Мало кому из современных читателей известно, что Анна Ахматова не только поэт (она не любила слово «поэтесса»), но еще и литературовед высочайшей квалификации, блестящий переводчик средневековой корейской поэзии и писем Рубенса, биограф Николая Гумилева, проникновенный толкователь Данте, знаток Шекспира и, наконец, автор интереснейших работ о Пушкине.
Пушкинпоэт прозе
А.А.Ахматовой
Выполнила :Паршкова Татьяна, группа 1816
ГБПОУ «СПК»,
Научный руководитель:
Виноградова Наталья Рудольфовна,
преподаватель русского языка и литературы.
Мало кому из современных читателей
известно, что Анна Ахматова не только поэт
(она не любила слово «поэтесса»), но еще и
литературовед высочайшей квалификации,
блестящий
средневековой
корейской поэзии и писем Рубенса, биограф
Николая
проникновенный
толкователь Данте, знаток Шекспира и,
наконец, автор интереснейших работ о
Пушкине.
переводчик
Гумилева,
Цель
научной работы: основательное изучение прозы
А.Ахматовой и выделение главных особенностей каждой статьи о
Пушкине.
Задачи:
•Раскрыть основные этапы в жизни и творчестве А.Ахматовой,
воздействие современников и учителей, пушкинских традиций на
становление поэта;
•Рассмотреть и сопоставить стихотворения А.С.Пушкина и
А.А.Ахматовой;
•Проанализировать ахматовские статьи об А.С. Пушкине.
Содержание.
•I. Вступление.
II. «Татарское, могучее»:
•счастливое начало творческого пути и трагедии «лихолетья» в судьбе Ахматовой;
•мировое признание и уход из жизни.
III. Учителя и современники:
•Гумилев Н.;
•Анненский И.;
•Пушкин А.;
•Блок А.;
•Баратынский и Тютчев;
•футуристы.
IV. Перекликающиеся души поэтов :
•стихотворение «Царскосельская статуя» у Ахматовой и Пушкина;
•Пушкинисточник поэтического вдохновения;
•А.М.Метченко и П.С.Выходцев в роли критиков «барыньки».
V. Пушкин в прозе Ахматовой :
•первые прозаические творения и начало пушкинизма;
•анализ статьи «Последняя сказка Пушкина»;
•анализ статей «Адольф» Бенжамена Констана в творчестве А.Пушкина»;
•анализ статьи «Каменный гость» Пушкина»;
•анализ статей «Гибель Пушкина», «Александрина», «Слово о Пушкине».
•происхождение и образование Ахматовой;
VI. Заключение.
VII. Список используемой литературы.
Список литературы:
•Ахматова
в
А.А.Сочинения
двух
томах.Т.2.Проза/ Составление, подготовка текста
и комментарии Э.Герштейн, Л. Мандрыкиной,
В.Черных. Художественная литература ,М.,1997.
463с.
•Виленкин В.В. В сто первом зеркале. М.,
1999.120с.
•Кормилов С.И.Поэтическое
творчество
Анны Ахматовой. В помощь преподавателям,
старшеклассникам и абитуриентам.2е издание М
.: Издательство МГУ, 2000.128с.
Любовь к Пушкину усугублялась еще и
тем, что по стечению обстоятельств Анна
Ахматова
царскоселка, ее отроческие,
гимназические годы прошли в Царском Селе,
теперешнем Пушкине, где и сейчас каждый
невольно ощущает неисчезающий пушкинский
дух, словно навсегда поселившийся на этой
вечно священной земле русской Поэзии…
Огромное
значение для литературы сыграли прозаические
произведения Ахматовой, особенно о Пушкине и его творчестве.
Параллельное чтение французского поэта 18 века Андре Шенье со
стихами Пушкина навело Ахматову на интереснейшие сопоставления и
открытия. Они были продолжены всё расширяющимся кругом чтения.
Ты вянешь и молчишь; печаль тебя снедает;
На девственных устах улыбка замирает.
Давно твоей игрой узоры и цветы
Не оживлялися. Безмолвно любишь ты
Грустить…
(Перевод Пушкина из АндреМари Шенье )
То были стихи французских поэтов 18 века, немецких романтиков,
античных авторов. Плодотворные наблюдения над изменением в
творчестве Пушкина традиций европейской поэзии не могли быть
сделаны без чтения иноязычных поэтов в подлинниках.
24 ноября 1945 года Ахматова сообщала в
«Литературной газете»: «В настоящее время я
собираю и привожу в порядок мои заметки о
Пушкине(19261936), их всего двадцать пять, и
они очень пестры по содержанию. Среди них и
заметки о пушкинском самоповторении, и
наблюдения за эпистолярным стилем Пушкина, и
о красочном эпитете у Пушкина. В целом эти
заметки составят книгу о Пушкине».
Книга эта не увидела света, и даже
рукопись её не найдена, но в 1959 году,
когда Анна Андреевна намечала новый
план сборника своих статей о Пушкине,
заметки вошли туда как один из отделов.
Тогда же Ахматова составила новое
«Оглавление» этих заметок. Теперь их
было уже не 25, а около 50ти. Этот
конспект напечатан с комментариями
публикаторов уже после смерти автора в
научном издании.
является
Статья «Последняя сказка Пушкина» выросла из
обнаружения Ахматовой литературного источника
«Сказки о золотом петушке». Сильной стороной
исследования Ахматовой
раскрытие
злободневных мотивов в «Сказке о золотом петушке»,
характеризующих политическую позицию Пушкина.
Эта первая литературоведческая
статья Анны
Андреевны, напечатанная в 1933 году в «толстом»
журнале, до сих пор живёт в пушкинистике, являясь
стимулом для продолжения и углубления её
наблюдений либо достойным предметом для научной
полемики.
Что касается статьи «Адольф» Бенжамена
Констана в творчестве Пушкина», то, по общему
признанию крупнейших современных учёных, она
принадлежит к первоклассным образцам советской
пушкинианы. Например, В заметке о предстоящем
выходе
Пушкин,
характеризуя героя Б. Констана, приводит XXII
строфу (тогда еще не напечатанной) VII главы
своего «Онегина» и относит «Адольфа»
«Адольфа»
перевода
…к двум, трем романам
В которых отразился век,
И современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.
«Каменный
в
написана
Третья напечатанная при жизни
исследовательская
Ахматовой
гость»
статья
Пушкина»
более
свободной манере. От предыдущей
её отделяет почти пятнадцатилетний
промежуток
трагических
переживаний,
судьбы,
обрушившихся на поэта. Но в этот
период оживился её поэтический
дар. Стихи
звучали непрерывно,
безудержно.
время
ударов
Удивительная полнота знаний Пушкина
была как бы наградой за талант внимания, с
которым она его читала, сила пожизненной
любви её к Пушкину делала прозорливыми
многие её догадки и сообщала спокойную
твёрдость
другими
исследователями. Её творческая интуиция, её
путь к Пушкину не извне, а изнутри
творческого мира вот это и был ахматовский
пушкинизм, чуткий отклик поэта поэту.
несогласиям
её
с