Презентация у уроку литературы в 11 классе по изучению творчества В.Л.Кондратьева, а именно рассказа "Сашка". В презентацию вошли фотографии В. Кондратьева, особенности прозы писателя и материалы по изучению рассказа "Сашка". материалы можно использовать как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях по предмету.
Кондратьев Вячеслав
Леонидович
(19201993)
Рождение:
КОНДРАТЬЕВ Вячеслав Леонидович из
интеллигентной семьи. Родился 30
октября 1920, в Полтаве. Детство и
юность провел в Москве.
Фронтовая молодость:
В 1939 с первого курса института был
призван в армию, служил в
железнодорожных войсках на Дальнем
Востоке.
В декабре 1941 после соответствующего
рапорта отправлен в действующую армию.
Воевал в качестве
командира взвода под
Ржевом на Калининском
фронте.
В феврале 1942 был тяжело
ранен. После отпуска по
ранению служил в
железнодорожных войсках, в
октябре 1943 под Невелом
второе тяжелое ранение.
В марте 1944 уволен из
армии как инвалид войны.
После войны учился в Московском
полиграфическом институте (1947 1953)
До того, как начал печататься в 1979,
работал художникомграфиком.
«О своей войне рассказать могу
только я сам»
«О своей войне, — писал он, — рассказать
могу только я сам. И я должен
рассказать. Не расскажу — какаято
страничка останется нераскрытой». В
1970е годы это стало главным делом его
жизни.
Тягу к литературному творчеству
испытывал с юных лет, но первые
серьезные, хотя еще «домашние», без
расчета на публикацию, опыты были
рождены стремлением рассказать о
пережитом на фронте, о своей войне.
Но написанные в ту пору
повести и рассказы о
пехоте, надолго
застрявшей в
непросыхающей
ржевской топи, никак не
могли пробиться в
печать. «Окопная
правда», которой был
верен Кондратьев, тогда
была под постоянным
обстрелом официозной
критики.
«Сашка»
Первая повесть Кондратьева
увидела свет в 1979 — во
многом благодаря активной
поддержке К. М. Симонова —
и стала заметным
литературным событием,
составила автору имя. Она
имела не только большой успех
у читателей, ее высоко оценили
уже известные тогда писатели
фронтового поколения: В. П.
Некрасов, В. В. Быков, В. П.
Астафьев, Г. Я. Бакланов и др..
Главный герой – Сашка:
Герой этой повести — главная
удача автора. Созданный им
образ молодого человека из
народной гущи, воплотившего
лучшие черты своего
поколения, который нес в себе
и глубину, и сложность и
значительность, был
подлинным открытием
Кондратьева.
Пытливый ум и простодушие Сашки, его
жизнестойкость и деятельная доброта,
скромность и чувство собственного
достоинства, его отношение к пленному
немцу, в котором он видит не врага, а
человека, были чертами, если
воспользоваться формулой
Достоевского, современного
«положительно прекрасного типа».
Продолжение военной темы:
Первая повесть
Кондратьева, «Сашка»,
открыла дорогу в
печать другим его
произведениям
(некоторые из них были
написаны до «Сашки»),
за ней последовали в
19791980 повести:
«Борькины пути
дороги»,
«День победы в
Чернове»,
«Отпуск по ранению»,
«Дорога в Бородухино»,
рассказы «На станции
Свободной»,
«На сто пятом
километре»,
«Привет с фронта»,
«Житьебытье»,
рассказы «Знаменательная
дата»,
«Мы подвигов, увы, не
совершали»,
«Лихоборы»,
в 19841985 рассказы
«Асин капитан»,
«Женька»,
«Не самый страшный день»,
«Гошка, бывший
разведчик»,
в 1988 повесть «Что
было...»,
роман «Красные ворота».
Особенности «Ржевской прозы»
Большая часть произведений Кондратьева
носит автобиографический, «мемуарный»
характер — это характерная особенность
литературы писателей фронтового
поколения, «лейтенантской» прозы. И
еще одна существенная особенность
прозы Кондратьева: его повести и
рассказы прорастают друг в друга.
Каждая из его вещей вполне самостоятельна, но
между ними существуют и внутренние,
скрытые, и вполне очевидные, сюжетные связи:
один и тот же бой возникает в них то как
переживаемое персонажами в этом момент
событие, то уже в их воспоминаниях;
некоторые герои переходят из одного
произведения в другое, а те, что на фронте не
встречались, не знали друг друга, как
выясняется, служили под началом одного и
того же старшего командира, один и тот же
подбитый танк служил им на поле боя
ориентиром, после ранения попадали в один и
тот же санбат или госпиталь.
«Ржевская проза»:
«Ржевская проза» Кондратьева (так ее стали
называть в критике) представляет собой
своеобразную, но цельную структуру.
Пространство, которое она охватывает,
невелико: редеющий в безуспешных атаках
батальон, три расположенных деревеньки и
поле, за которым немецкая оборона. Это поле
— в воронках от мин, снарядов и бомб, с
неубранными трупами, с валяющимися
простреленными касками, с подбитым в одном
из боев танком — в центре художественной
вселенной Кондратьева, которая представляет
собой эпическую картину народной войны.
Но в художественном исследовании
действительности военных лет писатель идет не
вширь, а вглубь, проникая — слой за слоем — в
толщу народной жизни, добиваясь таким
образом полноты ее изображения. Проза
Кондратьева послужила основой для
нескольких театральных инсценировок, повесть
«Сашка» была экранизирована (1981, режиссер
А. Сурин), Кондратьев написал пьесу «Бои
имели местное значение» (1984).
Смерть Кондратьева:
В сентябре 1993
Кондратьев то ли по
неосторожности, то
ли желая покончить с
собой, смертельно
ранил себя.