Презентация по литературе на тему "Литературная игра по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

  • Игры
  • pptx
  • 16.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эту презентацию "Литературная игра по роману "Герой нашего времени" можно применять на уроках литературы в 9 классе по любому УМК на уроках повторения или обобщения по роману. Можно провести эту игру и как внеклассное мероприятие - соревнование на знание романа между двумя командами.
Иконка файла материала Литературная игра.pptx
Литературная игра по роману М.Ю.Лермонтов а «Герой нашего времени» Подготовила Васянина Екатерина Андреевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ пос.Молодёжный» Альметьевского района РТ
«Герой нашего времени» представляет собою несколько рамок, вложенных в одну большую раму, которая состоит в названии романа и в единстве героя» (В.Г.Белинский)
Цель: углубить понимание идейно- художественного богатства романа. Задачи: • учить разгадывать замысел автора; • развивать монологическую речь учащихся; • развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал; • воспитывать у подростков нравственные ценности: ответственность за своё будущее, чувство доброты, сострадания. Предварительная подготовка: класс делится на 2-3 команды, придумываются названия команд, выбираются капитаны.
1 тур Определите героя по приведённой характеристике
А) «Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный». Б) «Эталон идеальных фразеров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалёкий по уму, безличный, хвастливо- самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необоснованным самомнением». В) «Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный». Г) «Непосредственная, стихийно-страстная, странная, жертвенно любящая».
Д) «…Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… А уж ловок-то, ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре…» Е) «…В транспорте был офицер, молодой человек… Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно…» Ж) «Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая». З) «А уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всём скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нём нехорошо: ужасно падок был на деньги». И) «Блондинка, среднего роста, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке чёрная родинка».
2 тур т а д л е ж а ? а в п К о м у н и р с л о
А) «Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моём коне? На первых трёх шагах он тебя сбросит, и ты разобьёшь себе затылок об камни». Б) «Никогда себе не прощу одного: чёрт меня дёрнул, приехав в крепость, пересказать Григорию Александровичу всё, что я слышал за забором…» В) «Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться… и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь! По крайней мере я хочу сберечь свою репутацию..» Г) «Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…»
Д) «Или вы меня презираете, или очень любите! Может быть, вы хотите посмеяться надо мной, возмутить мою душу и потом оставить…Это было бы так подло, так низко, что одно предположение… О нет!» Е) «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба – я княжеская дочь!..» Ж) «Вот княгиня Лиговская, и с нею дочь её Мери, как она её называет на английский манер. Они здесь только три дня». З) «Я предчувствую, что бедный Грушницкий будет вашей жертвой…»
3 тур К а к о й э п и з о д и з о б р а ж ё н н а и л л ю с т р а ц и и ?
4 тур Задание капитанам Как в романе раскрывается: 1 команда: проблема положительного героя 2 команда: проблема любви и дружбы 3 команда: проблема современного человека
5 тур Пока капитаны готовятся, команды выполняют задание: Закончить цитату из романа
5 тур (Пока капитаны готовятся к выступлению, команды выполняют следующее задание) «Никому не рассказывайте о своих несчастьях: друзей это опечалит, а врагов …» «Любовь, как огонь, - без пищи …» «Слава – удача, и чтоб добиться её, надо только быть …» «Уж эта мне Азия! что люди, что речки – никак нельзя …!»
1. Как звали Печорина? 2. Сколько ему было лет? 3. Кличка коня Казбича? 4. Сколько лет было Максиму Максимычу? 5. Кто рассказывает историю Бэлы? 6. Кто был секундантом Грушницкого? 7. Куда отправился Печорин после встречи с Максимом Максимычем? БЛИЦ- ОПРОС 8. Какое воинское звание было у Максима Максимыча? 9. Кто является героем своего времени в романе Лермонтова? 10. В каком году был написан роман? 11. В каком журнале был опубликован роман? 12. Какую часть романа Л.Н.Толстой назвал «совершеннейшим в художественном отношении произведением русской прозы»?
МОЛОДЦЫ! е и д о П н в е о д г о е т в и
Использованные ресурсы: 1. Алиева Л.Ю. Тесты по литературе. М., «АЙРИС ПРЕСС», 2007 г. 2. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. М., «ЭКСМО», 2006 г. 3. Михайлова И.М. Литература: Тесты. 9-11 кл. М., «Дрофа», 1997 г.
Ответы. 1 тур. а) Максим Максимыч. б) Грушницкий, в) Вернер, г) Бэла, д) Казбич, е) Печорин, ж) княжна Мери, з) Азамат, и) Вера. 2 тур. а) Казбич, б) Максим Максимыч, в) Вера, г) Печорин, д) княжна Мери, е) Бэла, ж) Грушницкий, з) Вернер. 5 тур. 1) развеселит; 2) гаснет; 3) ловким; 4) положиться. Блиц-опрос. 1. Григорий. 2. 25. 3. Карагёз. 4. Около 50. 5. Максим Максимыч. 6. Драгунский капитан. 7. В Персию. 8. Штабс-капитан. 9. Печорин. 10. В 1840 г. 11. «Отечественные записки». 12. «Княжна Мери»