Презентация по литературе для учащихся 11 класса "Е.И. Замятин. Роман "Мы": «квадратная гармония» или дисгармоничный икс?(Личность и государство) содержит очень подробный материал: биографическую справку об авторе, историю создания романа, оценку романа современниками, краткое содержание романа с пояснениями и комментариями. Роман труден для восприятия учащимися. Данная презентация поможет им разобраться во всех вопросах.Презентация по литературе для учащихся 11 класса "Е.И. Замятин. Роман "Мы": «квадратная гармония» или дисгармоничный икс?(Личность и государство)
Е.И. Замятин. Роман "Мы": «квадратная
гармония» или дисгармоничный икс?
Личность и государство
Анализ романа
Замятина "Мы"
Евгений Иванович Замятин
(1884 – 1937)
• Родился 20 января (1 февраля н.с.) в Лебедяни Тамбовской
губернии в семье священника.
• Окончив в 1902 воронежскую гимназию с золотой медалью,
поступает в кораблестроительный институт, который оканчивает в
1908.
• В студенческие годы, во время первой русской революции,
принимал участие в революционном движении.
• В 1906 11 жил на нелегальном положении.
• Замятин начал печататься в 1908, но первый крупный
литературный успех пришел к нему после выхода в свет повести
"Уездное" (1911).
• В 1914 за антивоенную повесть "На куличках" писатель был
привлечен к суду, а номер журнала, в котором появилась повесть,
конфискован. Горький высоко оценил обе эти повести.
• В 1916 17 Замятин работал морским инженером в Англии,
впечатления от которой легли в основу повести "Островитяне"
(1917).
• Осенью 1917 возвращается в Россию, работает в редколлегии издательства
"Всемирная литература", публикуется в журналах. Авторитет Замятина в это
время во всех отношениях был очень высок. Как инженер он прославился
участием в строительстве ледоколов "Ермак" и "Красин" и др.
• В сложной литературной ситуации 1920х Замятин тяготел к группе
"Серапионовы братья". Он пишет рассказы и повести "Пещера", "Русь",
"Рассказ о самом главном"; пробует силы в драматургии пьесы "Блоха",
"Атилла".
• Свой знаменитый роман "Мы" писатель закончил в 1920. Сразу же
последовало долгое и бурное обсуждение книги и в обществе, и в критике,
хотя роман был опубликован за рубежом только в 1924 (а через 64 года
увидел свет на родине автора). С 1929 Замятина в России уже не печатали.
Его подвергли не то что несправедливой разносной критике, но настоящей
травле.
• В 1931 он обратился с письмом к Сталину с просьбой разрешить ему выехать
за границу и, получив разрешение, поселяется в Париже. Находясь в
эмиграции, до конца жизни сохранял советское гражданство.
• Посмертные публикации: повесть "Бич божий" (1938), книга воспоминаний
"Лица".
• Умер Е.Замятин в 1937 в Париже от тяжелой болезни.
Государство - это Я» -- Людовик XIV (1638 – 1715)
• Цель урока: осмысление роли личности
в государстве.
• Задачи:
Проанализировать произведение,
выявить типичные черты граждан
Единого Государства
Ответить на вопрос: «Какие качества
помогают человеку выживать в
тоталитарном государстве?»
Роман "Мы" — это
протест против тупика, в
который упирается
европейско-
американская
цивилизация,
стирающая,
механизирующая,
омашинивающая
человека.
Е.
Когда народ глуп, им легко управлять -- Шан Ян (390-338
гг. до н.э)
Я читал его "Мы":
блестящая, сверкающая
талантом вещь; среди
фантастической
литературы редкость
тем, что люди — живые и
судьба их очень волнует.
А.
Солженицын
История создания и смысл названия романа
после
• Роман
в
возвращения
революционную Россию в 1920 году.
автора из Англии
создавался
вскоре
• Первая публикация романа состоялась за
границей в 1924 году.
был
• В 1929 году роман был использован для
массированной критики Е. Замятина, и
автор
защищаться,
оправдываться, объясняться, поскольку
роман был расценен как политическая
его ошибка и «проявление вредительства
интересам советской литературы».
вынужден
История создания и смысл названия романа
• После очередной проработки на
очередном собрании писательской
общественности Е. Замятин заявил
о своем выходе из Всероссийского
Союза Писателей.
• Свидетель и участник событий К.
Федин писал в связи с этим: «Я
был раздавлен происходившей 22
сентября
писателей,
никогда личность моя не была так
унижена».
поркой
История создания и смысл названия романа
партии
в
• Обсуждение
«дела»
Замятина
было сигналом к ужесточению
политики
области
литературы: шел 1929-й год — год
Великого перелома, наступления
сталинизма.
• Работать как литератору в России
Замятину стало бессмысленно и
невозможно и,
с разрешения
правительства, он в 1931 году
уезжает за границу.
История создания и смысл
названия романа
• Объясняя произошедшее с ним, Е. Замятин
приводит персидскую басню о петухе, у
которого была дурная привычка петь на час
раньше других, из-за чего хозяин попадал в
нелепое положение. В конце концов он отрубил
петуху голову.
• «Роман “Мы”, — с горечью заключает писатель,
— оказался персидским петухом: этот вопрос и
в такой форме поднимать было еще слишком
рано». В действительности же роман на родине
писателя еще не был прочитан: первая
публикация романа в СССР состоялась лишь в
1988 году (журнал «Знамя». 1988. № 4–5).
Образ автора в романе
• По Замятину (в этом утверждении он не был
первым), любой художественный образ в
той или иной мере всегда автобиографичен:
«…для художника творить какой-нибудь
образ — значит быть влюбленным в него… И
так, как мать своего ребенка, писатель
своих людей создает из себя, питает их
собою — какой-то нематериальной
субстанцией, заключенной в его существе»
• В случае с названием романа "Мы" и с
героем романа это утверждение особенно
справедливо. Название романа включает в
себя и автобиографический элемент.
Образ автора в романе
русской
революции
• Известно, что Евгений Замятин в годы
первой
был
большевиком,
восторженно
приветствовал революцию 1917 года и,
полный надежд, вернулся из Англии на
родину — в революционную Россию. Но
ему
свидетелем
трагедии
усиления
«католицизма» властей, подавления
творческой свободы, что должно было
неизбежно привести к застою, энтропии
(разрушению).
стать
революции:
пришлось
Автобиографический характер
образа Д-503.
• Роман "Мы" — это отчасти и
автопародия на свои былые
миссионерски-просветительские
революционные устремления,
идеалы, проверка их на
жизненность.
• Роман "Мы" — это отчасти и
автопародия на свои былые
миссионерски-просветительские
революционные устремления,
идеалы, проверка их на
жизненность.
Просвещенный народ легче вести, но его труднее гнать, им легче управлять, но невозможно
поработить -- Генри Бруэм (1778-1868)
УТОПИЯ – (от греч. u – нет и topos – место, т.е. место, которого
нет; по другой версии от eu – благо и topos – место, т.е.
благословенная страна), изображение идеального обществ.
Строя,
научной
фантастики; обозначение всех соч., содержащих нереальные
планы социальных преобразований. Термин происходит от
названия книги Т. Мора (16 в)
обоснования; жанр
лишенное
науч.
АНТИУТОПИЯ – жанр художественной литературы, близкий к
научной фантастике, описывающий модель квазиидеального
общества. Основная идея, как утопии, так и антиутопии, как
правило, построены на ограничении свобод человека ради его
же счастья, однако в отличии от утопии, последняя
раскрывает также и отрицательные стороны построенной
модели, которые по замыслу автора являются её уязвимым
местом. Как правило, кульминацией антиутопии является
борьба против описанной системы.
• Роман
Жанр романа
написан
в
жанре
фантастики — антиутопии.
• Причем наряду с условностью,
фантастичностью
роману
свойствен также психологизм, что
собственно
драматизирует
социально-общественную,
идеологическую проблематику.
• За фантастическим сюжетом и
и
антуражем
показывает
его
дыхание, пульс, пульсирование
мысли.
человека,
автор
видит
Жанр романа
• «По своим, замятинским законам
творчества написан и роман “Мы”,
не то действительно “роман” с его
тягой к изображению объемности
в
и многогранности
центре с любовной интригой, не то
повесть как повествование, даже
летопись отдаленной от нас эпохи,
не то “записи”, как определяет их
Д-503, давая им заглавие “Мы”. (Л.
Полякова)
событий
Жанр романа
• Сам автор чаще всего
называл произведение
романом, “самой моей
шуточной и самой
серьезной вещью”,
“романом фантастическим”,
“сатирическим романом”,
“сатирой”, “утопией”.
Произведение явно не
укладывается ни в какие
известные жанровые
его
Нередко
Поэтика романа, в том числе и
психологизма,
особенности
обусловлена
жанровой
роман
спецификой.
так, А.К.
кажется
Воронский писал о "Мы": «Очень
растянут роман и тяжело
читается».
Солженицын
оценивает роман как «блестящую,
сверкающую талантом вещь; среди
фантастической
литературы
редкость тем, что люди – живые и
судьба их очень волнует».
«тяжелым»,
А.И.
Сюжет романа
• Сюжет романа фантастичен, действие его
происходит в далеком будущем в некоем
Едином Государстве – утопическом городе
всеобщего счастья.
• Государство полностью взяло на себя заботу
о своих жителях, точнее, оно приковало их к
счастью:
обязательному,
равному.
всеобщему,
• В Едином Государстве с изобретением
нефтяной пищи побежден давний враг
ликвидирована
человечества —
зависимость
нет
от
необходимости думать о завтрашнем дне.
природы
голод,
и
Сюжет романа
источник
страданий,
• Жителям Единого Государства не знаком и еще
переживаний
один
человечества — любовь, а вместе с ней — и
ревность, нерациональная
трата физических,
эмоциональных
сил, им ничто не мешает
«нормально функционировать». Любовь сведена к
случайным, медицински полезным процедурам по
заявкам – розовым талонам. Причем ликвидированы
неравенство и несправедливость и в этой области
— в отношениях полов: каждый нумер имеет право
на нумер другого пола как на сексуальный продукт.
Создана
наука —
«детоводство», и эта сфера также полностью
находится в ведении Единого Государства. Дети
воспитываются на Детско-Воспитательном заводе,
где школьные предметы преподают роботы.
практическая
новая
• Искусство
Судебных
гигиене».
Сюжет романа
заменено
которого
вызывают
лишь
монолитное
Музыкальным
Заводом, марши
придают
нумерам бодрость и соединяют в единое
счастливое
"Мы".
Эстетический экстаз у жителей Единого
такие
Государства
произведения,
красные
приговоров»,
«Цветы
бессмертная трагедия «Опоздавший на
работу» и настольная книга «Стансов о
Монолитно
половой
сплоченными рядами по четыре «нумера»
маршируют на лекции, на работу, в
аудиториумы, на прогулку:
как жуткие,
Сюжет романа
«Проспект полон: в такую погоду
послеобеденный личный час — мы, обычно,
тратим на дополнительную прогулку. Как
всегда, музыкальный завод всеми своими
трубами пел Марш Единого Государства.
Мерными рядами, по четыре, восторженно
отбивая такт, шли нумера — сотни, тысячи
нумеров, в голубоватых юнифах, с
золотыми бляхами на груди —
государственный нумер каждого и каждой.
И я — мы, четверо, — одна из
бесчисленных волн в этом могучем
потоке.»
Сюжет романа
• Действие известных в мировой литературе утопий
происходит, как правило, на острове либо в
идеальном городе. Замятин выбирает город, что
символично в контексте технической цивилизации ХХ
века, когда сложилась антиномия город—деревня. В
античную эпоху город еще не противостоял деревне,
в новое же время город означает отрыв от природы,
земли, отрыв от человеческой сути. В лекции
«Современная русская литература» Е. Замятин одной
из
антиурбанизм,
обращенность «в глушь, в провинцию, в деревню, на
окраины», потому что «жизнь больших городов
похожа на жизнь фабрик: она обезличивает, делает
людей какими-то одинаковыми, машинными».
черт неореализма называл
Композиция романа
органична
Поступки героев в этом романе жестко
расчислены.
регламентированы,
структура романа
Однако форма,
авторскому
глубоко
замыслу,
механистичному,
роботизированному миру романа. Не
забудем, что главный герой романа —
математик, строитель «Интеграла». Он
привык к языку формул, точных
понятий. Например, о своей знакомой
О-90, о ее милой болтовне он
записывает:
«Вообще, эта милая О…
как бы сказать… у ней
неправильно рассчитана
скорость языка,
секундная скорость
языка должна быть
всегда немного меньше
секундной скорости
мысли, а уж никак не
наоборот.»
Композиция романа
• Роман
написан
форме
дневниковых записей-конспектов
(их число — 40).
в
• Д-503 движим целью прославить
достижения идеально устроенного
общества.
• Роман написан от первого лица
единственного числа — «Я» Д-503,
но его «Я» полностью растворено в
вначале
общем
«душевный» мир главного героя
романа — это «типовой» мир
жителя ЕГ.
"Мы",
и
Композиция романа
числа
• Повествование от первого лица
(для
единственного
которого характерна рефлексия,
самонаблюдение,
анализ
в
собственных
интимизирует
принципе,
повествование, позволяет полнее
раскрыть образ изнутри.
переживаний),
• Но такой характер повествования
обедняет другие образы, которые
существуют только в восприятии,
в оценках повествователя, и иная
точка зрения не предусмотрена.
• Мир Единого Государства показан изнутри —
в восприятии героя, авторского голоса в
тексте нет, и это очень важно и оправдано:
«автор
романа
неклассического типа, создателем которого и
мыслил себя Замятин) не может уподобиться
творцу высмеиваемого им, Замятиным, жанра
утопии, чье слово — носитель последней
истины, завершенного, конечного знания»
антиутопии
(и
• Изображение утопического мира в мировой
литературе не было новым, но взгляд на
утопическое общество изнутри, с точки
зрения
его жителей —
принадлежит к числу новаторских приемов Е.
Замятина.
одного
из
Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы"
В архитектурном плане мир Единого
Государства, разумеется, представляет собой
также нечто
строго рационализованное,
геометрически упорядоченное, математически
выверенное, господствует эстетика кубизма:
прямо угольные стеклянные коробки домов,
где живут люди-нумера («божественные
параллелепипеды прозрачных жилищ»),
прямые просматриваемые улицы, площади
(«Площадь Куба. Шестьдесят шесть мощных
концентрических кругов: трибуны. И
шестьдесят шесть рядов: тихие светильники
лиц…»).
Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы"
Люди в этом геометризованном мире
являются неотъемлемой его частью, несут на
себе печать этого мира: «Круглые, гладкие
шары голов плыли мимо — и оборачивались».
Стерильно чистые плоскости стекла делают
мир
более
Единого
еще
безжизненным,
ирреальным.
Архитектура строго функциональна, лишена
малейших украшений, «ненужностей», и в
этом угадывается пародия на эстетические
утопии футуристов начала ХХ века, где стекло
и бетон воспевались как новые строительные
материалы технического будущего.
Государства
холодным,
в
Едином
индивидуальности,
Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы"
Жители Единого Государства настолько
лишены
что
различаются только по нумерам-индексам.
Вся жизнь
Государстве
математических,
базируется
рациональных
сложении,
вычитании, делении, умножении. Все
представляют собой счастливое среднее
арифметическое, обезличенное, лишенное
индивидуальности.
гениев
невозможно,
вдохновение
воспринимается как неизвестный вид
эпилепсии.
на
основаниях:
Появление
творческое
Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы"
глазах
других
гибель
Тот или иной нумер (житель
Единого Государства) не обладает
в
никакой
ценностью и легкозаменяем. Так,
воспринимается
равнодушно
нескольких
нумерами
«зазевавшихся»
строителей
при
«Интеграла»,
цель
испытании
строительства
—
«проинтегрировать» вселенную.
погибших
корабля,
которого
Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы"
Отдельным нумерам, проявившим
склонность к самостоятельному
мышлению, проводится Великая
Операция по удалению фантазии,
способность
которая
мыслить. Вопросительный знак —
это свидетельство сомнения — не
существует в ЕГ, зато в избытке,
знак
разумеется,
восклицательный.
убивает
Не только
Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы"
государство
расценивает как преступление
всякое личностное проявление, но
и нумера не ощущают потребности
человеческой
быть личностью,
индивидуальностью
своим
неповторимым миром. Главный
герой романа Д-503, математик,
первый строитель «Интеграла»,
приводит
знакомую
каждому школьнику в Едином
Государстве
«трех
отпущенников».
со
хорошо
историю
и
по
целым
те движения, которые
Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы"
Эта история о том, как троих нумеров, в виде
опыта, на месяц освободили от работы.
Однако несчастные возвращались к своему
рабочему месту
часам
в
проделывали
определенное
были
(пилили,
потребностью
строгали воздух и т.п.). На десятый день, не
выдержав, они взялись за руки и вошли в
воду под звуки марша, погружаясь все
глубже, пока вода не прекратила их мучений.
потребностью
Для
направляющая рука Благодетеля, полное
подчинение контролю хранителей-шпионов:
время
их
организма
дня
уже
нумеров
стала
Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы"
«Так приятно чувствовать чей-то
зоркий глаз, любовно охраняющий
от малейшей ошибки, от
малейшего неверного шага. Пусть
это звучит несколько
сентиментально, но мне приходит
в голову опять все та же аналогия:
ангелы-хранители, о которых
мечтали древние. Как много из
того, о чем они только мечтали, в
нашей жизни материализовалось.»
много
уделяли
Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы"
Д-503 недоумевает, почему «древние»
так
внимания
«нерациональному» И. Канту7 и не
увидели величия рационалистической
системы Ф. Тейлора8, превратившего
процесс труда в ряд продуманных,
четких,
ритмичных
движений, при которых не терялось
даром ни одной секунды. Д-503 —
инженер по профессии и поэт в душе —
поэтически описывает особую гармонию
тейлоровской системы труда:
экономных
Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы"
«Я видел: по Тейлору, размеренно быстро, в
такт, как рычаги одной огромной машины,
нагибались, разгибались, поворачивались
люди внизу. В руках у них сверкали трубки:
огнем резали, огнем спаивали стеклянные
стенки, угольники, ребра, кницы. Я видел: по
стеклянным рельсам медленно катились
прозрачно-стеклянные чудовища-краны и
так же, как люди, послушно поворачивались,
нагибались, просовывали внутрь, в чрево
«Интеграла», свои грузы. Это была
высочайшая,
красота,
гармония, музыка…»
потрясающая
Образ Д-503 в романе Замятина "Мы". Характеристика
главного героя
Д-503 приводит в восхищение Часовая
Скрижаль, регламентирующая всю жизнь
в Едином Государстве:
«Скрижаль… Вот сейчас, со стены у меня
в комнате, сурово и нежно в глаза мне
глядят ее пурпурные на золотом поле
цифры. Невольно вспоминается то, что у
древних называлось «иконой», и мне
хочется слагать стихи или молитвы (что
одно и то же). Ах, зачем я не поэт, чтобы
достойно воспеть тебя, о, Скрижаль, о,
сердце и пульс Единого Государства».
Образ Д-503 в романе Замятина "Мы". Характеристика главного
героя
«Все мы… еще детьми, в школе, читали этот
величайший из дошедших до нас памятников древней
литературы — «Расписание железных дорог». Но
поставьте даже его рядом со Скрижалью — и вы
увидите рядом графит и алмаз: в обоих одно и то же —
С, углерод, — но как вечен, прозрачен, как сияет
алмаз… Часовая Скрижаль — каждого из нас наяву
превращает в стального шестиколесного героя
великой поэмы. Каждое утро, с шестиколесной
точностью, в один и тот же час и в одну и ту же
минуту, — мы, миллионы, встаем, как один. В один и
тот же час, единомиллионно начинаем работу —
единомиллионно кончаем. И, сливаясь в единое,
миллионнорукое тело, в одну и ту же, назначенную
Скрижалью, секунду, — мы подносим ложки ко рту, —
и в одну и ту же секунду выходим на прогулку и идем в
аудиториум, в зал Тейлоровских экзерсисов, отходим
ко сну…»
Образ Д-503 в романе Замятина "Мы". Характеристика главного героя
• Однако и в подобном государстве
еще нет абсолютного решения
проблемы
счастья,
личное
не
полностью: два раза в день – с 16
до 17 часов и с 21 до 22 «единый
мощный механизм рассыпается на
отдельные клетки» – личные часы.
преодолено
всеобщего
еще
Образ Д-503 в романе Замятина "Мы".
Характеристика главного героя
собой
государства,
что
подчеркивается
Д-503 – такой же винтик, нумер, как и другие,
представляющий
продукт
рационализированного
с
выпрямленными, математически
выверенными
чувствами,
говорящей
портретной деталью: «прочерченными по прямой
бровями». Однако плоскостное, «выпрямленное»
измерение не единственное его измерение, в нем
есть то, что потенциально отличает его от других,
в нем заложено особенное, поэтическое начало,
которое содержится уже в поэтизации им Часовой
Скрижали, вдохновенном восторге перед ее
математическим совершенством и гармонией. Не
случайно эмоциональный R-13 предлагает главному
герою «устроить» его в поэты:
«Вам бы, милейший, не
математиком быть, а
поэтом, поэтом, да! Ей-ей,
переходите к нам — в
Поэты, а? Ну, хотите —
мигом устрою, а?»
Образ Д-503 в романе Замятина "Мы". Характеристика главного героя
Д-503
С таким человеком в Едином Государстве
должно что-либо произойти, он маркирован,
обречен выделиться из общей массы. И
действительно,
становится
инакомыслящим, преступником — с точки
зрения Единого Государства. Изменение
психологического состояния героя романа
проявляется в его поведении: в начале
романа Д-503 – добропорядочный, то есть
унифицированный нумер. Заговорившая в
герое капелька дикой крови толкает его на
необдуманные поступки, крамольные по
отношению к Единому Государству мысли.
Образ Д-503 в романе Замятина "Мы". Характеристика
главного героя
любовная
медицински
В романе появляется собственно
линия.
романная,
Любовь для Д-503 превращается
из
полезной
процедуры по розовому талону в
и
страсть,
возродившую его:
захватившую
«Вместо стройной и строгой
математической поэмы в честь
единого Государства – у меня
выходит какой-то фантастический
авантюрный роман.»
Образ Д-503 в романе Замятина "Мы". Характеристика
главного героя
Так,
Д-503
эмоциональностью,
Причем решающими в этом его превращении
стали мотивы не политические, а личные:
психологические,
эмоционально-
чувственные.
обладает
врожденной
Часовая
Скрижаль напоминает ему поэму, он слушает
музыку Скрябина в исполнении
I-330 и
впервые ощущает «медленную, сладкую
боль», чувствуя в своей крови ожог «дикого,
несущегося, опаляющего солнца». Решающей
в истории государственного грехопадения Д-
503 стала его любовь к I-330, переживание
ошеломляющего потрясения от этой любви.
Образ Д-503 в романе Замятина "Мы". Характеристика главного
героя
«Интеграла»,
Д-503 становится одним из
он
заговорщиков — МЕФИ,
принимает участие в попытке
захвата
чтобы
вырваться за пределы Единого
заговор был
Государства, но
раскрыт. Д-503 вновь становится
послушным исполнителем воли
—
Благодетеля,
ее
уничтожена,
сопротивление
государство
бессильно преодолеть.
а
I-330
поскольку