Презентация по литературе на тему "Сатира В. В. Маяковского". (11 класс, литература)

  • Презентации учебные
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • pptx
  • 11.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Что такое сатира? Вопрос о сатире («Нужна ли нам сатира?») всерьѐз обсуждался в 20-е годы обществом. Рапповцы считали, что сатира наносит вред Советскому государству. Маяковский был недоволен состоянием сатиры. В 1929 году он написал целую серию сатирических стихотворений о партийцах-перерожденцах («Что такое?», «Который из них?», «Смена убеждений» и др.).Презентация к уроку литературы для 11 класса.
Иконка файла материала Сатира Маяковского КЛОП.pptx
Что такое сатира? • Вопрос о сатире («Нужна ли нам сатира?») всерьѐз  обсуждался в 20­е  годы обществом. • Рапповцы считали, что сатира наносит вред Советскому  государству. • Маяковский был недоволен   состоянием сатиры. В 1929  году  он написал целую серию   сатирических стихотворений о   партийцах­перерожденцах  («Что  такое?», «Который из  них?», • «Смена убеждений» и др.).
Сатира Владимира   Маяковског о
….Сатира, бьющая в цель,   должна волновать, беспокоить,   тревожить. Зритель и читатель   должны быть непременно   убеждены, что они и сами что­ то должны сделать для   устранения зла, и сделать   безотлагательно. Тогда сатира   достигает своей цели. Н.Акимов
Сатира – это острое высмеивание  нравов, обычаев и  характеров людей. На какие народные и литературные традиции  опирается в  своих произведениях В.Маяковский? Корни русской сатиры уходят в далѐкое прошлое.  Сатирические  образы можно найти в народных сказках, меткое  острое слово звучит  в пословицах и поговорках, бойких  частушках.
Литературные   традиции русской   сатиры  закладывались  в XVIII  веке в  творчестве   М.В.Ломоносова,   Д.И.Фонвизина и   развивались в веке  XIX в произведениях   замечательных   русских сатириков   Н.В.Гоголя и   М.Е.Салтыкова­   Щедрина.
Гражданская война в России   была окончена   освобождением Крыма от   белой армии осенью 1920   года. К этому событию   Маяковский написал   стихотворение «Последняя   страничка гражданской   войны». Оно появилось в   печати в журнале «БОВ» (До   сих пор заголовок точно не   расшифрован: «Боевой  отряд  весельчаков» или «Большевистское веселье»),   задуманном как  сатирический.
В его подготовке Маяковский принял активное   участие: он нарисовал обложку журнала, сделал   сатирические подписи к рисункам, поместил в   первом номере три своих стихотворения. Одно из них, отнюдь не сатирическое, посвящено   окончанию гражданской войны. Оно заканчивалось   строками, в которых прославлялся «краснозвѐздный   герой» перекопского штурма: В одну благодарность сливаем слова  тебе, краснозвѐздная лава. Во веки веков, товарищи, вам – слава, слава, слава!
А вслед за страничкой   гражданской войны  было  опубликовано  другое  стихотворение  поэта,  начинающегося  теми же  словами: Слава, Слава, Слава   героям!!! Впрочем,  им довольно воздали  дани. Теперь поговорим  о дряни. Что общего и  противоположного в   эмоциональном тоне  этих  произведений?
Если в первые годы Октябрьской революции и гражданской  войны  порядком перетрусивший обыватель предпочитал  оставаться в тени  и не обращать на себя внимания, но как  только наступили будни  восстановительного периода, он  заявил о себе со всей  определённостью.
Какова роль гротеска и гиперболы в этом  стихотворении? Символом и спутником бюрократа  в  быту и на службе становится «огалтелая конареица». Поэт   предупреждает, что в   государственных учреждениях   засели, «наскоро оперенья переменив», чиновники, которые   никакой пользы обществу не   принесли и только, «намозолив  от  пятилетнего сидения  зады….свили  уютные  кабинеты и спаленки». Довольно жёстко Маяковский   осуждает тех, кто все радости  жизни  видит только в мире вещей.  Вместе с  автором мы наблюдаем  за тем, как  «та или иная мразь»  на прибавку  мечтает приобрести «тихоокеанские галифища».
Подчёркивая омертвление души такого человека, поэт  подбирает  к его образу необыкновенное сравнение: он будет …из штанов выглядывать как коралловый риф. Квартира чиновника наполнена символами коммунистического   переустройства мира: здесь и портрет Маркса в алой рамочке,  и  газета «Известие».  Но, оказывается, это только дань моде.  Даже  серп и молот – только модные эмблемы,  без которых нельзя «фигурять на балу в Реввоенсовете».
«Дрянь», по Маяковскому, ­ это люди, которые  ограничили  свои жизненные интересы миром вещей. Их  головы, как и  «уютные кабинеты и спаленки» заняты  пианино, самоварами,  «галифищами», платьями и  клетками с «огалтелыми  канареицами». Не находя «живых людей» среди таких чиновников,  автор  вкладывает слова, содержащие идею  произведения, в речь  неживого предмета, заговорил  портрет: Маркс со стенки смотрел, смотрел…..  И вдруг Разинул рот,  Да как  заорѐт: «Опутали революцию обывательщины нити….  скорее головы канарейкам сверните –  чтоб  коммунизм канарейками не был побит!»
Пьесы Маяковского. В мае 1928 года режиссёр   Всеволод Мейерхольд   телеграфировал  Маяковскому  из  Свердловска: «Последний   раз обращаюсь к твоему   благоразумию. Театр   погибает. Нет пьес. От   классиков принуждают   отказаться. Прошу  серьёзного  ответа: можно  ли  рассчитывать получить  твою  пьесу в течение  лета?»
Маяковский ответил  утвердительно  и начал работу над  пьесами о  современности. Первая  –  феерическая комедия «Клоп»   осмеивала обывателей и советских   мещан. Вторая – драма «Баня»   разоблачала мещанство   политическое (бюрократов и   приспособленцев).
Маяковский­   драматург   утверждал: «…театр не   отражающее   действие, а   увеличенное стекло». Как вы   соотнесѐте эти   слова с идейным   содержанием   пьесы «Клоп»?
Обработанный и вошедший в  комедию  материал – это  громада  обывательских фактов,  шедших в мои  руки и голову со  всех сторон.                                   В.Маяковский
•Где и когда происходит основное  действие? • Какова композиция пьесы? Пьса «Клоп» состоит из двух  взаимосвязанных частей. В первой   действие происходит в 1929 году в рабочем  общежитии и в доме  парикмахерской  дочки Эзельвиры Ренессанс. Затем  действие  переносится на 50 лет вперѐд, в  1979 год, где происходит  воскрешение  Присыпкина, «замороженного» после  пожара на  собственной свадьбе.
•Какими вы   представляете  образы  главных  героев? •Что автор осуждает в   устройстве  общества? •Какие сатирические   приѐмы использует  автор?
Маяковский назвал «Клопа» феерической   комедией, а проблему   пьесы определил как «разоблачение   сегодняшнего   мещанства». •Можно ли пьесу  отнести к жанру   фантастическому?   Почему? •Каким изобразил автор   общество будущего? •Каково отношение к   человеческой личности   в этом обществе?
­Каковы отношения прошлого и будущегов  пьесе?   Меняется ли сам главный  герой, Присыпкин, в  новом  для него обществе? Почему Маяковский  изобразил будущее общество беспомощным перед  Присыпкиным?
Пьеса В.Маяковского «Клоп» написана в 1928 году. Удивительно, что   написанная 89лет назад,  пьеса  остаѐтся актуальной  и  сегодня, так как   поднимает проблему   бездуховности,  особенно  остро  стоящую сегодня,   показывает, к чему  могут  привести  хамство и  невежество.
Микроб мещанства,   сатирически разоблачённый в пьесе,   представляется как   античеловеческая, антиобщественная сила,   страшная своей   способностью заражать   общество.

Посмотрите также