Презентация по литературе "Роман Е. Замятина "Мы" 11 класс

  • Работа в классе
  • pptx
  • 31.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по литературе для учащихся 11 класса "Е.И. Замятин. Роман "Мы": «квадратная гармония» или дисгармоничный икс?(Личность и государство) содержит очень подробный материал: биографическую справку об авторе, историю создания романа, оценку романа современниками, краткое содержание романа с пояснениями и комментариями. Роман труден для восприятия учащимися. Данная презентация поможет им разобраться во всех вопросах.Презентация по литературе для учащихся 11 класса "Е.И. Замятин. Роман "Мы": «квадратная гармония» или дисгармоничный икс?(Личность и государство)
Иконка файла материала Замятин Мы.pptx
Е.И. Замятин. Роман "Мы": «квадратная гармония» или дисгармоничный икс? Личность и государство Анализ романа Замятина "Мы"
Евгений Иванович Замятин (1884 – 1937) • Родился  20  января  (1  февраля  н.с.)  в  Лебедяни  Тамбовской  губернии в семье священника.  • Окончив  в  1902  воронежскую  гимназию  с  золотой  медалью,  поступает в кораблестроительный институт, который оканчивает в  1908.  • В  студенческие  годы,  во  время  первой  русской  революции,  принимал участие в революционном движении.  • В 1906 ­ 11 жил на нелегальном положении.  • Замятин  начал  печататься  в  1908,  но  первый  крупный  литературный  успех  пришел  к  нему  после  выхода  в  свет  повести  "Уездное" (1911).  • В  1914  за  антивоенную  повесть  "На  куличках"  писатель  был  привлечен к суду, а номер журнала, в котором появилась повесть,  конфискован. Горький высоко оценил обе эти повести.  • В  1916  ­  17  Замятин  работал  морским  инженером  в  Англии,  впечатления  от  которой  легли  в  основу  повести  "Островитяне"  (1917).
•   Осенью  1917  возвращается  в  Россию,  работает  в  редколлегии  издательства  "Всемирная литература", публикуется в журналах. Авторитет Замятина в это  время  во  всех  отношениях  был  очень  высок.  Как  инженер  он  прославился  участием в строительстве ледоколов ­ "Ермак" и "Красин" и др.  • В  сложной  литературной  ситуации  1920­х  Замятин  тяготел  к  группе  "Серапионовы  братья".  Он  пишет  рассказы  и  повести  ­  "Пещера",  "Русь",  "Рассказ  о  самом  главном";  пробует  силы  в  драматургии  ­  пьесы  "Блоха",  "Атилла".  • Свой  знаменитый  роман  "Мы"  писатель  закончил  в  1920.  Сразу  же  последовало  долгое  и  бурное  обсуждение  книги  и  в  обществе,  и  в  критике,  хотя  роман  был  опубликован  за  рубежом  только  в  1924  (а  через  64  года  увидел  свет  на  родине  автора).  С  1929  Замятина  в  России  уже  не  печатали.  Его  подвергли  не  то  что  несправедливой  разносной  критике,  но  настоящей  травле.  • В 1931 он обратился с письмом к Сталину с просьбой разрешить ему выехать  за  границу  и,  получив  разрешение,  поселяется  в  Париже.  Находясь  в  эмиграции, до конца жизни сохранял советское гражданство.  • Посмертные  публикации:  повесть  "Бич  божий"  (1938),  книга  воспоминаний  "Лица".  • Умер Е.Замятин в 1937 в Париже от тяжелой болезни.
Государство - это Я» -- Людовик XIV (1638 – 1715) • Цель урока:  осмысление роли личности  в государстве. • Задачи:  Проанализировать произведение,  выявить типичные черты граждан  Единого Государства  Ответить на вопрос: «Какие качества  помогают человеку выживать в  тоталитарном государстве?»
Роман "Мы" — это протест против тупика, в который упирается европейско- американская цивилизация, стирающая, механизирующая, омашинивающая человека. Е.
Когда народ глуп, им легко управлять -- Шан Ян (390-338 гг. до н.э)
Я читал его "Мы": блестящая, сверкающая талантом вещь; среди фантастической литературы редкость тем, что люди — живые и судьба их очень волнует. А. Солженицын
История создания и смысл названия романа после • Роман в возвращения революционную Россию в 1920 году. автора из Англии создавался вскоре • Первая публикация романа состоялась за границей в 1924 году. был • В 1929 году роман был использован для массированной критики Е. Замятина, и автор защищаться, оправдываться, объясняться, поскольку роман был расценен как политическая его ошибка и «проявление вредительства интересам советской литературы». вынужден
История создания и смысл названия романа • После очередной проработки на очередном собрании писательской общественности Е. Замятин заявил о своем выходе из Всероссийского Союза Писателей. • Свидетель и участник событий К. Федин писал в связи с этим: «Я был раздавлен происходившей 22 сентября писателей, никогда личность моя не была так унижена». поркой
История создания и смысл названия романа партии в • Обсуждение «дела» Замятина было сигналом к ужесточению политики области литературы: шел 1929-й год — год Великого перелома, наступления сталинизма. • Работать как литератору в России Замятину стало бессмысленно и невозможно и, с разрешения правительства, он в 1931 году уезжает за границу.
История создания и смысл названия романа • Объясняя произошедшее с ним, Е. Замятин приводит персидскую басню о петухе, у которого была дурная привычка петь на час раньше других, из-за чего хозяин попадал в нелепое положение. В конце концов он отрубил петуху голову. • «Роман “Мы”, — с горечью заключает писатель, — оказался персидским петухом: этот вопрос и в такой форме поднимать было еще слишком рано». В действительности же роман на родине писателя еще не был прочитан: первая публикация романа в СССР состоялась лишь в 1988 году (журнал «Знамя». 1988. № 4–5).
Образ автора в романе • По Замятину (в этом утверждении он не был первым), любой художественный образ в той или иной мере всегда автобиографичен: «…для художника творить какой-нибудь образ — значит быть влюбленным в него… И так, как мать своего ребенка, писатель своих людей создает из себя, питает их собою — какой-то нематериальной субстанцией, заключенной в его существе» • В случае с названием романа "Мы" и с героем романа это утверждение особенно справедливо. Название романа включает в себя и автобиографический элемент.
Образ автора в романе русской революции • Известно, что Евгений Замятин в годы первой был большевиком, восторженно приветствовал революцию 1917 года и, полный надежд, вернулся из Англии на родину — в революционную Россию. Но ему свидетелем трагедии усиления «католицизма» властей, подавления творческой свободы, что должно было неизбежно привести к застою, энтропии (разрушению). стать революции: пришлось
Автобиографический характер образа Д-503. • Роман "Мы" — это отчасти и автопародия на свои былые миссионерски-просветительские революционные устремления, идеалы, проверка их на жизненность. • Роман "Мы" — это отчасти и автопародия на свои былые миссионерски-просветительские революционные устремления, идеалы, проверка их на жизненность.
Просвещенный народ легче вести, но его труднее гнать, им легче управлять, но невозможно поработить -- Генри Бруэм (1778-1868) УТОПИЯ – (от греч. u – нет и topos – место, т.е. место, которого  нет;  по  другой  версии  от  eu  –  благо  и  topos  –  место,  т.е.  благословенная  страна),  изображение  идеального  обществ.  Строя,  научной  фантастики;  обозначение  всех  соч.,  содержащих  нереальные  планы  социальных  преобразований.  Термин  происходит  от  названия книги Т. Мора (16 в) обоснования;  жанр  лишенное  науч.  АНТИУТОПИЯ  –  жанр  художественной  литературы,  близкий  к  научной  фантастике,  описывающий  модель  квазиидеального  общества.  Основная  идея,  как  утопии,  так  и  антиутопии,  как  правило, построены на ограничении свобод человека  ради его  же  счастья,  однако  в  отличии  от  утопии,  последняя  раскрывает  также  и  отрицательные  стороны  построенной  модели,  которые  по  замыслу  автора  являются  её  уязвимым  местом.  Как  правило,  кульминацией  антиутопии  является  борьба против описанной системы.
• Роман Жанр романа написан в жанре фантастики — антиутопии. • Причем наряду с условностью, фантастичностью роману свойствен также психологизм, что собственно драматизирует социально-общественную, идеологическую проблематику. • За фантастическим сюжетом и и антуражем показывает его дыхание, пульс, пульсирование мысли. человека, автор видит
Жанр романа • «По своим, замятинским законам творчества написан и роман “Мы”, не то действительно “роман” с его тягой к изображению объемности в и многогранности центре с любовной интригой, не то повесть как повествование, даже летопись отдаленной от нас эпохи, не то “записи”, как определяет их Д-503, давая им заглавие “Мы”. (Л. Полякова) событий
Жанр романа • Сам автор чаще всего называл произведение романом, “самой моей шуточной и самой серьезной вещью”, “романом фантастическим”, “сатирическим романом”, “сатирой”, “утопией”. Произведение явно не укладывается ни в какие известные жанровые
его Нередко Поэтика романа, в том числе и психологизма, особенности обусловлена жанровой роман спецификой. так, А.К. кажется Воронский писал о "Мы": «Очень растянут роман и тяжело читается». Солженицын оценивает роман как «блестящую, сверкающую талантом вещь; среди фантастической литературы редкость тем, что люди – живые и судьба их очень волнует». «тяжелым», А.И.
Сюжет романа • Сюжет романа фантастичен, действие его происходит в далеком будущем в некоем Едином Государстве – утопическом городе всеобщего счастья. • Государство полностью взяло на себя заботу о своих жителях, точнее, оно приковало их к счастью: обязательному, равному. всеобщему, • В Едином Государстве с изобретением нефтяной пищи побежден давний враг ликвидирована человечества — зависимость нет от необходимости думать о завтрашнем дне. природы голод, и
Сюжет романа источник страданий, • Жителям Единого Государства не знаком и еще переживаний один человечества — любовь, а вместе с ней — и ревность, нерациональная трата физических, эмоциональных сил, им ничто не мешает «нормально функционировать». Любовь сведена к случайным, медицински полезным процедурам по заявкам – розовым талонам. Причем ликвидированы неравенство и несправедливость и в этой области — в отношениях полов: каждый нумер имеет право на нумер другого пола как на сексуальный продукт. Создана наука — «детоводство», и эта сфера также полностью находится в ведении Единого Государства. Дети воспитываются на Детско-Воспитательном заводе, где школьные предметы преподают роботы. практическая новая
• Искусство Судебных гигиене». Сюжет романа заменено которого вызывают лишь монолитное Музыкальным Заводом, марши придают нумерам бодрость и соединяют в единое счастливое "Мы". Эстетический экстаз у жителей Единого такие Государства произведения, красные приговоров», «Цветы бессмертная трагедия «Опоздавший на работу» и настольная книга «Стансов о Монолитно половой сплоченными рядами по четыре «нумера» маршируют на лекции, на работу, в аудиториумы, на прогулку: как жуткие,
Сюжет романа «Проспект полон: в такую погоду послеобеденный личный час — мы, обычно, тратим на дополнительную прогулку. Как всегда, музыкальный завод всеми своими трубами пел Марш Единого Государства. Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера — сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди — государственный нумер каждого и каждой. И я — мы, четверо, — одна из бесчисленных волн в этом могучем потоке.»
Сюжет романа • Действие известных в мировой литературе утопий происходит, как правило, на острове либо в идеальном городе. Замятин выбирает город, что символично в контексте технической цивилизации ХХ века, когда сложилась антиномия город—деревня. В античную эпоху город еще не противостоял деревне, в новое же время город означает отрыв от природы, земли, отрыв от человеческой сути. В лекции «Современная русская литература» Е. Замятин одной из антиурбанизм, обращенность «в глушь, в провинцию, в деревню, на окраины», потому что «жизнь больших городов похожа на жизнь фабрик: она обезличивает, делает людей какими-то одинаковыми, машинными». черт неореализма называл
Композиция романа органична Поступки героев в этом романе жестко расчислены. регламентированы, структура романа Однако форма, авторскому глубоко замыслу, механистичному, роботизированному миру романа. Не забудем, что главный герой романа — математик, строитель «Интеграла». Он привык к языку формул, точных понятий. Например, о своей знакомой О-90, о ее милой болтовне он записывает:
«Вообще, эта милая О… как бы сказать… у ней неправильно рассчитана скорость языка, секундная скорость языка должна быть всегда немного меньше секундной скорости мысли, а уж никак не наоборот.»
Композиция романа • Роман написан форме дневниковых записей-конспектов (их число — 40). в • Д-503 движим целью прославить достижения идеально устроенного общества. • Роман написан от первого лица единственного числа — «Я» Д-503, но его «Я» полностью растворено в вначале общем «душевный» мир главного героя романа — это «типовой» мир жителя ЕГ. "Мы", и
Композиция романа числа • Повествование от первого лица (для единственного которого характерна рефлексия, самонаблюдение, анализ в собственных интимизирует принципе, повествование, позволяет полнее раскрыть образ изнутри. переживаний), • Но такой характер повествования обедняет другие образы, которые существуют только в восприятии, в оценках повествователя, и иная точка зрения не предусмотрена.
• Мир Единого Государства показан изнутри — в восприятии героя, авторского голоса в тексте нет, и это очень важно и оправдано: «автор романа неклассического типа, создателем которого и мыслил себя Замятин) не может уподобиться творцу высмеиваемого им, Замятиным, жанра утопии, чье слово — носитель последней истины, завершенного, конечного знания» антиутопии (и • Изображение утопического мира в мировой литературе не было новым, но взгляд на утопическое общество изнутри, с точки зрения его жителей — принадлежит к числу новаторских приемов Е. Замятина. одного из
Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы" В архитектурном плане мир Единого Государства, разумеется, представляет собой также нечто строго рационализованное, геометрически упорядоченное, математически выверенное, господствует эстетика кубизма: прямо угольные стеклянные коробки домов, где живут люди-нумера («божественные параллелепипеды прозрачных жилищ»), прямые просматриваемые улицы, площади («Площадь Куба. Шестьдесят шесть мощных концентрических кругов: трибуны. И шестьдесят шесть рядов: тихие светильники лиц…»).
Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы" Люди в этом геометризованном мире являются неотъемлемой его частью, несут на себе печать этого мира: «Круглые, гладкие шары голов плыли мимо — и оборачивались». Стерильно чистые плоскости стекла делают мир более Единого еще безжизненным, ирреальным. Архитектура строго функциональна, лишена малейших украшений, «ненужностей», и в этом угадывается пародия на эстетические утопии футуристов начала ХХ века, где стекло и бетон воспевались как новые строительные материалы технического будущего. Государства холодным,
в Едином индивидуальности, Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы" Жители Единого Государства настолько лишены что различаются только по нумерам-индексам. Вся жизнь Государстве математических, базируется рациональных сложении, вычитании, делении, умножении. Все представляют собой счастливое среднее арифметическое, обезличенное, лишенное индивидуальности. гениев невозможно, вдохновение воспринимается как неизвестный вид эпилепсии. на основаниях: Появление творческое
Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы" глазах других гибель Тот или иной нумер (житель Единого Государства) не обладает в никакой ценностью и легкозаменяем. Так, воспринимается равнодушно нескольких нумерами «зазевавшихся» строителей при «Интеграла», цель испытании строительства — «проинтегрировать» вселенную. погибших корабля, которого
Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы" Отдельным нумерам, проявившим склонность к самостоятельному мышлению, проводится Великая Операция по удалению фантазии, способность которая мыслить. Вопросительный знак — это свидетельство сомнения — не существует в ЕГ, зато в избытке, знак разумеется, восклицательный. убивает
Не только Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы" государство расценивает как преступление всякое личностное проявление, но и нумера не ощущают потребности человеческой быть личностью, индивидуальностью своим неповторимым миром. Главный герой романа Д-503, математик, первый строитель «Интеграла», приводит знакомую каждому школьнику в Едином Государстве «трех отпущенников». со хорошо историю
и по целым те движения, которые Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы" Эта история о том, как троих нумеров, в виде опыта, на месяц освободили от работы. Однако несчастные возвращались к своему рабочему месту часам в проделывали определенное были (пилили, потребностью строгали воздух и т.п.). На десятый день, не выдержав, они взялись за руки и вошли в воду под звуки марша, погружаясь все глубже, пока вода не прекратила их мучений. потребностью Для направляющая рука Благодетеля, полное подчинение контролю хранителей-шпионов: время их организма дня уже нумеров стала
Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы" «Так приятно чувствовать чей-то зоркий глаз, любовно охраняющий от малейшей ошибки, от малейшего неверного шага. Пусть это звучит несколько сентиментально, но мне приходит в голову опять все та же аналогия: ангелы-хранители, о которых мечтали древние. Как много из того, о чем они только мечтали, в нашей жизни материализовалось.»
много уделяли Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы" Д-503 недоумевает, почему «древние» так внимания «нерациональному» И. Канту7 и не увидели величия рационалистической системы Ф. Тейлора8, превратившего процесс труда в ряд продуманных, четких, ритмичных движений, при которых не терялось даром ни одной секунды. Д-503 — инженер по профессии и поэт в душе — поэтически описывает особую гармонию тейлоровской системы труда: экономных
Мир Единого Государства в романе Замятина "Мы" «Я видел: по Тейлору, размеренно быстро, в такт, как рычаги одной огромной машины, нагибались, разгибались, поворачивались люди внизу. В руках у них сверкали трубки: огнем резали, огнем спаивали стеклянные стенки, угольники, ребра, кницы. Я видел: по стеклянным рельсам медленно катились прозрачно-стеклянные чудовища-краны и так же, как люди, послушно поворачивались, нагибались, просовывали внутрь, в чрево «Интеграла», свои грузы. Это была высочайшая, красота, гармония, музыка…» потрясающая
Образ Д-503 в романе Замятина "Мы". Характеристика главного героя Д-503 приводит в восхищение Часовая Скрижаль, регламентирующая всю жизнь в Едином Государстве: «Скрижаль… Вот сейчас, со стены у меня в комнате, сурово и нежно в глаза мне глядят ее пурпурные на золотом поле цифры. Невольно вспоминается то, что у древних называлось «иконой», и мне хочется слагать стихи или молитвы (что одно и то же). Ах, зачем я не поэт, чтобы достойно воспеть тебя, о, Скрижаль, о, сердце и пульс Единого Государства».
Образ Д-503 в романе Замятина "Мы". Характеристика главного героя «Все мы… еще детьми, в школе, читали этот величайший из дошедших до нас памятников древней литературы — «Расписание железных дорог». Но поставьте даже его рядом со Скрижалью — и вы увидите рядом графит и алмаз: в обоих одно и то же — С, углерод, — но как вечен, прозрачен, как сияет алмаз… Часовая Скрижаль — каждого из нас наяву превращает в стального шестиколесного героя великой поэмы. Каждое утро, с шестиколесной точностью, в один и тот же час и в одну и ту же минуту, — мы, миллионы, встаем, как один. В один и тот же час, единомиллионно начинаем работу — единомиллионно кончаем. И, сливаясь в единое, миллионнорукое тело, в одну и ту же, назначенную Скрижалью, секунду, — мы подносим ложки ко рту, — и в одну и ту же секунду выходим на прогулку и идем в аудиториум, в зал Тейлоровских экзерсисов, отходим ко сну…»
Образ Д-503 в романе Замятина "Мы". Характеристика главного героя • Однако и в подобном государстве еще нет абсолютного решения проблемы счастья, личное не полностью: два раза в день – с 16 до 17 часов и с 21 до 22 «единый мощный механизм рассыпается на отдельные клетки» – личные часы. преодолено всеобщего еще
Образ Д-503 в романе Замятина "Мы". Характеристика главного героя собой государства, что подчеркивается Д-503 – такой же винтик, нумер, как и другие, представляющий продукт рационализированного с выпрямленными, математически выверенными чувствами, говорящей портретной деталью: «прочерченными по прямой бровями». Однако плоскостное, «выпрямленное» измерение не единственное его измерение, в нем есть то, что потенциально отличает его от других, в нем заложено особенное, поэтическое начало, которое содержится уже в поэтизации им Часовой Скрижали, вдохновенном восторге перед ее математическим совершенством и гармонией. Не случайно эмоциональный R-13 предлагает главному герою «устроить» его в поэты:
«Вам бы, милейший, не математиком быть, а поэтом, поэтом, да! Ей-ей, переходите к нам — в Поэты, а? Ну, хотите — мигом устрою, а?»
Образ Д-503 в романе Замятина "Мы". Характеристика главного героя Д-503 С таким человеком в Едином Государстве должно что-либо произойти, он маркирован, обречен выделиться из общей массы. И действительно, становится инакомыслящим, преступником — с точки зрения Единого Государства. Изменение психологического состояния героя романа проявляется в его поведении: в начале романа Д-503 – добропорядочный, то есть унифицированный нумер. Заговорившая в герое капелька дикой крови толкает его на необдуманные поступки, крамольные по отношению к Единому Государству мысли.
Образ Д-503 в романе Замятина "Мы". Характеристика главного героя любовная медицински В романе появляется собственно линия. романная, Любовь для Д-503 превращается из полезной процедуры по розовому талону в и страсть, возродившую его: захватившую «Вместо стройной и строгой математической поэмы в честь единого Государства – у меня выходит какой-то фантастический авантюрный роман.»
Образ Д-503 в романе Замятина "Мы". Характеристика главного героя Так, Д-503 эмоциональностью, Причем решающими в этом его превращении стали мотивы не политические, а личные: психологические, эмоционально- чувственные. обладает врожденной Часовая Скрижаль напоминает ему поэму, он слушает музыку Скрябина в исполнении I-330 и впервые ощущает «медленную, сладкую боль», чувствуя в своей крови ожог «дикого, несущегося, опаляющего солнца». Решающей в истории государственного грехопадения Д- 503 стала его любовь к I-330, переживание ошеломляющего потрясения от этой любви.
Образ Д-503 в романе Замятина "Мы". Характеристика главного героя «Интеграла», Д-503 становится одним из он заговорщиков — МЕФИ, принимает участие в попытке захвата чтобы вырваться за пределы Единого заговор был Государства, но раскрыт. Д-503 вновь становится послушным исполнителем воли — Благодетеля, ее уничтожена, сопротивление государство бессильно преодолеть. а I-330 поскольку