В презентации использованы некоторые статьи из законов по правам человека, ребенка, Конституции РФ. В доступной форме излагаются важные для каждого человека документы о правах и обязанностях гражданина, ребенка. Выявляется их соотносимость с актуальными проблемами нашего социума. Материал подается с учетом возрастных, психологических и нравственных критериев. Учащимся объясняется разность уклада жизни нашего социума с жизнью общества в России конца XIX нач. XX вв. Обозначается незыблемость духовных истоков для человека, определяется нравственный выбор каждого.
Тема. Права человека. Права и свобода ребенка на примере
рассказа А.П.Чехова «Спать хочется»
Цели урока: дальнейшее
знакомство с творчеством
Чехова через обращение к
рассказам о детях («Спать
хочется»); анализ
художественного текста с
выделением
психологического аспекта в
рассказах, выявлением
основной мысли автора;
воспитание сочувствия,
жалости, сострадания к
несчастным судьбам героев и
чуткости к людям.
Виновна ли Варенька?)
• Защитим, оправдаем Вареньку?
• Осудим Вареньку?
• Кто виноват в трагедии?
• Кто подлежит суду?
• Основные права и свободы
человека заключаются в
• Декларации прав человека,
• Конвенциях прав человека, прав
ребенка,
• Конституции РФ.
• В Конституции РФ, Декларации прав
человека и Конвенции прав ребенка
есть пункт «Гражданские права и
свободы детей», где четко указаны
следующие статьи: право ребенка на
имя и гражданство, защиту жизни,
чести и достоинства, свободу мысли,
совести и религии, свободу
выражения мнения, право жить в
семье, на защиту от жестокого
обращения, главное – право на
жизнь.
• Право на 4х часовой труд имеет
ребенок, достигший 14летнего
возраста с письменного согласия
одного из родителей.
• Подай сюда ребенка! Подай сюда
ребенка, Спишь, подлая?
• Варька, затопи печку, раздается за
печью, – значит, пора вставать и
приниматься за работу. Она приносит
дрова, топит печь и чувствует, как
расправляется ее одеревеневшее лицо
и как проясняются мысли.
• Варька, ставь самовар! Варька,
почисть хозяину калоши, Варька,
помой снаружи лестницу, убери
комнаты, беги в лавку…
• Работы много, нет ни одной минуты
свободной.
• Но ничто так не тяжело, как стоять на
одном месте перед кухонным столом
и чистить картошку. Голову тянет к
столу, картошка рябит в глазах, нож
валится из рук…Мучительно также
прислуживать за обедом, стирать,
шить. Бывают минуты, когда хочется,
ни на что не глядя, повалиться на пол
и спать.
• А Варьке хочется спать. Глаза ее
слипаются, голову тянет вниз, шея
болит. Она не может шевельнуть ни
веками, ни губами, и ей кажется, что
лицо ее высохло и одеревенело, что
голова ее стала маленькой, как
булавочная головка. Варька кладет
голову на край колыбели и качается
всем туловищем, чтобы пересилить
сон, но глаза всетаки слипаются, и
голова тяжела.
Каждый ребенок обязан
слушаться родителей или
лиц их заменяющих,
соблюдать дисциплину и
правила поведения как дома,
так и в воспитательных
образовательных
учреждениях, общественных
местах, уважать права и
культуру других лиц».
• Вечером к хозяевам приходят гости.
• Варька, ставь самовар! – самовар у
хозяев маленький, и, прежде чем гости
напиваются чаю, приходится
подогревать его раз пять. После чаю
Варька стоит целый час на одном
месте, глядит на гостей и ждет
приказаний.
• Варька, сбегай купи три бутылки пива!
• Варька, сбегай за водкой! Варька, где
штопор! Варька, почисть селедку. – Ну
вот наконец гости ушли; огни тушатся,
хозяева ложатся спать.
• Варька, покачай ребенка, раздается
последний приказ.
• Варька оставляет колыбель и
бежит в сарай за дровами. Она
рада. Когда бегаешь и ходишь,
спать уже не так хочется, как в
сидячем положении.
• Варька идет в лес и плачет там, но
вдруг ктото бьет ее по затылку с
такой силой, что она стукается
лбом о березу. Она поднимает
глаза и видит перед собой хозяина
сапожника.
• Ты что же это, паршивая? Дите
плачет, а ты спишь? Он больно
треплет ее за ухо.
• Каждый ребенок несет ответственность
перед совестью, перед родителями или
лицами их заменяющими, перед
преподавателями и воспитателями,
администрацией образовательных и
воспитательных учреждений, ребенок
несет ответственность за совершение
общественно опасных действий или
злостное систематическое нарушение
правил общественного поведения, с 11 лет
за совершение общественно опасных
действий ребенок может быть помещен в
специальное воспитательное учреждение
для детей и подростков.
• «Ребенок кричит и изнемогает от крика. Сквозь
полусон она не может только никак понять той
силы, которая сковывает ее по рукам и ногам.
Давит ей и мешает спать. Она оглядывается,
ищет эту силу и находит врага, мешающего ей
жить. Этот враг – ребенок. Она смеется. Она
встает с табурета, широко улыбается, не мигая
глазами, прохаживается по комнате. Ей
приятно и щекотно от мысли, что она сейчас
избавится от ребенка, сковывающего ее по
рукам и ногам… Убить ребенка, а потом спать,
спать и спать… Смеясь. Подмигивая и грозя
зеленому пятну пальцами, Варенька
подкрадывается к колыбели и наклоняется к
ребенку. Задушив его, она быстро ложится на
пол, смеется от радости, что ей можно спать, и
через минуту спит уже крепко, как мертвая…».
Право на жизнь, право на
достойный уровень жизни,
охрану здоровья, получение
медицинской помощи, право на
образование, на отдых, игры и
возможности участвовать в
культурной и творческой жизни
общества (ст.31), нарушены
Права детей на особую защиту:
от любого вида опасности или
насилия (ст. 34, 37), от
эксплуатации детского труда (ст.
32).
• Домашнее задание:
• прочитайте рассказы
А.П.Чехова «Ванька», «Гриша»,
«Детвора», «Беглец»;
• сделайте анализ рассказов,
обращаясь к вопросам, : какая
жизнь у маленьких героев
Чехова, хорошо им живется,
заботятся ли о них родители,
окружающие, выполняют ли
они какуюнибудь работу, не
тяжела ли она (работа) для
них, есть ли время у них для
отдыха, мечтают ли они о чем
нибудь и т.д.
• отношение автора к героям,
какой представлял писатель
жизнь ребенка в обществе;
• оформите свои размышления
письменно в виде текста (810
предложений).