Презентация по литературе на тему "Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин . (10 класс, литература)
Оценка 4.7
Лекции +3
pptx
русская литература
10 кл
12.11.2018
Презентация по литературе на тему "Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин . (11 класс, литература)
Цели: рассказать об истории создания романа «Господа Головлевы» и выяснить смысл его заглавия; определить основную тему и идею произведения, своеобразие композиции и ее роль в раскрытии идейного содержания; дать краткий обзор содержания романа; развивать у учащихся умение анализировать эпизоды, образы-персонажи и высказывать своё отношение; выявить роль пейзажа в изображении головлёвщины – символа распада дворянства.Презентация по литературе на тему "Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин . (11 класс, литература)
Господа Головлёвы.pptx
Презентация по литературе на тему "Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин . (10 класс, литература)
РОМАН «ГОСПОДА
ГОЛОВЛЁВЫ» – «ЭПИЗОДЫ
ИЗ ЖИЗНИ ОДНОЙ СЕМЬИ».
М. Е. САЛТЫКОВЩЕДРИН
Презентация по литературе на тему "Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин . (10 класс, литература)
Цели: рассказать об истории создания романа
«Господа Головлевы» и выяснить смысл его
заглавия; определить основную тему и идею
произведения, своеобразие композиции и ее роль в
раскрытии идейного содержания; дать краткий обзор
содержания романа; развивать у учащихся умение
анализировать эпизоды, образыперсонажи и
высказывать своё отношение; выявить роль пейзажа в
изображении головлёвщины – символа распада
дворянства.
Презентация по литературе на тему "Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин . (10 класс, литература)
Я обратился к семье, к
собственности, к
государству и дал понять,
что в наличности ничего
этого уже нет…
М. Е. СалтыковЩедрин
Презентация по литературе на тему "Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин . (10 класс, литература)
ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОМАНА
«ГОСПОДА ГОЛОВЛЁВЫ».
Первоначально СалтыковЩедрин хотел написать
несколько рассказов из «жизни дворянского гнезда» и
включить их в цикл сатирических очерков
«Благонамеренные речи». («Благонамеренные» –
благонадежные; существенный признак
благонамеренности – ненависть к людям независимого
образа мыслей, «нигилистам».)
Презентация по литературе на тему "Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин . (10 класс, литература)
Поощрённый хорошими отзывами
Некрасова о главе «Семейный
суд», писательсатирик
продолжил написание
головлёвской хроники.
Роман «Господа Головлевы»
(1880 г.), по мнению критиков, –
одно из самых мрачных
произведений Салтыкова
Щедрина.
Презентация по литературе на тему "Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин . (10 класс, литература)
Тема романа – жизнь помещичьей семьи в условиях
дореформенной и пореформенной России. Тема распада
«дворянского гнезда», её физического и морального
разложения определила сюжет и композицию
произведения. Один за другим уходят из жизни помещики
Головлёвы... В их судьбе раскрывается главная мысль
романа. В чем причина вымирания Головлёвых? Их губит
праздность, отсутствие привычки жить собственным
трудом, запой, хищничество, пустословие. В такой
атмосфере не может сформироваться полноценная
личность. С господами народ произведёт суровый и
справедливый «расчет».
Презентация по литературе на тему "Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин . (10 класс, литература)
Действующие лица:
•Арина Петровна Головлёва — женщина лет шестидесяти (в начале романа), помещица, единовластно
управляющая большим имением. Имеет мужа — человека «легкомысленного и пьяненького» — и четверых
детей.
•Владимир Михайлович Головлёв — муж Арины Петровны. Называет жену «ведьмой» и «чёртом». Живёт
праздно, занимается сочинением «вольных стихов».
•Степан Владимирович Головлёв (он же Стёпкабалбес) — старший сын Арины Петровны. Окончил
университет; работал в канцеляриях и департаментах, однако на чиновничьей стезе не преуспел. Арина
Петровна приобрела для него дом в Москве, который Степан быстро прокутил. Оставшись в возрасте «около
сорока лет» без денег, решил вернуться в Головлёво.
•Анна Владимировна Головлёва (Уланова) — дочь Арины Петровны. Сбежала с гусаром, обвенчалась с
ним без родительского благословения. Через два года корнет пропал. После смерти Анны Владимировны
остались девочкиблизнецы Аннинька и Любинька. Малюток Арина Петровна забрала к себе, пристроив во
флигеле.
•Порфирий Владимирович Головлёв (он же Иудушка) — сын Арины Петровны. С детства отличался
стремлением приласкаться к матери, выразить ей свою преданность. Женат (в начале романа), имеет сыновей
Владимира и Петра.
•Павел Владимирович Головлёв — сын Арины Петровны. Холост. Молчалив, апатичен. Склонен к выпивке.
•Аннинька и Любинька — дочери Анны Владимировны. После смерти матери воспитывались в доме Арины
Петровны; повзрослев, стали актрисами.
•Евпраксеюшка — молодая экономка в головлёвской усадьбе, мать Володьки — третьего сына Иудушки.
Презентация по литературе на тему "Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин . (10 класс, литература)
Беседа по содержанию романа.
Вопросы:
1. Расскажите, как складывается судьба Головлёвых –
Арины Петровны и ее мужа, сыновей, дочери, племянниц,
сыновей Порфирия Головлёва.
Один за другим уходят из жизни представители головлёвского
семейства: сначала Степан Владимирыч, следом за ним Павел
Владимирыч. На глазах распадаются и без того едва ощутимо
объединяющие героев семейные связи, в беспомощном одиночестве
умирает Арина Петровна, погибают сыновья Порфирия Головлёва
самоубийством
Володенька
«племяннушка» Любинька. Иудушка остаётся один и
словно
захлёбывается в своём привычном пустословии.
кончает жизнь
и Петенька,
Презентация по литературе на тему "Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин . (10 класс, литература)
Нет больше собеседника, которого можно было бы
непрерывно опутывать липкой словесной паутиной.
Иудушка замолкает и предаётся безудержным
фантазиям. Автор называет это состояние героя
«запоем праздномыслия». «Даже наедине с самим
собой в призрачном, фантастическом мире, – пишет
Е.А. Покусаев, – Иудушка играет всё ту же роль, что и
прежде, в действительной жизни, роль помещика
стяжателя. Он и здесь опутывает всё и вся сетью
кляуз, притеснений и обид, разоряет людей,
обездоливает, мучает их».
Презентация по литературе на тему "Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин . (10 класс, литература)
2. Какие названия писатель дал главам в
романе?
Каждая из глав романа имеет ёмкое говорящее заглавие. Из
семи названий глав щедринского романа первые пять прямо
и непосредственно связаны с темой семьи, семейных
отношений. Каждое из этих пяти заглавий, как будто бы
намекающих на существование семейных уз, на самом деле
содержит скрыто иронический, сатирический намёк на
неизбежный их распад: остаются одни только слова,
привычные, по традиции постоянно повторяемые, но не
наполненные уже реальным смыслом.
Презентация по литературе на тему "Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин . (10 класс, литература)
3. Какая же злая сила погубила господ Головлёвых? Или
другими словами: в чём причина постепенного распада и
вырождения головлёвского семейства?
Роман начинается с «поистине трагического вопля»
Арины Петровны: «И для кого я припасала!.. Для
кого?.. И в кого я этаких извергов уродила!»
Причины головлёвского вымирания: тусклая
атмосфера жизни, полнейшая бездуховность, глубоко
вкоренившееся в натуру Головлёвых – пустословие,
страстное стремление к наживе.
Презентация по литературе на тему "Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин . (10 класс, литература)
Их губит прежде всего «праздность»,
непригодность к какому бы то ни было делу,
запой, их губит отсутствие привычки жить
своим трудом. Человек, лишённый
потребности трудиться, обречён на
неизбежное выморочное существование.
В подтверждение этих мыслей можно
привести взволнованные лирические строки
из главы «Племяннушка».
Презентация по литературе на тему "Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин . (10 класс, литература)
Значит, Головлёвы погибают, потому что подточены
«привычкою лёгкого существования». Мерило жизни
для них – имение, наследство, капитал. Сама жизнь
их – привычная заведённая комедия, представление,
где каждый играет свою роль. В главе «По
родственному» словесная канитель Иудушки даже
Арине Петровне вдруг представляется комедией, к
которой она с малолетства привыкла и где она всегда
участвовала. Подлинные человеческие ценности и
связи превращены для Головлёвых в формальную
необходимость, в ритуал, чисто внешнее соблюдение
«приличий».
Презентация по литературе на тему "Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин . (10 класс, литература)
4. С какой целью в заключение автор вводит обширные сцены,
посвящённые жизни провинциального театра и трудному
существованию провинциальных актрис?
Рассказ переносится в Москву, оттуда в губернский город
Самоваров, из Самоварова – в Кречетов. «Непрерывный
шум, гвалт, восторги, недовольство и злорадство сытой
публики, циничные и наглые притязания театральных
поклонников, хмельное блаженство» – всё это как будто
врывается в повествование, никоим образом не напоминая о
мертвенной тиши головлёвской жизни. Но и здесь лицемерие,
вероломство, («бесконечный подлый угар»), только ещё более
зримые, агрессивные, жестокие.
Презентация по литературе на тему "Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин . (10 класс, литература)
5. А как вы понимаете значение слова «господа», которое
звучит в заглавии романа? Какие однокоренные слова
можно подобрать к данному слову?
Господин – хозяин положения.
Толковый словарь В.И. Даля даёт следующее
толкование: «Господин» – это и форма вежливого
обращения, это и человек, принадлежащий к
привилегированному классу, но прежде всего, это
владелец, барин, помещик, хозяин, тот, у кого есть
подвластные». Господин – это владыка, хозяин
положения.
Презентация по литературе на тему "Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин . (10 класс, литература)
6. Кого из героев романа можно отнести к
господам?
Формально к господам относятся все члены
многочисленной головлёвской семьи. Но по существу,
уже в первой главе «господа», то есть хозяева жизни,
– это Арина Петровна и двое её сыновей Порфирий и
Павел. Но горестный вопль головлёвской барыни: «И
для кого я припасала!» – заставляет нас понимать,
что в своих сыновьях она не видит достойных
продолжателей её господского дела (а дело – это
прежде всего «округление головлёвского имения».
Презентация по литературе на тему "Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин . (10 класс, литература)
Остальные же, включая мужашута,
безалаберного, ничтожного бездельника, и
озорника Владимира Михайлыча, старшего сына
Степана, дочь Аннушку, бежавшую из Головлёва
с корнетом Улановым, – всё это не господа в
строгом смысле слова. В отношении к ним это
понятие может быть применено неполно, с
существенными оговорками, порой и иронически,
насмешливо или жалостливо. Таким образом,
многие из Головлёвых не настоящие господа.
Презентация по литературе на тему "Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин . (10 класс, литература)
7. Как вы понимаете смысл заглавия «Господа
Головлёвы»?
Заглавие романа воспринимается не буквально. Это
господа, постепенно перестающие быть хозяевами
положения.
Заглавие романа воспринимается уже не
буквально: это господа, которые постепенно, один
за другим, перестают быть хозяевами положения.
Презентация по литературе на тему "Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин . (10 класс, литература)
Важное место в «Господах Головлёвых» отведено пейзажу.
Рисуя головлёвскую и дубровинскую усадьбы, писатель не раз
обращает внимание на картины природы.
8. Как же связаны они с содержанием романа? Какое
настроение создают?
Пейзаж у СалтыковаЩедрина не просто
описательный, он приобретает лирически
эмоциональный характер, передаёт ощущение
всеобщего разлада, запустения, разорения, он словно бы
предвещает гибель героев.
Презентация по литературе на тему "Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин . (10 класс, литература)
5. Найдите и зачитайте описание природы.
Какие тона в изображении природы
преобладают?
6. Какое настроение создает «щедринский
пейзаж»?
7. Как помогает описание природы понять идею
произведения?
Презентация по литературе на тему "Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин . (10 класс, литература)
В главе «Семейный суд» картины природы даны
контрастно по отношению к тому, что переживает
Степан Владимирыч, возвращаясь в «родное»
Головлёво: «Время стоит ещё раннее, шестой час в
начале: золотистый утренний туман вьётся над
просёлком, едва пропускал лучи только что
показавшегося на горизонте солнца; трава блестит;
воздух напоён запахами ели, грибов и ягод, дорога
идёт зигзагами по низменности, в которой кишат
бесчисленные стада птиц». Но Степан Владимирыч
ничего не замечает; «всё легкомыслие вдруг
соскочило с него, и он идёт, словно на страшный суд».
Презентация по литературе на тему "Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин . (10 класс, литература)
Позднее в изображении картин природы начинают
преобладать мрачные, унылые и скорбные тона: «серое, вечно
слезящееся небо осени»; «понурые и неподвижные, точно
замученные деревья в жаркий июльский полдень»; земля, на
«неоглядное пространство покрытая «белым саваном»;
«сиротливая снежная равнина, на поверхности которой по
местам торчал какойто хворост»; «господские службы
почернели и словно ослизли». И снова «окрестность,
схваченная неоглядным снежным саваном». Эта пейзажная
зарисовка ещё более усиливает ощущение безысходности
тупика, конца: обречённый на скорую смерть «Степан
Владимирыч сквозь двойные рамы смотрел на крестьянский
посёлок, утонувший в грязи».
Презентация по литературе на тему "Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин . (10 класс, литература)
Писатель на примере вырождения семьи Головлёвых
показывает закономерности гибели эксплуататорского
класса. Раскрытию идейного содержания помогает
композиция романа. («Семейный суд» – умирает Степан,
«Породственному» – умирают Павел Владимирович и
Владимир Михайлович, «Семейные итоги» – самоубийство
Володи, сына Порфирия Головлева, «Племяннушка» –
умирают Арина Петровна и Петр, «Расчёт» – умирает
Иудушка Головлёв, кончает жизнь самоубийством
Любинька, агонизирует последняя в роду Головлёвых –
Аннинька.)
Презентация по литературе на тему "Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин . (10 класс, литература)
Дворянские усадьбы«гнезда» овеяны у Тургенева
высокой, благоуханной поэзией. Писатель
выразительно, пластично, увлекательно изображал
родную русскую природу. Некрасов изображал природу
и в весёлых и в грустных тонах. Это зависело от того,
как смотрел поэт: или с народной точки зрения, или с
позиции горячего заступника, страдальца за народное
горе. У СалтыковаЩедрина за картинами мрачной,
суровой погоды угадывается образ тяжёлой доли
русской деревни и бедственного положения народа.
Презентация по литературе на тему "Роман «Господа Головлёвы» – «эпизоды из жизни одной семьи». М. Е. Салтыков-Щедрин . (10 класс, литература)
Домашнее задание.
1. Ответить на вопросы:
1) С какой целью Щедрин избрал жанр семейной хроники?
2) Роль композиции в раскрытии идеи романа.
2. Дочитать роман до конца.
3. Работа по группам.
Примерные темы:
1) Образ Арины Петровны, ее отношение к сыновьям.
2) Формирование характера Иудушки. Каков главный
жизненный стимул Иудушки Головлёва? Как он определяет его
поведение в различных жизненных ситуациях?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.