Презентация по литературе на тему "Поэма Н.В.Гоголя "Мертвые души" (9 класс)

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 23.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Даггая презентация способствует верному пониманию авторского замысла, выбора жанра и композиции, детальному анализу образов помещиков (Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина), образа Павла Ивановича Чичикова. Благодаря ей обучающие будут готовиться к анализу эпизода, познакомятся с приемами и способами типизации героев, а также смогут проанализировать картину Иванова "Явление Христа народу"
Иконка файла материала Поэма Мёртвые души Н. В. Гоголя..ppt
Литературная презентация «Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души» как мечта о духовном возрождении России». Автор : учитель русского языка и литературы   МОАУ «СОШ №1 им. В.И. Басманова »  г. Бузулука Оренбургской области  Ефимова Елена Васильевна
Дата  рождения: Место  рождения: 20 марта (1 апреля) 1809 с. Большие Сорочинцы, Полтавская губерния,  Российская Империя Дата смерти: 21 февраля (4 марта) 1852 Место смерти: Москва, Российская Империя Гражданство: Российская Империя Род  деятельности: литератор
Гоголь не был мыслителем, но это был великий художник. О свойствах своего таланта сам он говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных» В основе его таланта лежит глубокий РЕАЛИЗМ
«Ревизор» и «Мертвые души» были невиданным до  тех пор пламенным протестом против ничтожества  и испорченности общественной жизни; этот протест  вырывался из личного нравственного иделизма, не  имел никакой определенной теоретической основы,  но это не помешало ему произвести поражающее  впечатление нравственно­общественное.
«Вокруг меня чужбина, а сердце  моё – РУСЬ»,­ писал Гоголь  Жуковскому…
ЧЕРТЫ:  историчность и героичность; легендарность содержания. Пример: «Медный всадник» А.С.Пушкин; «Мцыри» М.Ю. Лермонтов и др. Почему же Н.В.Гоголь определил жанр своего прозаического произведения как поэму?
 масштабность (вся православная  РУСЬ);  слияние эпоса с возвышенным лиризмом          (активное выражение авторской позиции           через лирические отступления);  трагический пафос (пророчество Гоголя о       духовной гибели и спасении России) Действие поэмы приурочено ко времени между седьмой и восьмой «ревизиями», т. е. переписями, в 1815 и 1835гг. и легко локализуется между 1820-м, начало греческого восстания, и 1823-м — смерти Наполеона
Гоголь: Теперь мало писать как Пушкин, теперь души спасать надо!»
Форма поэмы – путешествие в неподвижном мире Маниловых и Плюшкиных… Сам Гоголь – человек дороги.
Замысел писателя:   I часть – изображение АДА русской жизни;                                     II часть – изображение пути очищения, покаяния ­                                                            ЧИСТИЛИЩЕ; Игорь Золотусский: «Восстание её (России) из мёртвых»                                     III часть – воплощение идеала и мечты, РАЙ на земле                                      Композиционный ориентир –  «Божественная комедия» Данте
Здание гостиницы города  NN
«Сладкий», сентиментальный помещик; первый, к кому направляется Чичиков в надежде приобрести мертвые души (гл. 2). Персонаж, «собранный» из обломков литературных штампов. В его портрете (белокурые волосы, голубые глаза), поведении (приторная мечтательность при полном бездействии), даже в возрасте (около 50 лет) могут быть опознаны черты «сентиментального», душевного и пустого государя Александра I последних лет его правления, приведших страну к катастрофе. Имя жены Манилова, приятной дамы, плетущей кружевные кошельки, — «Лизанька», — совпадает как с именем сентиментальной героини Н. М. Карамзина, так и с именем
 «От него не дождёшься  никакого живого  слова!»     «Поговоришь с ним –         и почувствуешь скуку        смертельную!». ПУСТ, НЕТ ЖИВЫХ  ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕЛАНИЙ,  ЖИВЁТ В МИРЕ НЕРЕАЛЬНЫХ  ПРОЖЕКТОВ… Сконструированность образа Манилова, его сотканность из чужих лоскутков, отсутствие какого бы то ни было намека на биографию, — подчеркивают пустоту героя, «ничтожность», прикрытую сахарной приятностью облика, деликатностью поведения. (По отзыву повествователя, Манилов — ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; черт
Дом Манилова стоит на юру, открытый всем ветрам; «покатость горы» покрыта подстриженным дерном; видны жиденькие вершины берез; беседка, возвышенно поименованная «Храмом уединенного размышления»; пруд, полностью подернутый ряской; серенькие избы, числом 200; отсутствие в селе деревьев;  даже «окрас» дня, — не то ясный, не то мрачный, светло-серого цвета, — совпадающий с колором кабинета Манилова , покрытого голубенькой краской вроде серенькой. Все это указывает на никчемность, безжизненность героя, от которого не дождешься ни одного живого слова.
 вдова-помещица, коллежская секретарша; вторая (после Манилова и перед Ноздревым) «продавщица» мертвых душ. К ней (гл. 3) Чичиков попадает случайно: пьяный кучер Селифан пропускает множество поворотов на обратном Птичье царство «дубиноголовой» Коробочки изолировано от мира::  пути от Манилова •  портреты на стенах «в полосатеньких обоях»: Кутузов и старик с красными обшлагами, какие носили при государе Павле Петровиче (история завершилась для нее в 1812 году) . • на замедление времени в пространстве Коробочки указывают и по-змеиному шипящие часы; • всюду мухи — которые у Гоголя всегда сопутствуют застывшему, остановившемуся, внутренне мертвому современному миру.
 «Нешто хочешь ты их откопать из земли?»  «Ведь я мертвых еще никогда не продавала» Коробочка наделена характером; слегка смутившись от предложения Чичикова продать мертвых, тут же начинает торговаться и не останавливается до тех пор, пока Чичиков в гневе не сулит ей черта, а затем обещает купить не только Художественные детали образа мертвецов, но и другую «продукцию» по казенным  небольшой домик и большой двор подрядам. Коробочки, символически отражающие ее внутренний мир, — аккуратны, крепки;  тес на крышах новый;  ворота нигде не покосились;  перина — до потолка;  обратила внимание на дорожную коробку Чичикова, где хранилась всякая всячина сама является олицетворением закрытой коробки: всё, что за пределами её поместья, ей страшно и необъяснимо.