Данная презентация была создана как отчет к исследованию по теме "Природа в произведениях поэтов и писателей Волгоградской области". Материал был представлен на НОУ. Эту презентацию можно использовать в качестве иллюстративного материала на уроках литературы и краеведения, биологии в 5 классе.
ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Актуальность исследования
Известно, что ХХI век – век
компьютеризации, информационных
технологий. Однако сегодня в
российском обществе актуальна
проблема сохранения национальной
культуры, в том числе и культуры
родного края, актуальна проблема любви
к малой родине.
Цель исследования:
обогащение сведениями о поэтах и
области,
Волгоградской
писателях
воспевших малую родину; поэтизация
неброской красоты волгоградской природы,
необходимая
для
формирования
у
школьников патриотического чувства.
1. Расширить представление о поэтическом
Задачи:
мастерстве волгоградских авторов;
2. Провести исследование над использованием
средств речевой выразительности,
создающих неповторимый облик малой
родины;
3. Познакомиться с творчеством местных
поэтов, с видами растений местной флоры,
воспетой поэтами земляками.
Гипотеза: Является ли любовь к родному
краю мировоззренческим стержнем поэтов нашего
края?
Методы исследования:
1.Теоретический анализ специальной литературы по
проблеме исследования.
2.Метод эмпирического исследования – наблюдение.
Ожидаемые результаты
1.Ознакомление
с
творчеством
поэтов
Волгоградской земли, воспевших её красоту.
2. Более успешное
овладение учащимися
основами биологического краеведения с
помощью стихотворений поэтовземляков.
3. Воспитание любви к родному краю.
Юлия Кононова
Ненастье осень тихо сеет,
Но гдето отблеск золотой
Разбудит сердце и согреет
Полнеба мраморной плитой.
И унесёт кудато душу
Зароет, спрячет в облаках,
И я тогда увижу сушу
Всю в нежных полевых цветках.
Степь
Царство вечной полыни,
Обиталище птиц.
За рекою и ныне
Солнце падает ниц.
И ночами так грустно
Шепчет звёздам ковыль
Про бескрайнюю пустынь
И ожившую быль.
Отчий край № 2 2007 г. с. 74
Галина
Гридина
Где камышинка над водой
дрожит, как поплавок,
я след впечатаю в седой
береговой песок.
За вздохом вдох, за шагом
шаг
и мир узришь иной,
что неотвязный гул в ушах
сменяет тишиной
здесь шелковистая трава
растёт сквозь времена,
здесь мотыльки и дерева
имеют имена.
Калина, бражник, осокорь,
шиповник, барбарис
лепечут: «С музыкой не спорь,
доверься, растворись…»
Яснымясна, светлымсветла
просодия стиха:
кипрей, лимонница, ветла,
боярышник, ольха…
названья все наперечёт
я занесу в тетрадь,
лишь тот, которую прочтёт,
с кем есть о чём молчать.
Михаил
Зайцев
Когда в поле я вышел ясное
По утоптанной, ладной тропе,
То увидел маки красные.
Зазывающие к себе.
Как они хороши! Как ласкаются!
Но коснёшься рукой – от руки
Осыпаются, осыпаются
Алопурпурные лепестки.
А поодаль, обочиной пашни
На заросшей травой полосе
Незаметно грустили ромашки
О своей простоватой красе.
Смотреть с любовью в небеса
На божью благодать,
Шагать полями и овса
Рукою гладить гладь.
И принимать душою свет,
И видеть далеко.
И по ступенькам зим и лет
Шагать светло, легко
И восходить на небеса,
И взгляд с них устремлять
На землю, полюшко овса,
На божью благодать.
«И вчера, и сейчас». Волгоград. 2006 г.
Этот былинный цветок,
Он потому и былинный.
Что его жизни срок
Длинныйпредлинный.
Этот лазоревый цвет
Знает: на белом свете
Всё же печальнее нет
Тайны о жизни и смерти.
Греет своим теплом
Всех проходящих,
В будущем и былом
Счастья не находящих.
Помыслами высок,
Всех принимает,
Даже, что сам одинок,
Он понимает…
«Верста». Волгоград. «Издатель» 2004 г.
Юрий Кучумов
Милая, малая родина,
вот и вернулся я в срок.
Пыль, да ковыль, да смородина
вдоль твоих легких дорог.
Степь под колесами стелется,
словно линялый платок.
Белое облако пенится –
тушит горящий восток.
Помню, как детские родинки:
мама, сирень, сизари...
Ждут меня, милая родина,
светлые речки твои.
Ночь и костер одинокий,
всплеск на вечерней воде,
свет от созвездий
далеких,
льющийся с неба ко мне.
словно улыбкою маминой
здесь я согрет глубоко.
Если ты, родина – малая,
что же тогда велико?
Практическая значимость
Многие стихотворения могут стать основой
для внеклассного мероприятия по литературе
или прекрасным началом любого урока
краеведения, на материале некоторых из них
можно изучать темы, связанные с флорой
родного края.
Выводы
В результате исследования мы обогатили себя интересными сведениями о
волгоградских поэтах, выяснили, какое место занимает тема природы в
творчестве поэтов:
• вся земля Волгоградская наполнена стихами;
• поэзия родного края – удивительное путешествие по родной земле;
• природа малой родины дарит земную радость;
• любовь к отчему краю стимулирует творческое вдохновение, становится
двигателем интереса к
жизни и предметом ярких художественных
обобщений.