Даггая презентация способствует верному пониманию авторского замысла, выбора жанра и композиции, детальному анализу образов помещиков (Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина), образа Павла Ивановича Чичикова. Благодаря ей обучающие будут готовиться к анализу эпизода, познакомятся с приемами и способами типизации героев, а также смогут проанализировать картину Иванова "Явление Христа народу"
Литературная презентация
«Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души» как
мечта о духовном возрождении России».
Автор : учитель русского языка и литературы
МОАУ «СОШ №1 им. В.И. Басманова »
г. Бузулука Оренбургской области
Ефимова Елена Васильевна
Дата
рождения:
Место
рождения:
20 марта (1 апреля) 1809
с. Большие Сорочинцы, Полтавская губерния,
Российская Империя
Дата смерти:
21 февраля (4 марта) 1852
Место смерти: Москва, Российская Империя
Гражданство: Российская Империя
Род
деятельности:
литератор
Гоголь не был мыслителем, но это
был великий художник. О
свойствах своего таланта сам он
говорил:
«У меня только то и выходило
хорошо, что взято было мной из
действительности, из данных, мне
известных»
В основе его таланта лежит
глубокий РЕАЛИЗМ
«Ревизор» и «Мертвые души» были невиданным до
тех пор пламенным протестом против ничтожества
и испорченности общественной жизни; этот протест
вырывался из личного нравственного иделизма, не
имел никакой определенной теоретической основы,
но это не помешало ему произвести поражающее
впечатление нравственнообщественное.
«Вокруг меня чужбина, а сердце
моё – РУСЬ», писал Гоголь
Жуковскому…
ЧЕРТЫ:
историчность и героичность;
легендарность содержания.
Пример: «Медный всадник» А.С.Пушкин;
«Мцыри» М.Ю. Лермонтов и др.
Почему же Н.В.Гоголь определил жанр
своего прозаического произведения как
поэму?
масштабность (вся православная РУСЬ);
слияние эпоса с возвышенным лиризмом
(активное выражение авторской позиции
через лирические отступления);
трагический пафос (пророчество Гоголя о
духовной гибели и спасении России)
Действие поэмы приурочено ко времени между седьмой и
восьмой «ревизиями», т. е. переписями, в 1815 и 1835гг. и
легко локализуется между 1820-м, начало греческого
восстания, и 1823-м — смерти Наполеона
Гоголь: Теперь мало писать как Пушкин, теперь души спасать
надо!»
Форма поэмы – путешествие в неподвижном мире Маниловых и Плюшкиных…
Сам Гоголь – человек дороги.
Замысел писателя: I часть – изображение АДА русской жизни;
II часть – изображение пути очищения, покаяния
ЧИСТИЛИЩЕ;
Игорь Золотусский: «Восстание её (России) из мёртвых»
III часть – воплощение идеала и мечты, РАЙ на земле
Композиционный ориентир –
«Божественная комедия» Данте
Здание гостиницы города
NN
«Сладкий», сентиментальный помещик; первый, к кому
направляется Чичиков в надежде приобрести мертвые души (гл. 2).
Персонаж, «собранный» из
обломков литературных
штампов. В его портрете
(белокурые волосы, голубые
глаза), поведении (приторная
мечтательность при полном
бездействии), даже в
возрасте (около 50 лет) могут
быть опознаны черты
«сентиментального»,
душевного и пустого
государя Александра I
последних лет его
правления, приведших
страну к катастрофе. Имя
жены Манилова, приятной
дамы, плетущей кружевные
кошельки, — «Лизанька», —
совпадает как с именем
сентиментальной героини Н.
М. Карамзина, так и с именем
«От него не дождёшься
никакого живого
слова!»
«Поговоришь с ним –
и почувствуешь скуку
смертельную!».
ПУСТ, НЕТ ЖИВЫХ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕЛАНИЙ,
ЖИВЁТ В МИРЕ НЕРЕАЛЬНЫХ
ПРОЖЕКТОВ…
Сконструированность
образа Манилова, его
сотканность из чужих
лоскутков, отсутствие
какого бы то ни было
намека на биографию,
— подчеркивают
пустоту героя,
«ничтожность»,
прикрытую сахарной
приятностью облика,
деликатностью
поведения.
(По отзыву
повествователя,
Манилов — ни то ни се,
ни в городе Богдан, ни в
селе Селифан; черт
Дом Манилова стоит на юру, открытый всем
ветрам;
«покатость горы» покрыта подстриженным
дерном;
видны жиденькие вершины берез; беседка,
возвышенно поименованная
«Храмом уединенного размышления»;
пруд, полностью подернутый ряской;
серенькие избы, числом 200; отсутствие в селе
деревьев;
даже «окрас» дня, — не то ясный, не то
мрачный, светло-серого цвета, —
совпадающий с
колором кабинета Манилова , покрытого
голубенькой краской вроде
серенькой.
Все это указывает на никчемность,
безжизненность героя, от которого не
дождешься ни одного живого слова.
вдова-помещица,
коллежская секретарша;
вторая (после Манилова и
перед Ноздревым)
«продавщица» мертвых
душ. К ней (гл. 3) Чичиков
попадает случайно:
пьяный кучер Селифан
пропускает множество
поворотов на обратном
Птичье царство «дубиноголовой» Коробочки изолировано от мира::
пути от Манилова
• портреты на стенах «в полосатеньких обоях»: Кутузов и
старик с красными обшлагами, какие носили при государе
Павле Петровиче (история завершилась для нее в 1812 году) .
• на замедление времени в пространстве Коробочки указывают
и по-змеиному шипящие часы;
• всюду мухи — которые у Гоголя всегда сопутствуют
застывшему, остановившемуся, внутренне мертвому
современному миру.
«Нешто хочешь
ты их откопать из
земли?»
«Ведь я мертвых
еще
никогда не
продавала»
Коробочка наделена
характером; слегка
смутившись от предложения
Чичикова продать мертвых,
тут же начинает торговаться
и не останавливается до тех
пор, пока Чичиков в гневе не
сулит ей черта, а затем
обещает купить не только
Художественные детали образа
мертвецов, но и другую
«продукцию» по казенным
небольшой домик и большой двор
подрядам.
Коробочки, символически
отражающие ее внутренний мир, —
аккуратны, крепки;
тес на крышах новый;
ворота нигде не покосились;
перина — до потолка;
обратила внимание на дорожную
коробку Чичикова, где хранилась всякая
всячина сама является
олицетворением закрытой коробки:
всё, что за пределами её поместья, ей
страшно и необъяснимо.