презентация по литературе на тему "Общая характеристика романа М.А.Шолохова "Тихий Дон" (11 класс, литература)

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 21.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентации предназначена для первого урока по изучению романа "Тихий Дон" . В ней говорится об истории создания романа, его публикации. Презентация раскрывает время действия романа, количество действующих лиц романа, тема, авторский замысел, проблематика. Достаточно полно дается жанровая характеристика романа, отличие шолоховской эпопеи от романа - эпопеи Л.Н.Тостого.
Иконка файла материала История создания Тихий Дон.pptx
И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА М.А.ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН».
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ  "Тихий Дон" по языку,  сердечности, человечности,  пластичности ­ произведение  общерусское, национальное,  народное".                            А.Н.Толстой
Первые строки первого тома романа «Тихий Дон» был написаны М.Шолоховым 8 ноября 1926 г. Работа над книгой шла интенсивно. Закончив черновой вариант первой части, Шолохов уже в ноябре начал работать над второй. К концу лета работа над первым томом была завершена, и осенью Шолохов отвез рукопись в Москву, в журнал «Октябрь» и издательство «Московский писатель». В журнале роман был признан«бытописательским» и лишенным политической остроты. о благодаря А.Серафимовичу именно уже в первых четырёх номерах за 1928 г. первая книга романа была опубликована. А в 5-10 номерах за этот же год – и вторая книга «Тихого Дона». После публикации вокруг романа разгорелись жаркие споры. Автора даже обвиняли в плагиате. Весной 1929 г. руководители РАППа вынуждены были выступить в газете «Правда» в защиту Шолохова
Чрезвычайно трудная судьба ожидала третью книгу романа. Хотя уже в декабре 1928 г. ростовская газета «Молот» напечатала отрывок из неё, а с января 1929 г. публикация книги началась в журнале «Октябрь», в апреле писатель был вынужден приостановить ее печатание. С весны по август 1929 г. Шолохов почти не находит времени для занятий литературой, полностью погрузившись в суровые заботы первого года коллективизации. Только зимой 1930 г. Шолохов привез в Москву рукопись шестой части «Тихого Дона», оставив её для чтения и решения её судьбы в РАППе. В конце марта в Вёшенскую приходит ответ с указанием внести исправления в роман: сделать главного героя Григория Мелехова окончательным большевиком. В 1930 г. в литературных кругах опять зазвучал разговоры о плагиате. Все это не располагало к творческой работе .
 В июле 1931 г. состоялась встреча Шолохова со Сталиным. Несмотря на то что Сталина явно не устраивали многие страницы романа, в заключение беседы он твердо сказал: «Третью книгу «Тихого Дона» печатать будем!».  Новые главы начали выходить в свет только с января 1932 г., но редакция сделала в них столь значительные купюры. Что Шолохов сам потребовал приостановить печатание  Первое отдельное издание третьей книги «Тихий Дон» вышло в конце февраля 1933 г. в Государственном издательстве художественной литературы. Готовя книгу к печати, Шолохов восстановил все фрагменты, отвергнутые журналом «Октябрь».  Только после 1933 г. у Шолохова наконец-то появляется возможность закончить четвертую книгу «Тихого Дона».  Роман целиком отдельным изданием вышел в 1941 г.  За этот роман Шолохову была присуждена Сталинская премия 1степени, которую писатель перечислил свою премию в Фонд обороны
Роман был назван главной книгой XX века  Шолохов писал свою главную книгу в течение 15 лет (1925—1940). Роман был задуман как эпическое полотно о народных судьбах в период двух войн и двух революций.  Существует всего два произведения такого крупного масштаба: где частное сливается с общим, где жизнь выдуманных персонажей переплетена с реальными историческими событиями и лицами, где показан и осмыслен ши рокий срез эпохи; это — «Тихий Дон» и «Война и мир» Л. Н. Толстого.  В 1965 г. Шолохов был удостоен за роман «Тихий Дон» Нобелевской премии.
Время действия романа  Действие «Тихого Дона» продолжается около десяти лет, с мая 1912 по март 1922 г.  Подробно описывается жизнь на Дону в последние годы перед Первой мировой войной. Ее начало показано в третьей части первой книги, действие которой заканчивается в ноябре 1914 г. Между первой и второй книгами — временной перерыв, четвертая часть открывается словами «Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь». Остается лишь несколько месяцев до Февральской революции и год до Октябрьской.  Но революции не становятся кульминационными образами произведения. Главный герой в этих событиях не участвует. Значительно подробнее описывается первая, неудачная, попытка установления Советской власти на Дону, экспедиция Подтелкова, казнь подтелковцев 28 апреля (11 мая) 1918 г., изображенная в конце второй книги «Тихого Дона».  В третьей книге (шестой части) художественное время уплотняется. Она посвящена преимущественно Верхнедонскому восстанию 1919 г. — за Советскую власть без коммунистов, против политики «расказачивания». В значительной степени о том же и седьмая часть четвертой книги.
Почему изменился первоначальный план? Шолохов объяснял это так: «Привлекала задача показать казачество в революции. Начал я с участия казачества в походе Корнилова на Петроград… Донские он казаки были в этом походе в составе третьего казачьего корпуса... Начал с этого… Написал листов 5-6 печатных. Когда написал, почувствовал, что не то... Для читателя останется непонятным — почему казачество приняло участие в подавлении революции? Что это за казак? Что за область Войска Донского?»
Тема романа  Жизнь народа в переломный период  исторического развития.   Роман содержит описание жизни и  быта крестьян начала XX века:  обряды и традиции, характерные для  донского казачества.  Подробно описана роль казаков в  военных действиях, антисоветские  восстания и их подавление,  становление Советской власти в  станице Вёшенской.
КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА •Историческая основа романа подчёркнута делением его на части. •Роман состоит из 4 книг и 8 частей, многие части имеют точное указание на время действия. •Действует принцип композиционной двуплановости: как и в «Войне и мире» Л. Толстого, картины мира здесь перемежаются с картинами военных действий.
ЖАНР РОМАНА –РОМАН-ЭПОПЕЯ
 "Тихий Дон" - эпическое повествование, вобравшее в себя множество индивидуальных судеб, неповторимых характеров, насыщенное массовыми, групповыми сценами, в которых слышен голос народа, напряженно размышляющего над важнейшими событиями, занятого поисками правды.  Особенности жанра романа-эпопеи: 1) Широкий пространственный и временной охват повествования;  2) обилие действующих лиц, представляющих самые разные слои и категории населения России и Европы;   3) хотя временные рамки шолоховского романа не столь велики, они вместили в себя события, во многом определившие дальнейшие судьбы мира (Первая мировая и Гражданская войны, Февральская и Октябрьская революции) и судьбы казачества (корниловский мятеж и мятеж генерала Каледина, Верхнедонское восстание и т.д.);  4) события общемирового масштаба стали неотъемлемой частью судеб главных героев, а их судьбы влились в общий поток истории.
Отличие шолоховской эпопеи от романа "Война и мир" Л.Толстого: 1) отсутствие у Шолохова философских обобщений, рассуждений о том, «какая сила движет мирами» - в отличие от автора «Войны и мира», Шолохов не даёт в романе теоретического обоснования своей исторической концепции; 2) моноцентричность шолоховской эпопеи – если спросить, кто является главным героем «Войны и мира», то в ответ можно услышать сразу несколько имён, на тот же вопрос относительно «Тихого Дона» ответ будет один – Григорий Мелехов.
Роману присущи черты различных жанров:   исторического романа (точная датировка событий, реальные исторические лица, введение документов),   семейно – бытового романа (сцены мирной жизни),  черты публицистического романа,  психологического,  философского;  введены элементы трагедии, драмы,  лирического начала.
Место действия романа Действие романа сосредоточено в одной из наиболее сложных провинций России — на Дону. Дон — это казацкая вольница, место, куда бежали крепостные крестьяне, ставшие здесь свободными казаками. Именно казаки являлись главной движу щей силой народных восстаний на Украине в XVI—XVII вв. и крестьянских войн в России в XVII—XVIII вв. (можно вспомнить Запорожскую Сечь из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»). К началу XX в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Оренбургское, Уральское, Астраханское, Сибирское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское, Забайкальское). Казацкое население тогда составляло 4,4 млн человек и владело 63 млн десятин земли. В Первую мировую войну воевало около 300 000 казаков. В 1920 г. казачество как сословие было упразднено. В 1936 г. были созданы донское, кубанское и терское казачьи соединения, участвовавшие в Великой Отечественной войне. Во все времена в характере казаков главным было особое уважение к свободе, стремление к независимости.
ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА «Тихий Дон» - одно из величайших произведений русской литературы. Его проблематика сочетает в себе злободневные и вечные общечеловеческие проблемы, связанные с народом, на фоне колоссальных исторических событий. Решать их выпало на долю героев Шолохова, которые жили и любили в трудные и смутные для России времена. проблематика романа очень сложна и обширна.
Проблемы казачества  В описании драматической судьбы донского казачества в эпоху этой ужасной братоубийственной войны, автор умело и гармонично сочетает документальную историческую правду с художественным вымыслом. Будучи сам рожденный на берегах реки Дон, Шолохов как никто другой понимает проблемы казаков, которые издавна со своими семьями жили на окраинах русской земли, защищая свои поля и жилища от набегов татар, и таким образом совмещали нелегкую жизнь и земледельцев, и воинов.  Они ценили свободу превыше всего, и всегда, в любую минуту были готовы отдать свою жизнь для защиты родной земли. Именно поэтому в душе главного героя романа Григория Мелехов, Шолохов показал читателю, непрекращающийся борьбу между интересами собственника и простого труженика. Как обычный крестьянин Мелехов не прочь поддержать власть красных, но как собственник земли он не готов её отдавать и поэтому поддерживает взгляды белого движения.
Проблема социального расслоения общества  В романе изображена борьба богатых и знатных с простыми людьми, рабочими и крестьянами.  В своем романе Шолохов рисует жизнь русского донского казачества. Издавна эти люди считали себя особенным сословием. Они жили изолированно от «мужиков», безземельных крестьян. Это чувство превосходства над «мужиком» постоянно поддерживалось и высшими чинами. Казаки сами не понимали, что крестьяне для них - не враги. Просто офицеры боялись объединения казаков с мужиками, боялись этой потенциальной силы, сметающей все на своем пути
Проблема губительной силы войны  В романе Шолохов освещает проблемы, связанные с войной и революцией начала 20 века. Писатель понимает всю противоречивость этих событий. Больше того, он показывает бессмысленность и жестокость войны. В своем произведении Шолохов рисует события в их преломлении к судьбам целого ряда героев.  Нарушает привычный размеренный ход казачьей жизни Первая мировая война, революция и начало Гражданской войны, которые разрушают гармонию спокойного бытия и приносят жестокость, кровь, насилие, безудержную жажду разрушения и уничтожения. На примере семьи Мелеховых Шолохов показывает судьбу миллионов людей, вынужденных переживать тяготы тяжелого военного времени, которое обнажало сущность каждого человека, обостряло до крайности все человеческие чувства.
Проблема личности и государства  Противоречия смутного времени сказываются и на судьбах отдельных героев,  таких, как Григорий Мелехов. Он не знает, к кому прислониться, кого послушаться.  Даже в финале романа Мелехов остается на перепутье, совершенно один, никому не  нужный. Таким образом, Шолохов показывает нам проблему личности и общества,  проблему связи отдельного человека и исторических событий в стране.  Автор показывает, как война и революция отразилась на судьбе одной семьи, семьи  Мелеховых. Сначала, до войны, это была дружная, крепкая семья. Все в ней  почитали отца, хозяина дома. Но вот, во время революции, убивают Петро, умирает  Дарья и Наталья, погибает Прокофий Пантелеич. До мирного времени дожили  только Григорий, его маленький сын и сестра героя – Дуняшка. Большая семья  погибла, все разрушила война. И это только один пример, а таких семей было сотни  и тысячи. Ни одну из них не помиловала война
Проблема женской любви, женской верности и страсти.        Она рассматривается на примере отношений Григория и Аксиньи, Григория и Натальи, Дуняшки и Мишки Кошевого. Это примеры верности и преданности казачек. Но есть в романе и другое. Дарья, жена старшего брата Григория, обманывала мужа и при его жизни, и не чтит его память после смерти Петро. За свое поведение эта героиня наказывается – она кончает с собой, узнав, что заболела «дурной болезнью». Предполагая, как будут относиться к ней окружающие, героиня топится в Волге.
Проблема нравственного выбора человека  проблема нравственного выбора человека,  взаимоотношения человека и природы,  раскрытие внутреннего мира человека, противоречивой многоликой жизни,  определение человеком своего пути, выбора нравственной истины жизни, – войны и мира, милосердия и жестокости, добра и зла, любви и ненависти.  Финал романа имеет философское звучание. Шолохов оставил своего героя на пороге новых жизненных испытаний. Какие ждут его пути- дороги? Как сложится его жизнь? Писатель не дает ответа на эти вопросы, а заставляет читателя задуматься над сложнейшей судьбой этого героя.
Проблема стремления к человеческому счастью  О человеческом счастье и о страданиях, которые выпадают на человеческую долю говорит автор. А этих испытаний и страданий всегда немало. Но особенно их много во времена великих потрясений, великих исторических событий. Мы все стремимся к счастью, часто ищем его не там, где нужно. А иногда не замечаем счастье под своим собственным носом. Вот, например, Григорий Мелехов. Он мог сбежать с Аксиньей, когда она предложила ему это в первый раз. Эти герои могли бы быть счастливы вдвоем. Но Григорий не захотел бросать хутор, не захотел строить счастливую жизнь на чужой стороне. Уже женившись на Наталье, герой продолжал гулять с Аксиньей, не давая покоя ни ей, ни Наталье. Можно сказать, что он сам счастливо не жил и другим не давал. Вскоре Григорий бросает жену и уходит к Аксинье. На протяжении всего романа Мелехов будет метаться от одной женщины к другой, так и не сделав выбор, не найдя своего счастья.
Проблема материнского чувства  Ильинична прощает Михаила Кошевого за убийство своего сына и принимает его как зятя. Так велика ее материнская любовь, что она распространяется даже на убийцу сына.
Шолохов и Толстой  Говоря о силе реализма Шолохова, критик чаще всего проводит параллели  Шолохова и Толстого. Шолохова в Толстом привлекало мастерство изображения  сложностей жизни, ее противоречий, показ людей, человеческой души, мира  природы.  Шолохова роднит с Толстым подход к индивидуальности, к изображению судьбы,  напряженных внешних и внутренних коллизий, многогранности характера. Его, как  и Толстого, влекут характеры сильные, ищущие, размышляющие. Стремление к  постижению истины, какой бы горькой она ни была, максимализм убеждений,  неприемлемость нравственных компромиссов ­ все это составные духовного облика  героев Шолохова