Презентация по литературе на тему "Права человека. Права и свобода ребенка на примере рассказа А.П.Чехова «Спать хочется» (7 класс, литература)

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 23.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В презентации использованы некоторые статьи из законов по правам человека, ребенка, Конституции РФ. В доступной форме излагаются важные для каждого человека документы о правах и обязанностях гражданина, ребенка. Выявляется их соотносимость с актуальными проблемами нашего социума. Материал подается с учетом возрастных, психологических и нравственных критериев. Учащимся объясняется разность уклада жизни нашего социума с жизнью общества в России конца XIX нач. XX вв. Обозначается незыблемость духовных истоков для человека, определяется нравственный выбор каждого.
Иконка файла материала Для урока по Чехову.ppt
Тема. Права человека. Права и свобода ребенка на примере  рассказа А.П.Чехова «Спать хочется»       Цели урока: дальнейшее знакомство с творчеством Чехова через обращение к рассказам о детях («Спать хочется»); анализ художественного текста с выделением    психологического аспекта   в рассказах, выявлением основной мысли автора; воспитание сочувствия, жалости, сострадания к несчастным судьбам героев и чуткости к людям.
Виновна ли Варенька?) • Защитим, оправдаем Вареньку? • Осудим Вареньку? • Кто виноват в трагедии? • Кто подлежит суду?
• Основные права и свободы  человека заключаются в   • Декларации прав человека, • Конвенциях прав человека, прав  ребенка,   • Конституции РФ.
• В Конституции РФ, Декларации прав  человека и Конвенции прав ребенка  есть пункт «Гражданские права и  свободы детей», где четко указаны  следующие статьи: право ребенка на  имя и гражданство, защиту жизни,  чести и достоинства, свободу мысли,  совести и религии, свободу  выражения мнения, право жить в  семье, на защиту от жестокого  обращения, главное – право на  жизнь.
• Право на 4­х часовой труд имеет  ребенок, достигший 14­летнего  возраста с письменного согласия  одного из родителей.
• Подай сюда ребенка! Подай сюда  ребенка, Спишь, подлая? • Варька, затопи печку, ­ раздается за  печью, – значит, пора вставать и  приниматься за работу. Она приносит  дрова, топит печь и чувствует, как  расправляется ее одеревеневшее лицо  и как проясняются мысли. • Варька, ставь самовар! Варька,  почисть хозяину калоши, Варька,  помой снаружи лестницу, убери  комнаты, беги в лавку…
• Работы много, нет ни одной минуты  свободной.  • Но ничто так не тяжело, как стоять на  одном месте перед кухонным столом  и чистить картошку. Голову тянет к  столу, картошка рябит в глазах, нож  валится из рук…Мучительно также  прислуживать за обедом, стирать,  шить. Бывают минуты, когда хочется,  ни на что не глядя, повалиться на пол  и спать.
• А Варьке хочется спать. Глаза ее  слипаются, голову тянет вниз, шея  болит. Она не может шевельнуть ни  веками, ни губами, и ей кажется, что  лицо ее высохло и одеревенело, что  голова ее стала маленькой, как  булавочная головка. Варька кладет  голову на край колыбели и качается  всем туловищем, чтобы пересилить  сон, но глаза все­таки слипаются, и  голова тяжела.
Каждый ребенок обязан  слушаться родителей или  лиц их заменяющих,  соблюдать дисциплину и  правила поведения как дома,  так и в воспитательных  образовательных  учреждениях, общественных  местах, уважать права и  культуру других лиц».
• Вечером к хозяевам приходят гости. • Варька, ставь самовар! – самовар у  хозяев маленький, и, прежде чем гости  напиваются чаю, приходится  подогревать его раз пять. После чаю  Варька стоит целый час на одном  месте, глядит на гостей и ждет  приказаний. • Варька, сбегай купи три бутылки пива! • Варька, сбегай за водкой! Варька, где  штопор! Варька, почисть селедку. – Ну  вот наконец гости ушли; огни тушатся,  хозяева ложатся спать. • Варька, покачай ребенка, ­ раздается  последний приказ.
• Варька оставляет колыбель и  бежит в сарай за дровами. Она  рада. Когда бегаешь и ходишь,  спать уже не так хочется, как в  сидячем положении.
• Варька идет в лес и плачет там, но  вдруг кто­то бьет ее по затылку с  такой силой, что она стукается  лбом о березу. Она поднимает  глаза и видит перед собой хозяина­ сапожника. • Ты что же это, паршивая? Дите  плачет, а ты спишь? Он больно  треплет ее за ухо.
• Каждый ребенок несет ответственность  перед совестью, перед родителями или  лицами их заменяющими, перед  преподавателями и воспитателями,  администрацией образовательных и  воспитательных учреждений, ребенок  несет ответственность за совершение  общественно опасных действий или  злостное систематическое нарушение  правил общественного поведения, с 11 лет  за совершение общественно опасных  действий ребенок может быть помещен в  специальное воспитательное учреждение  для детей и подростков.
• «Ребенок кричит и изнемогает от крика. Сквозь  полусон она не может только никак понять той  силы, которая сковывает ее по рукам и ногам.  Давит ей и мешает спать. Она оглядывается,  ищет эту силу и находит врага, мешающего ей  жить. Этот враг – ребенок. Она смеется. Она  встает с табурета, широко улыбается, не мигая  глазами, прохаживается по комнате. Ей  приятно и щекотно от мысли, что она сейчас  избавится от ребенка, сковывающего ее по  рукам и ногам… Убить ребенка, а потом спать,  спать и спать… Смеясь. Подмигивая и грозя  зеленому пятну пальцами, Варенька  подкрадывается к колыбели и наклоняется к  ребенку. Задушив его, она быстро ложится на  пол, смеется от радости, что ей можно спать, и  через минуту спит уже крепко, как мертвая…».
Право на жизнь, право на  достойный уровень жизни,  охрану здоровья, получение  медицинской помощи, право на  образование, на отдых, игры и  возможности участвовать в  культурной и творческой жизни  общества (ст.31), нарушены  Права детей на особую защиту:  от любого вида опасности или  насилия (ст. 34, 37), от  эксплуатации детского труда (ст.  32).
• Домашнее задание:  • прочитайте рассказы  А.П.Чехова «Ванька», «Гриша»,  «Детвора», «Беглец»;  • сделайте анализ рассказов,  обращаясь к вопросам, : какая  жизнь у маленьких героев  Чехова, хорошо им  живется,  заботятся ли о них родители,  окружающие, выполняют ли  они какую­нибудь работу, не  тяжела ли она (работа) для  них, есть ли время у них для  отдыха, мечтают ли они о чем­ нибудь и т.д.      • отношение автора к героям,  какой представлял писатель  жизнь ребенка в обществе;  • оформите свои размышления  письменно в виде текста (8­10  предложений).