Презентация по литературе на тему "Поэтический мир Марины Цветаевой". (11 класс, литература)

  • Лекции
  • Презентации учебные
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • pptx
  • 11.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Поэтический мир Марины Цветаевой Цель урока: рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики, особенностях лирической героини стихотворений. Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, тревожное и смутное время. Как и многим поэтам её поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем оказался неизбежным для неё. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в нём пошлости, серости, мелочности: «Что же мне делать, певцу и первенцу, в мире, где наичернейший — сер! ... С этой безмерностью в мире мер?!» («Поэты», 1923).Презентация к уроку литературы для 11 класса.
Иконка файла материала Марина Цветаева.pptx
Поэтический мир  Марины Цветаевой
Цель урока: рассказать об основных  темах и мотивах цветаевской лирики,  особенностях лирической героини  стихотворений.
Марина  Цветаева  вступила  в  литературу  на  рубеже  веков, тревожное и смутное время. Как и многим поэтам её  поколения,  ей  присуще  ощущение  трагизма  мира.  Конфликт  со  временем  оказался  неизбежным  для  неё.  Но  поэзия  Цветаевой  противостоит  не  времени,  не  миру,  а  живущей в нём пошлости, серости, мелочности: «Что же  мне  делать,  певцу  и  первенцу,  в  мире,  где  наичернейший  — сер! ... С этой безмерностью в мире мер?!» («Поэты»,  1923). Поэт единственный защитник и глашатай миллионов  обездоленных:
Если душа родилась крылатой —  Что ей хоромы — и что ей хаты! Что Чингиз­хан ей и что — Орда! Два на миру у меня врага, Два близнеца, неразрывно­слитых: Голод голодных — и сытость сытых!                                       18 августа 1918
Цветаевой суждено было стать летописцем своей  эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ  века в своём творчестве, она раскрыла трагедию  мироощущения человека, современника. Лирическая  героиня дорожит каждым мигом, каждым  переживанием, каждым впечатлением. В предисловии  к сборнику «Из двух книг» (1913) она призывает:  «Записывайте точнее! Нет ничего не важного!».  Таков был её литературный манифест. «Мои стихи  — дневник. Моя поэзия — поэзия собственных  имён».
Внешнее и внутреннее в её поэзии неразрывно связаны:  внутренняя суть проявляется, проступает через внешнее.  Поэтический  дар,  считала  Цветаева,  наделяет  человека  божественной властью над умами и душами, возносит его  над  житейской  суетой,  делает  его  «безбытным».  В  то  же  время  этот  поэтический  дар  лишает  человека  обычных,  земных радостей. Гармонии быть не может:  Ибо раз голос тебе, поэт, Дан, остальное — взято.
В то же время, по Цветаевой,  поэтический дар не только не отменяет  писательского труда, но и обрекает поэта  на непрекращающийся, ежедневный,  подвижнический труд. Цветаевой  написан единственный в своём роде цикл  стихов, обращённых к письменному  столу, рабочему месту поэта:  Стол Мой письменный верный стол! Спасибо за то, что шёл Со мной по всем путям. Меня охранял — как шрам.   Мой письменный вьючный мул! Спасибо, что ног не гнул Под ношей, поклажу грёз — Спасибо — что нёс и нёс.   Строжайшее из зерцал! Спасибо за то, что стал (Соблазнам мирским порог) Всем радостям поперёк,   Всем низостям — наотрез! Дубовый противовес Льву ненависти, слону Обиды — всему, всему.
— В чём, по Цветаевой, состоит суть  творчества: Поэт и стол некий кентавр, поэт пригвожден к  столу. Сущность творчества — в постоянной,  неустанной работе, в переделке и шлифовке  написанного, в стремлении найти единственную  верную форму для стихов. То, что кажется  бессознательным, лёгким, парящим, должно быть  выстрадано, строго проверено, отобрано, отделано.  Цветаева беспощадно требовательна к себе, к  своему призванию.
Поэтический  дар  Диапазон  Цветаевой  необычайно  многолик.  Волошин  считал,  что её творческого избытка хватило бы на  несколько  поэтов  и  каждый  был  бы  оригинален.  поэзии  поразительно  широк  —  от  народных  русских  сказок­поэм  до  интимнейшей  психологической  лирики.  Уже  в  раннем  творчестве  проявляется  фольклорное,  начало.  От  русской  народной  песни  —  открытая  бурная  эмоциональность,  темпераментность,  свобода  поэтического  дыхания, крылатая легкость стиха: Цветаевой  песенное  Гришка­Вор тебя не  ополячил,  Пётр­Царь тебя не  онемечил. Что же делаешь,  голубка? — Плачу. Где же спесь твоя,  Москва? — Далече.
Стихотворения,  где  ярко  проявилось  фольклорное  начало:  «Над  церковкой  —  голубые  облака»,  1917;  «Когда  рыжеволосый  Самозванец...»,  1917;  «Царь  и  Бог!  Простите  малым...»,  1918;  «Ох,  грибок  белый  ты  мой,  грибочек,  груздь!», 1920 и другие.
характера  и  её  национального  Тема родины, острое чувство России, ее природы, её  в  истории,  стихотворениях о Москве. В ранних сборниках Москва  —  воплощение  гармонии  («Тверская»:  «О,  апрель  незабвенный  —  Тверская,  колыбель  нашей  юности  ты!»),  символ  минувшего  («Домики  старой  Москвы»:  «Слава  прабабушек  томных»).  В  знаменитом  цикле  «Стихи  о  Москве»  (1916)  —  восхищение  столицей,  любовь  и  нежность  к  нему,  ощущение  Москвы  как  святыни Отечества.
Мотив  святости,  праведности  в  большинстве стихотворений цикла. Он  связан с образом странников­слепцов,  бредущих  «Калужскою  дорогой»,  с  образом лирической героини:   Надену  крест  серебряный  на  грудь,  Перекрещусь  и  тихо  тронусь  в  путь  По  старой  по  дороге  по  Калужской.
Этот  мотив  напрямую  связан  с  образом  лирической  героини  Цветаевой.  Вся  её  жизнь  —  странничество,  неприкаянность,  самоотречение,  непокой.  С  мотивом  странничества сопрягается и тема души. Виденья райские с  усмешкой провожая, Одна в кругу невинно­ строгих дев, Я буду петь, земная и  чужая, Земной напев! Воспоминанье слишком давит  плечи, Настанет миг — я слёз не  утаю... Ни здесь, ни там, — нигде не  надо встречи, И не для встреч проснемся  мы в раю!
Здесь  «земное»  райскому  предпочитает  противостоит  покою  «небесному»;  «земной  героиня  напев»,  стихотворение  построено  на  контрасте.  Страстной  душе  и  в  раю  нет  умиротворения,  да  она  его  и  не  ищет.  Слишком  сильны  её  земные  страсти,  слишком  дороги  ей  земные  чувства, даже боль уходящей любви. Душа имеет имя, и это имя —  Марина.  Душа и имя Пока огнями смеётся бал, Душа не уснёт в покое. Но имя Бог мне иное дал: Морское оно, морское! В  круженье  вальса,  под  нежный вздох Забыть не могу тоски я. Мечты иные мне подал бог: Морские они, морские! Поёт огнями манящий зал, Поёт и зовет, сверкая. Но душу бог мне иную дал: Морская она: морская!
Вообще душа всегда была  главным героем цветаевского  творчества.  Стихотворения, где  тема души — ведущая: «Душа»,  1923; «Дорожкою  простонародною...», 1919; «Я  счастлива жить образцово и  просто...», 1919 и другие).
Свобода  и  своеволие  души,  не  знающей меры — вечная и дорогая тема,  идёт рядом с темой любви, без которой  невозможно  поэзию  Цветаевой: «Любить — знать, любить —  мочь, любить — платить по счету».  представить  («Надпись  Любовная  лирика  в  альбом», 1910; «Связь через сны», «Мне  нравится,  что  Вы  больны  не  мной...»,  1915;  «Любовь!  Любовь!  И  в  судорогах,  и  в  гробе...»  1920;  «Пора!  для  этого  огня...», 1940 и другие).
Любить  —  значит  жить.  у  Цветаевой  Любовь  всегда  «поединок  роковой»  всегда  спор,  конфликт  и  разрыв.  чаще  Любовная лирика, как и вся  ее  поэзия,  громогласна,  широкомасштабна,  гиперболична,  внутренне драматична. неистова,  всего   Попытка ревности Как живётся вам с простою Женщиною? Без божеств? Государыню с престола Свергши (с оного сошед), Как живётся вам — хлопочется —  Ёжится? Встаётся — как? С  пошлости Как справляетесь, бедняк? пошлиной  бессмертной
Это месть бывшему  возлюбленному, который  осмелился отвергнуть.  Возможность не жить, а быть  — с другой, «простой»  женщиной, пошлой,  ничтожной — не  укладывается в голове.  Отсюда риторические  вопросы, на которые и не  ждёт ответа.  неповторимые  черты  душа!  Даже  У  Цветаевой  —  любовь­страсть,  любовь­разрыв.  Однажды  её  муж,  Сергей  Эфрон,  сказал  о  ней:  «Одна  страшно».  голая  Невероятная открытость, откровенность  —  лирики  Цветаевой.  Героиня  убеждена,  что  чувствам  подвластны  и  время,  и  расстояния:   Нежней и бесповоротней Никто не глядел вам вслед... Целую вас — через сотни Разъединяющих лет.
Любовь у Цветаевой  не бывает счастливой.  Драматизм в том, что  души любящих не могут  встретиться. О  «невстрече», о  неизбежности  расставания в  стихотворении из цикла  «Разлука» (1921): Всё круче, всё круче Заламывать руки! Меж нами не вёрсты Земные, — разлуки Небесные  реки,  лазурные  земли, Где друг мой навеки уже —  Неотъемлем.
В драматическом  стихотворении «Рас —  стояние: версты, мили...»  (1925) — не грусть разлуки,  а гнев, ярость,  противостояние стихии  разрушения человеческих  связей. Любовь может  противостоять даже смерти: взмахом  из  …Стан упругий Единым  твоих пелён,  Смерть,  Вёрст  на  округе  Растоплены  снега  —  и  лес спалён. выбью!  —  в  тысячу
Любовь остаётся в мире,  умирает «лишь затем,  чтобы смеясь над  тленом, стихом  восстать — иль розаном  расцвесть!» («Любовь!  Любовь! И в судорогах, и в  гробе...», 1920.
Домашнее задание: Сопоставить стихотворения  Ахматовой «Как люблю, как любила  глядеть я…» (1916) и Цветаевой  «Москва! Какой огромный...» (1916).

Посмотрите также