из СССР удалить. Как? Обвинив
Солженицына в более тяжком преступлении измене Родине,
прокуратура парадоксальным образом смягчила ситуацию.
• Политическая власть, вмешавшись и лишив Солженицына
гражданства, снимала все юридические проблемы, ибо не может
изменить Родине человек, не являющийся более её гражданином.
• Стало быть, уголовное дело автоматически прекращается…
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
Лишен советского гражданства
• 13 февраля 1974 года Солженицына
арестовывают и заключают в
Лефортовскую тюрьму. С этого времени
он лишен советского гражданства и
осуждён на изгнание.
• Специальным самолётом его доставляют в
Западную Германию. Солженицын
поселяется в Цюрихе, где живёт его
адвокат и где он находит следы Ленина в
эмиграции.
• В 1976 году уезжает в США штат Вермонт.
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
Москвичи возле плаката, посвященного высылке А.И. Солженицына
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
Жизнь в США
• В штате Вермонт, близ городка Кавендиш, он
покупает около двадцати гектаров земли, на этом
участке, кроме жилого дома, он оборудует
библиотеку для хранения рукописей и печатных
материалов, посвящённых России.
• В течение последующих трёх лет Солженицын,
стараясь не привлекать к себе внимания,
посещает различные университеты Америки,
обладающие русскими архивными фондами, и
упорно работает над "Красным колесом",
переделывает первый "узел" "Августа
Четырнадцатого" и пишет два новых романа
"Октябрь Шестнадцатого" и "Март
Семнадцатого".
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
А.И. Солженицын с сыновьями. Вермонт. Фото начала 1970х
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
• К концу 80х общественное мнение в России по
новому оценило жизнь и творчество
Солженицына.
• В июле 1988 года художник Илья Глазунов
выставляет картину "Мистерия XX века", где среди
прочих персонажей изображён Солженицын.
• Писатель Виктор Астафьев в телевизионной
передаче упоминает Александра Солженицына и
говорит, что когданибудь его внук посетит могилу
великого писателя и попросит у него прощения за
Родину.
• 11 декабря в Москве в Центральном Доме кино
состоялся вечер, посвященный 70летию
Солженицына, на котором с приветственными
словами выступили А. Смирнов, Ю. Карякин, Ю.
Афанасьев. Группа писателей предлагает
Секретариату правления Союза писателей СССР
восстановить Солженицына в рядах Союза.
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
А.И.Солженицын Глебу
Якунину
"Это правда: все годы изгнания,
всеми помыслами и всей работой я
только на родине. И не теряю
надежды при жизни вернуться. Но
это будет никак не возможно до
напечатания в СССР моих главных
книг: я не могу вернуться как бы
немым, ещё ничего не сказавшим
и тогда начать восполнять
сокрытие 50 лет моей работы как
же? Газетными статьями? " ("Как
нам обустроить Россию?»,
«Раскаяние и самоограничение как
категории национальной жизни»,
«Образованщина»).
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
• В 1991 году последним
Генеральным прокурором
СССР Николаем Трубиным
были изменены основания
прекращения уголовного дела
в отношении Солженицына
(дело прекращалось в связи с
отсутствием в действиях
опального писателя состава
преступления), о чём
незамедлительно была
направлена телеграмма в США.
• Однако телеграмму
Александру Исаевичу сразу не
вручили на том основании, что
в ней не был указан дом, в
котором вот уже много лет
проживал нобелевский
лауреат. Только когда в
программе «Время» сообщили
о реабилитации А. И.
Солженицына, и он, и весь мир
узнали эту новость.
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
Котикова В.С., учитель
1994 год. Возвращение в Россию А.И. Солженицына
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
Нравственное состояние
общества – первично!
"Если совесть не проснётся, никакая
экономика нас не спасёт".
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
Значение общественнопросветительской
деятельности А.И. Солженицына.
• Создание и деятельность «Фонда помощи
политзаключенным и их семьям».
• Создание «Всероссийской мемуарной
библиотеки».
• Создание «Словаря языкового расширения».
• Премия А.И. Солженицына в области
литературы.
•
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
«Придворным поэтом» не был и не буду
• 1 волна – высылка из СССР 1974.
• 2 волна – обвинение русской
эмиграции в мракобесии,
национализме, антисемитизме.
(Вменяли в вину перечисление
еврейских фамилий – активных
карателей в системе
БЕЛОМОРКАНАЛА и других лагерей.
• 3 волна месть за книгу «Двести лет
вместе» (мысль о единстве Украины
и России). Острые публицистические
произведения Россия в обвале» –
1998.
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
«Гений борьбы»
• Вопервых, то, что пришло после краха коммунизма, не
демократия. Власть принадлежит не народу, "разлитому по всей
территории страны", а политиканскому котлу, который "кипит в
столице". Это кипение вызывает яростное неприятие писателя.
• Вовторых, старая власть рухнула лишь в верхнем звене, а среднее
сохранилось "в тех же самых кабинетах те же самые рожи".
Создаётся "грязный гибрид" уцелевшей номенклатуры и акул
финансового подполья, лжепредпринимателей. Если "эта власть
без совести, которой будет сторониться честный человек,
укрепится, уже не 70, а 170 лет понадобится, чтобы от неё
избавиться".
• Втретьих, противостояние "демократов" и "патриотов" гибельно,
разрушительно для России. Солженицын держится на расстоянии
от обеих "партий" не только потому, что это новое, по существу
большевистское размежевание опять ставит превыше всего
своекорыстные интересы, круговую поруку и сомнительные
Уставы. Новые ярлыки, может быть, и удобны для целей
политиканства, но глубоко фальшивы.
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
1990: Государственная премия
РСФСР за "Архипелаг ГУЛаг"
Отказ: "Эта книга - о страданиях миллионов,
я не могу собирать на ней почёт".
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
«Архипелаг ГУЛаг»
«Опыт художественного
исследования»
Я заранее объявляю неправомочным любой уголовный
суд над русской литературой, над единой книгой её,
над любым русским автором.
Солженицын А.И. На случай ареста // Жить не по лжи
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
Что мы можем сказать о собственно
метафоре архипелага, вынесенной в
название книги?
«Архипелаг» –пространство
разодранное, неединое.
Клочковатость географическая
пересекается здесь с
клочковатостью логической:
работает большое количество
не увязываемых в единое
целое законов, указов
осуществляется тотальное
наказание.
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
«Чеховские» аллюзии в
«Архипелаге…»
• «Остров Сахалин» – «Архипелаг ГУЛаг»:
• Сравнивая описанный Чеховым быт сахалинских
каторжников с положением советских узников, Солженицын
убеждает, что порядки старой каторги были несоизмеримо
более легкими, щадящими и гуманными.
• Сахалинская каторга находилась на периферии Российской
империи, море отделяло землю отверженных от свободного
материка. А метастазы гулаговского архипелага
захватывают, опутывают мертвящими щупальцами всю
территорию бывшей России.
• В отличие от Сахалина архипелаг ГУЛаг постоянно
разрастается. Сахалин стал главным местом сосредоточения
узников в Российской империи. Каторга была изолирована,
отрезана от материковой России. Архипелаг ГУЛаг движется
в обратном направлении: от периферии к центру, с острова
на материк.
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
Корабли «Архипелага…»
• Солженицынские «корабли Архипелага» (так
названа первая глава второй части) всецело
символичны; ими могут быть и вагонзаки, и
эшелоны красных телячьих теплушек, и
дальневосточные теплоходы, перевозящие в
своих трюмах скрюченных от тесноты,
задыхающихся зэков. Наиболее прозрачный,
явственный смысл этого символа – уподобление
зэков рабамневольникам, а гулаговского
транспорта – кораблям работорговцев,
шныряющим «с острова на остров» (таково
название последней главы второй части).
• Но «корабли Архипелага» напоминают и о
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
традиционной символике корабля – воплощения
свободы или спасения (ковчег Ноя). Напоминают
внешне. На самом деле это корабли Смерти,
подобие лодки Харона: ведь архипелаг ГУЛаг
наделен чертами царства мертвых, иного мира.
Котикова В.С., учитель
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
«Гомеровские» аллюзии в
«Архипелаге ГУЛаг»
• Ироническая перелицовка гомеровского
образа богини утренней зари в крейсер –
символ Октябрьской революции:
• «Розовоперстая Эос, так часто
упоминаемая у Гомера, а у римлян
названная Авророй, обласкала своими
перстами и первое раннее утро
Архипелага.
• <…>. Архипелаг родился под выстрелы
«Авроры»»
Котикова В.С., учитель
(часть 3 глава 1)
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
«Гомеровские» аллюзии в
«Архипелаге ГУЛаг»
• Книга подается автором читателю как большой
эпос нового, советского времени, описывающий не
менее «грандиозные», чем Гомер, события –
сорокалетнее истребление властью собственного
народа, превращение миллионов людей в горстку
праха.
• Путешествие повествователя и читателей по
тюрьмам, пересылкам и лагерям – подобие долгих
странствий гомеровского Одиссея. Разница в том,
что гнев власти, свергающей человека в пропасть
ГУЛага, совершенно непредсказуем, иррационален
и не зависим от истинной вины осужденного; в
своих скитаниях узник встречает не чудовищ, но
существ, внешне во всем подобных людям,
однако они нередко страшнее и циклопов, и
Сциллы и Харибды; возвращение на родную Итаку
для узника более чем сомнительно.
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
«Радищевские» аллюзии в
«Архипелаге ГУЛаг»
• Мотив странствий, «путешествия» с острова на остров
Архипелага соотносит книгу с «Путешествием из Петербурга в
Москву».
• Взгляд, брошенный радищевским сострадательным и
свободолюбивым путешественником, открывает «окрест» лишь
«страдания человеческие».
• Взгляд читателя – адресата солженицынской книги сторонится
от встреч с зэками, не хочет их замечать: «Это всё – рядом с
вами, впритирочку с вами, но – не видимо вам (а можно и глаза
смежить). На больших вокзалах погрузка и выгрузка чумазых
происходит далеко от пассажирского перрона, её видят только
стрелочники да путевые обходчики. На станциях поменьше
тоже облюбован глухой проулок между двумя пакгаузами, куда
воронок подают задом, ступеньки к ступенькам… <…>
• И вам, спешащим по перрону с детьми, чемоданами и
авоськами, недосуг приглядываться: зачем это подцепили к
поезду второй багажный вагон».
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
«Гоголевские» аллюзии в
«Архипелаге ГУЛаг»
• «Мертвые души» – первая в русской литературе (если не считать
героических поэм XVIII и начала XIX века) попытка создания
большого эпоса.
• По замыслу Гоголя, текст «Мертвых душ» должен был составить
три тома. Три тома и в солженицынском «Архипелаге ГУЛаге».
• Но в отличие и от «Мертвых душ», и от «Божественной комедии»
Данте, которая была одним из образцов для Гоголя, все три
солженицынских тома описывают пространство однородное –
мир заживо погребенных узников ГУЛага.
• Сниженное подобие Ада в «Архипелаге…» – канализация,
клоака, символ мира отверженных. Ни Чистилища, ни Рая в
«Архипелаге…» нет и быть не может. Упомянутые в книге
«райские острова» – шарашки принадлежат всётаки Аду.
• Но в «Архипелаге…» есть и свой Вергилий, и свой Данте. Только
повествователь оказывается не вторым Данте, а новым
Вергилием, открывающим читателю«Данте» пропасти
рукотворного Ада и заставляющим пройти до конца по пути
«утративших надежду навсегда».
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
«Библейские» аллюзии в
«Архипелаге ГУЛаг»
• Солженицын трансформирует, переиначивает
прежде всего рассказ о сотворении мира
ветхозаветной Книги Бытия.
• Вся кровавая утопия социализма представлена в
солженицынской книге как грандиозная,
чудовищная стройка.
• Создание Соловецкого лагеря представлено как
сотворение дьявольского антимира, кощунственной
пародии на Божий мир. Первое деяние Бога в Книге
Бытия – отделение земли от неба; так и страшный
Архипелаг в книге Солженицына появляется,
вырастает из моря.
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
«Через полста лет после Куликовской битвы и за
полтысячи лет до ГПУ пересекли перламутровое море в
лодчонке монахи Савватий и Зосима и этот остров без
хищного зверя сочли святым.
С них и пошёл Соловецкий монастырь»
• История ГУЛага начинается описанием создания Соловецкого
лагеря. (ч. 3, гл. 2 – «Архипелаг возникает из моря»).
• Создание лагеря на святом месте, на земле бывшего
прославленного монастыря предстает попранием, поруганием
святынь и оскорблением первозданно чистой природы
Соловецких островов: «На Белом море, где ночи полгода белые,
Большой Соловецкий остров поднимает из воды белые церкви в
обводе валунных кремлёвских стен, ржавокрасных от
прижившихся лишайников, и серобелые соловецкие чайки
постоянно носятся над Кремлём и клекочут».
• Гармония человека и природы оказывается разрушена с
основанием Соловецкого лагеря, который знаменует в
«Архипелаге…» смену времен: циклическое, «естественное» время
превращается в историческое.
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
«Библейские» аллюзии в
«Архипелаге ГУЛаг»
• Число частей «Архипелага…» соответствует дням творения в Библии.
Частей, как и этих дней, семь; собственно, повествование о ГУЛаге
завершается в шестой части – так и библейский мир был сотворен
Богом за шесть дней, в седьмой же день Бог опочил от своих трудов.
• Предпоследняя глава шестой части повествует об освобождении и
реабилитации автора, последняя – тоже седьмая – о судьбах бывших
лагерников на «воле».
• Казалось бы, седьмая часть («Сталина нет») должна рассказывать о
крушении ГУЛага.
• Но нет, «Правители меняются, а Архипелаг остаётся» (таково
название второй главы этой части). Зловещий бог ГУЛага по
прежнему жив и силен.
Сотворение и совершенствование лагерного мира прекратилось; но
он не рухнул, не растаял, как морок. Он застыл в своей
непоколебимости.
•
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
«Библейские» аллюзии в
«Архипелаге ГУЛаг»
• Архипелаг – это мир, сотворенный не
Богом, а дьяволом, созданный из
антиматерии лжи, не выносящий
соприкосновения со словом правды:
«Сколько моих предшественников не
дописало, не дохранило, не доползло, не
докарабкалось! – а мне это счастье
выпало: в раствор железных полотен,
перед тем как снова им захлопнуться,
просунуть первую горсточку правды.
И как вещество, объятое антивеществом,
она взорвалась тотчас же!» (ч. 7, гл. 1)
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
Первая часть – «Тюремная
промышленность»
•
•
– открывается главой, описывающей процедуру арестов. Обобщенная схема,
«парадигма» арестов дополняется воспоминаниями повествователя о
собственном опыте арестанта: так начинается автобиографическая линия.
• Вторая глава переводит повествование об арестах и приговорах в
историческую ретроспективу: в ней рассказывается об основных «потоках»
«врагов народа» – от первых послереволюционных лет до начала 1950х годов.
Третья глава посвящена процедуре следствия. И здесь, как и в первой главе,
описание типичного набора следовательских приемов завершается рассказом
об индивидуальном случае – о следствии над самим автором. Эта тема
продолжена в четвертой главе.
• Пятая глава – очерк быта тюремной камеры; она также открывается
обобщенным описанием впечатлений других узников, а завершается
повествованием о том, что довелось увидеть и услышать на тюремных нарах
автору этой книги.
• Следующая глава, шестая, рассказывает о заключенных военных и
послевоенных времен: о бывших военнопленных и о власовцах – о тех, с кем
впервые автор познакомился в тюрьме.
• Седьмая глава описывает механизм объявления приговоров; на сей раз о
случившемся с автором (о сообщении ему приговора) говорится прежде, чем о
работе «судебной» машины в целом.
Последние пять глав первой части изображают «совершенствование»
советского репрессивного законодательства, рассказывают о политических
процессах 19201930х годов, об истории тюремного заключения этих лет.
Котикова В.С., учитель
•
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
Вторая часть – «Вечное
движение»
Посвящена лагерным этапам и
пересылкам. Главы, описывающие
распространенные, обычные примеры
случающегося на этапах , чередуются
с воспоминаниями автора о «своих»
этапах и пересыльных тюрьмах .
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
Третья часть – «Истребительно
трудовые»
• Очерк истории ГУЛага, переходящий в
анализисследование разных сторон
лагерного «быта», положения зэков и
их охранников. Личные свидетельства
повествователя здесь
немногочисленны .
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
Четвертая часть – «Душа и
колючая проволока»
• Поиск ответа на вопрос: уродуют или
возвышают человека страдания,
испытанные в ГУЛаге, и рассказ о
судьбах нескольких лагерников
(наиболее подробно – об Анне
Петровне Скрипниковой и о Степане
Васильевиче Лощилине).
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
Пятая часть – своеобразное
«повторение» третьей, но как бы
на новом витке:
• здесь тоже рассказывается о лагерях и о
лагерном «быте» – но на этот раз об
Особлагах, основанных после войны и
предназначенных исключительно для
«врагов народа». В этой части личные
впечатления повествователя уже
преобладают над сведениями,
заимствованными из рассказов других
зэков.
• Этот повтор понуждает вспомнить о
безысходном кружении узника в темнице.
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
ПИСАТЕЛЬ и ИСТИНА
• Все писатели, писавшие о
тюрьме, но сами не сидевшие там,
считали своим долгом выражать
сочувствие к узникам, а тюрьму
проклинать. Я – достаточно там
посидел, я душу там взрастил и
говорю непреклонно:
• Благословение тебе, тюрьма,
что ты была в моей жизни!
• (А из могил мне отвечают:
Хорошо тебе говорить, когда ты
жив остался!)» (ч. 4, гл. 1)
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Презентация по литературе на тему "А.И.Солженицын - летописец ГУЛага" (11 класс, литература)
ЧИТАТЕЛЬ И ИСТИНА
• Читающий эту книгу должен реально
пережить арест, следствие, приговор и
лагерь как часть своей судьбы, как
собственную участь. Опыт чтения и опыт
страданий в неволе оказываются
тождественными. А чтение
солженицынской книги превращается в
сакральное деяние, призванное превратить
читающего из «постороннего» в того, кто
наделен новым, высшим знанием и как бы
сотворен заново, умер для Царства Лжи и
родился для Царства Истины.
Котикова В.С., учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Кургана "Гимназия №
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.