Поэтический мир Марины Цветаевой
Цель урока: рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики, особенностях лирической героини стихотворений.
Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, тревожное и смутное время. Как и многим поэтам её поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем оказался неизбежным для неё. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в нём пошлости, серости, мелочности: «Что же мне делать, певцу и первенцу, в мире, где наичернейший — сер! ... С этой безмерностью в мире мер?!» («Поэты», 1923).Презентация к уроку литературы для 11 класса.
Поэтический мир
Марины Цветаевой
Цель урока: рассказать об основных
темах и мотивах цветаевской лирики,
особенностях лирической героини
стихотворений.
Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже
веков, тревожное и смутное время. Как и многим поэтам её
поколения, ей присуще ощущение трагизма мира.
Конфликт со временем оказался неизбежным для неё. Но
поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а
живущей в нём пошлости, серости, мелочности: «Что же
мне делать, певцу и первенцу, в мире, где наичернейший
— сер! ... С этой безмерностью в мире мер?!» («Поэты»,
1923). Поэт единственный защитник и глашатай миллионов
обездоленных:
Если душа родилась крылатой —
Что ей хоромы — и что ей хаты!
Что Чингизхан ей и что — Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывнослитых:
Голод голодных — и сытость сытых!
18 августа 1918
Цветаевой суждено было стать летописцем своей
эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ
века в своём творчестве, она раскрыла трагедию
мироощущения человека, современника. Лирическая
героиня дорожит каждым мигом, каждым
переживанием, каждым впечатлением. В предисловии
к сборнику «Из двух книг» (1913) она призывает:
«Записывайте точнее! Нет ничего не важного!».
Таков был её литературный манифест. «Мои стихи
— дневник. Моя поэзия — поэзия собственных
имён».
Внешнее и внутреннее в её поэзии неразрывно связаны:
внутренняя суть проявляется, проступает через внешнее.
Поэтический дар, считала Цветаева, наделяет человека
божественной властью над умами и душами, возносит его
над житейской суетой, делает его «безбытным». В то же
время этот поэтический дар лишает человека обычных,
земных радостей. Гармонии быть не может:
Ибо раз голос тебе, поэт,
Дан, остальное — взято.
В то же время, по Цветаевой,
поэтический дар не только не отменяет
писательского труда, но и обрекает поэта
на непрекращающийся, ежедневный,
подвижнический труд. Цветаевой
написан единственный в своём роде цикл
стихов, обращённых к письменному
столу, рабочему месту поэта:
Стол
Мой письменный верный стол!
Спасибо за то, что шёл
Со мной по всем путям.
Меня охранял — как шрам.
Мой письменный вьючный мул!
Спасибо, что ног не гнул
Под ношей, поклажу грёз —
Спасибо — что нёс и нёс.
Строжайшее из зерцал!
Спасибо за то, что стал
(Соблазнам мирским порог)
Всем радостям поперёк,
Всем низостям — наотрез!
Дубовый противовес
Льву ненависти, слону
Обиды — всему, всему.
— В чём, по Цветаевой, состоит суть
творчества:
Поэт и стол некий кентавр, поэт пригвожден к
столу. Сущность творчества — в постоянной,
неустанной работе, в переделке и шлифовке
написанного, в стремлении найти единственную
верную форму для стихов. То, что кажется
бессознательным, лёгким, парящим, должно быть
выстрадано, строго проверено, отобрано, отделано.
Цветаева беспощадно требовательна к себе, к
своему призванию.
Поэтический
дар
Диапазон
Цветаевой
необычайно многолик. Волошин считал,
что её творческого избытка хватило бы на
несколько поэтов и каждый был бы
оригинален.
поэзии
поразительно широк — от народных
русских сказокпоэм до интимнейшей
психологической лирики. Уже в раннем
творчестве
проявляется
фольклорное,
начало. От
русской народной песни — открытая
бурная
эмоциональность,
темпераментность, свобода поэтического
дыхания, крылатая легкость стиха:
Цветаевой
песенное
ГришкаВор тебя не
ополячил,
ПётрЦарь тебя не
онемечил.
Что же делаешь,
голубка? — Плачу.
Где же спесь твоя,
Москва? — Далече.
Стихотворения,
где ярко
проявилось
фольклорное
начало: «Над церковкой —
голубые облака», 1917; «Когда
рыжеволосый Самозванец...»,
1917; «Царь и Бог! Простите
малым...», 1918; «Ох, грибок
белый
ты мой,
грибочек,
груздь!», 1920 и другие.
характера
и
её
национального
Тема родины, острое чувство России, ее природы, её
в
истории,
стихотворениях о Москве. В ранних сборниках Москва
— воплощение гармонии («Тверская»: «О, апрель
незабвенный — Тверская, колыбель нашей юности
ты!»), символ минувшего («Домики старой Москвы»:
«Слава прабабушек томных»). В знаменитом цикле
«Стихи о Москве» (1916) — восхищение столицей,
любовь и нежность к нему, ощущение Москвы как
святыни Отечества.
Мотив святости, праведности в
большинстве стихотворений цикла. Он
связан с образом странниковслепцов,
бредущих «Калужскою дорогой», с
образом лирической героини:
Надену крест серебряный на
грудь,
Перекрещусь и тихо тронусь в
путь
По
старой
по
дороге
по
Калужской.
Этот мотив напрямую связан с образом лирической
героини Цветаевой. Вся её жизнь — странничество,
неприкаянность, самоотречение, непокой. С мотивом
странничества сопрягается и тема души.
Виденья райские с
усмешкой провожая,
Одна в кругу невинно
строгих дев,
Я буду петь, земная и
чужая,
Земной напев!
Воспоминанье слишком давит
плечи,
Настанет миг — я слёз не
утаю...
Ни здесь, ни там, — нигде не
надо встречи,
И не для встреч проснемся
мы в раю!
Здесь
«земное»
райскому
предпочитает
противостоит
покою
«небесному»;
«земной
героиня
напев», стихотворение построено на
контрасте. Страстной душе и в раю
нет умиротворения, да она его и не
ищет. Слишком сильны её земные
страсти, слишком дороги ей земные
чувства, даже боль уходящей любви.
Душа имеет имя, и это имя —
Марина.
Душа и имя
Пока огнями смеётся бал,
Душа не уснёт в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!
В круженье вальса, под
нежный вздох
Забыть не могу тоски я.
Мечты иные мне подал бог:
Морские они, морские!
Поёт огнями манящий зал,
Поёт и зовет, сверкая.
Но душу бог мне иную дал:
Морская она: морская!
Вообще душа всегда была
главным героем цветаевского
творчества. Стихотворения, где
тема души — ведущая: «Душа»,
1923; «Дорожкою
простонародною...», 1919; «Я
счастлива жить образцово и
просто...», 1919 и другие).
Свобода и своеволие души, не
знающей меры — вечная и дорогая тема,
идёт рядом с темой любви, без которой
невозможно
поэзию
Цветаевой: «Любить — знать, любить —
мочь, любить — платить по счету».
представить
(«Надпись
Любовная лирика
в
альбом», 1910; «Связь через сны», «Мне
нравится, что Вы больны не мной...»,
1915; «Любовь! Любовь! И в судорогах,
и в гробе...» 1920; «Пора! для этого
огня...», 1940 и другие).
Любить — значит жить.
у Цветаевой
Любовь
всегда «поединок роковой»
всегда спор, конфликт и
разрыв.
чаще
Любовная лирика, как и вся
ее поэзия,
громогласна,
широкомасштабна,
гиперболична,
внутренне драматична.
неистова,
всего
Попытка ревности
Как живётся вам с простою
Женщиною? Без божеств?
Государыню с престола
Свергши (с оного сошед),
Как живётся вам — хлопочется —
Ёжится? Встаётся — как?
С
пошлости
Как справляетесь, бедняк?
пошлиной
бессмертной
Это месть бывшему
возлюбленному, который
осмелился отвергнуть.
Возможность не жить, а быть
— с другой, «простой»
женщиной, пошлой,
ничтожной — не
укладывается в голове.
Отсюда риторические
вопросы, на которые и не
ждёт ответа.
неповторимые
черты
душа! Даже
У Цветаевой — любовьстрасть,
любовьразрыв. Однажды
её муж,
Сергей Эфрон, сказал о ней: «Одна
страшно».
голая
Невероятная открытость, откровенность
—
лирики
Цветаевой. Героиня убеждена, что
чувствам подвластны и время, и
расстояния:
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел вам вслед...
Целую вас — через сотни
Разъединяющих лет.
Любовь у Цветаевой
не бывает счастливой.
Драматизм в том, что
души любящих не могут
встретиться. О
«невстрече», о
неизбежности
расставания в
стихотворении из цикла
«Разлука» (1921):
Всё круче, всё круче
Заламывать руки!
Меж нами не вёрсты
Земные, — разлуки
Небесные реки, лазурные
земли,
Где друг мой навеки уже —
Неотъемлем.
В драматическом
стихотворении «Рас —
стояние: версты, мили...»
(1925) — не грусть разлуки,
а гнев, ярость,
противостояние стихии
разрушения человеческих
связей.
Любовь может
противостоять даже смерти:
взмахом
из
…Стан упругий
Единым
твоих пелён,
Смерть,
Вёрст на
округе
Растоплены снега — и
лес спалён.
выбью! —
в
тысячу
Любовь остаётся в мире,
умирает «лишь затем,
чтобы смеясь над
тленом, стихом
восстать — иль розаном
расцвесть!» («Любовь!
Любовь! И в судорогах, и в
гробе...», 1920.
Домашнее задание:
Сопоставить стихотворения
Ахматовой «Как люблю, как любила
глядеть я…» (1916) и Цветаевой
«Москва! Какой огромный...» (1916).