Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
Оценка 4.8
Презентации учебные
ppt
русская литература
5 кл—6 кл
12.04.2018
Данная презентация поможет каждому научиться анализировать лирическое произведение по плану.1. Тема.2. Идея (основная мысль).3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)?4. Какими средствами выразительности и изобразительности создается образ?5. Рифмический рисунок стиха.6. Размер стихотворения.7. Что особенно привлекает ваше внимание в произведении? Почему? Предлагается практическая работа: анализ стихотворения А.А.Фета "Печальная берёза..."Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
П анализ стихотворения Фет.ppt
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА
ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. Тема.
2. Идея (основная мысль).
3. Каков основной мотив стихотворения
(основное настроение поэта, чувство, которое он
испытывал во время его написания)?
4. Какими средствами выразительности и
изобразительности создается образ?
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
Тема
Тема
Это о чем (или о ком)
говорится в
стихотворении.
Очень часто тема
отражается в заглавии.
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
Основная
Основная
мысль
мысль
Эта та мысль, которую хотел
донести автор стихотворения до
читателя (слушателя)
Идея может быть выражена в
заглавии или в какойнибудь строке
стихотворения. Но чаще всего её
надо «найти» и сформулировать
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
Лирический герой
Это лицо в лирической поэзии,
переживания, мысли и чувства
которого выражены в
стихотворении, от имени
которого оно написано.
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
Образы лирики
• Предметы
• Явления
• Природа
• Лирический герой
• Автор
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
Эпитет
Это красочное определение
чего-либо (в основном
прилагательные)
***
Там, на неведомых дорожках,
Следы невиданных зверей…
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
Метафора
Это скрытое сравнение, в основе
которого лежит переносное значение слова,
союз (как, словно, как будто) при этом
отсутствует, но подразумевается.
В саду горит костёр
рябины красной,
но никого не может он
согреть. С.А.Есенин
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
Сравнение
Это прямое сравнение, в основе которого
лежит переносное значение слова, даётся при
помощи союзов: как, словно, точно, как будто.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно: покой и простор.
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Н.А.Некрасов
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
Олицетворение
Это художественный приём, основанный
на наделении неодушевлённых предметов
человеческими качествами и чувствами.
Отговорила роща золотая берёзовым
весёлым языком.
С.А.Есенин
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
Антитеза
Это литературный приём, основанный на
противопоставлении.
Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень.
А.С.Пушкин
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
Аллитерация
Литературный приём звукописи,
основанный на повторении в тексте
определённых созвучных или одинаковых
согласных звуков.
Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.
С.А. Есенин
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
Ассонанс
Литературный приём звукописи,
основанный на повторении в тексте
одинаковых гласных звуков.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы…
Б.Л.Пастернак
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
Анафора
Литературный приём, построенный на
одинаковом начале нескольких соседних
предложений ( строк, стихов).
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной.
А.С.Пушкин
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
Гипербола
Это литературный приём, основанный на
художественном преувеличении
В сто сорок солнц закат пылал…
В.В.Маяковский
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
Рифма
ПЕРЕКРЁСТНАЯ
Туча мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
А.С.Пушкин
• А
• Б
• А
• Б
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
Рифма
ПАРНАЯ
Царь с царицею простился,
В путьдорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
• А
• А
• Б
• Б
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
Рифма
КОЛЬЦЕВАЯ
И там я был, и мёд я пил;
ёный;
У моря видел дуб зелёный
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил…
• А
• Б
• Б
• А
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
Двусложные размеры стиха
ХОРЕЙ
ЯМБ
(ударение падает на
(ударение падает на
нечетные слоги в стихе; на
четные слоги в стихе; на
первый слог в стопе)
второй слог в стопе)
Мчатся тучи, вьются тучи.
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы…
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
АЛГОРИТМ определения
размера стиха
1. Выписать первый стих, посчитать количество
слогов в нём (сколько гласных – столько и
слогов), расставить ударения;
2. Нарисовать: столько ячеек, сколько слогов.
Пронумеровать ячейки снизу;
Расставить ударения над ячейками в
соответствии с ударениями в стихе, выделить
стопы;
3.
4. Написать шифр этого стиха, сделать вывод о
размере стихотворения.
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
Алгоритм
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
ПОТРЕНИРУЕМСЯ
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
Проанализируйте
Печальная берёза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей. А.А.Фет
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
Анализ стихотворения А.А.Фета
«Печальная берёза у моего окна…» по
плану
1.Тема – Печальная берёза.
2. Идея :Печальная берёза прекрасна в
траурном белом наряде в лучах денницы
(утренней зари).
3.Мотив грусти, трагизма, любование этой
печалью берёзы и сочувствию к ней света
утренней зари, которая как бы обнимает её всю
в белом траурном наряде.
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
4. Средства художественной
выразительности:
Эпитеты: печальная берёза, прихоть
мороза, разубрана (прихотью мороза)
берёза, наряд траурный, наряд
радостен, краса ветвей.
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
Метафоры: прихоть мороза, игра
денницы.
Сравнение: Как гроздья винограда,
концы ветвей висят…
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
Аллитерация:1 строфа: Р,
2строфа: В, Р,
3 строфа: сонорные Л, М, Н.
Ассонанс: 1 строфа: Е,А;
2 строфа: А;
3 строфа: У, И.
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
Презентация по литературе на тему "Учимся анализировать лирическое произведение" (5-6 класс)
6. Особенно привлекает то, что лирический герой
восхищён берёзой даже в трауре зимней белой
одежды. Печаль берёзы ему по душе, так как созвучна
его грустным мыслям. Словно хочется спросить у
берёзы, наряд которой румянит свет утренней зари, о
чём её скорбь. Любимый лик прекрасен и в траурной
одежде. Горе не способно умалить истинную красу.
Такой взгляд автора необычен , но отражает
представления людей дохристианской поры: берёза
для них символ смерти и последующего воскресения.
Может, потому берёза в белом саване под лучами
солнца розовеет? Так, при рождении появляется на
свет розовокожий младенец…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.