"Серебряный век русской поэзии. Акмеизм".
Цели урока: дать понятие об акмеизме; выделить основные черты его поэтики; дать краткую характеристику творчества поэтов-акмеистов.
Акмеизм — модернистское течение (от греч. akme — острие, вершина, высшая степень, ярко выраженное качество), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.Акмеизм — модернистское течение (от греч. akme — острие, вершина, высшая степень, ярко выраженное качество), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.
Цели урока: дать понятие об
акмеизме; выделить основные
черты его поэтики; дать
краткую характеристику
творчества поэтовакмеистов.
Акмеизм — модернистское течение
(от греч. akme — острие, вершина,
высшая степень, ярко выраженное
качество), декларировавшее конкретно
чувственное восприятие внешнего мира,
возврат слову его изначального, не
символического смысла.
В начале своего творческого пути
молодые поэты, будущие акмеисты, были
близки к символизму, посещали
«ивановские среды» — литературные
собрания на петербургской квартире
Вяч. Иванова, получившей название
«башня». В «башне» Иванова велись
занятия с молодыми поэтами, где они
обучались стихосложению.
В октябре 1911 года слушатели этой «поэтической
академии» основали новое литературное объединение
«Цех поэтов». Название это относило ко временам
средневековых ремесленных объединений и показывало
отношение участников «цеха» к поэзии как к чисто
профессиональной сфере деятельности. «Цех» был
а
школой
руководителями его стали молодые поэты Н.
Гумилёв и С. Городецкий. Они же в январе 1913 года в
журнале
декларации
«Аполлон»
акмеистической группы.
профессионального
мастерства,
опубликовали
Акмеистическое объединение было
невелико и просуществовало около
двух лет (1913—1914). В него вошли
также А. Ахматова, О.
Мандельштам, М. Зенкевич,
В. Нарбут и др.
В статье «Наследие символизма и
акмеизм» Н. С. Гумилёв
критиковал символизм за
мистицизм, за увлечение
«областью неведомого». В статье
провозглашалась «самоценность
каждого явления».
Новому течению было дано ещё
одно истолкование — адамизм,
подразумевающее «мужественно
твердый и ясный взгляд на жизнь».
Этот взгляд проясняется в
стихотворении С. Городецкого
«Адам»:
Просторен мир и
многозвучен,
И многоцветней
радуг он,
И вот Адаму мир
поручен,
Изобретателю имён.
Назвать, узнать,
сорвать покровы
И праздных тайн, и
ветхой мглы —
Вот первый подвиг.
Подвиг новый —
Живой земле пропеть
хвалы.
С. Городецкий в своей декларации
«Некоторые течения в современной русской
поэзии» выступил против «размытости»
символизма, его установки на
непознаваемость мира: «Борьба между
акмеизмом и символизмом... есть прежде
всего борьба за этот мир, звучащий,
красочный, имеющий формы, вес и
время...»; «мир бесповоротно принят
акмеизмом, во всей совокупности красот и
В стихотворении 1913 года, посвящённом О. Э.
Мандельштаму, Городецкий выделяет то, за что ценит
Мандельштама как акмеиста:
Он верит в вес, он чтит
пространство,
Он нежно любит
матерьял,
Он вещества не укорял
За медленность и
постоянство.
Строфы послушную
квадригу
Он любит — буйно разогнав
—
Остановить. И в том он
прав,
Что в вечности покорен
мигу.
Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний
мир, красота жизни в её конкретночувственных
проявлениях. Туманности и намекам символизма
восприятие
было противопоставлено мажорное
действительности, достоверность образа, чёткость
композиции. В чёмто поэзия акмеизма — возрождение
«золотого века», времени Пушкина и Баратынского.
Затуманенное стекло поэзии было тщательно протёрто
акмеистами и заиграло яркими красками реального
мира.
Герой возглавлявшего «Цех
поэтов» Н. С. Гумилева —
«Адам» по яркости и свежести
мировосприятия, по силе
страсти, желаний. Это
путешественник, конквистадор,
человек сильной воли.
географическая
В стихотворениях Гумилёва — романтические
историческая
мотивы,
экзотика. Экзотическая деталь порой играет
в
чисто живописную
стихотворении 1907 года «Жираф»:
например,
и
роль,
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым
только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.
равняться
осмелится
А. Ахматовой экзотика чужда. Смысл жизни
героини ранней ахматовской лирики — любовь.
Чувства отражаются в предметном мире, в бытовой
детали, в психологически значимом жесте. Вещный
мир, бытовые подробности стали предметом поэзии:
Подушка уже горяча
С обеих сторон.
Вот и вторая свеча
Гаснет, и крик ворон
Становится все слышней.
Я эту ночь не спала,
Поздно думать о сне...
Как нестерпимо беда
Штора на белом окне.
— Здравствуй!
1909
Новое литературное течение, сплотившее
больших русских поэтов, просуществовало
недолго. Творческие поиски Гумилёва,
за
Ахматовой, Мандельштама
рамки акмеизма. Но
гуманистический
смысл этого течения был значителен —
возродить у человека жажду жизни,
вернуть ощущение ее красоты.
вышли