Ход занятия:
1. Сегодняшнее занятие я бы хотела начать с загадок.
Учитель читает стихи Е. Трутневой « Когда это бывает?»
Учащиеся слушают и отгадывают загадки. Зима обвораживает и
завораживает. Можно по разному увидеть и услышать зиму. В этом нам
помогут произведения мастеров слов, музыки и кисти. Они написаны в
разное время. Каждый из авторов по – своему увидел и описал зимнюю
природу и в то же время в этих произведениях есть что – то общее. Мы
сегодня будем находить общее, сравнивать, анализировать и рассуждать.
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Ответы детей: о зиме; о красоте зимнего леса, о природе.
2. Работа со словарем:
Плещутся – чъхенеёё\;
Проталинка – юр ир\лн\ выр=н;
Заснеженный – юрпа вит\нн\.
3. Упр. 3. С.151. Вопросы к детям:
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Какие картины рисует автор?
(Ответы детей)4. Работа с
раскраской. Работа в группах: Дети делятся на 4 группы и рисуют времена года. Каждой группе достается
по одному сезону.
5. Работа с текстом.
Русский лес. Зима. Иван Соколов Микитов
имою и летом, осенью и весною хорош русский лес.
В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах, дышишь и не
надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными
тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея
стволы молодых берёз. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно
зелёные ветви высоких и маленьких елей. Высокие вершины елей унизаны
ожерельем лиловых шишек. С весёлым свистом перелетают с ели на ель,
качаются на шишках стайки красногрудых клестов.
Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся лёгкие
следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень
внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь
ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется перед
вами вся чудесная красота спящего зимнего леса.
6. Знакомство с автором 7. Физкультминутка.
8. Докончите предложения:
Сугробы лежат (какие?)… .
Стволы молодых берёз согнулись (как?)… .
Тёмно – зелёные ветви елей покрыты ( чем?)… .
С вершины высокой ели сорвётся (что?)… .
Высокие вершины елей нанизаны (чем?)… .
Красногрудые клесты перелетают (как?)… .
(Жанр: Природа и животные)
9.
Работа со
словарем:
Клест – кук=р с=мса;
Шелушинка –ш\к\лченч\к, х=йп=нч=к,
вистенч\к;
Сойка – к\пш\л, сульха (кай=к);
Рябчик – п=ч=р.
10. Работа с пословицами:
Январю –
батюшке
морозы,
февралю
-
а
–
метелица. Февраль рисует, малюет, красну весну чует.
(Дети объясняют значение пословиц)
11. Работа в парах: Отгадай загадки.
(Упр. 5. Стр.153.)
Лежал – лежал да в реку побежал.
Белая морковка зимой растет.
Сели детки на карниз и растут все время вниз.
Рыбам зиму жить тепло: крыша – толстое стекло.
Хоть сама и снег и лед, а уходит – слезы льет.
12. Знакомство с Сергеем Александровичем Есениным.
С.154. В библиотеке вы можете найти много произведений этого замечательного
русского поэта и поглубже изучить их. Надеюсь, что его стихи вам всем
понравятся. Ведь он писал о русской природе и о русской душе.
Сегодня мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина «Поет зима –
аукает…» и будем учиться читать выразительно.
13. Слушание стихотворения (Аудиозапись.)
14. Вопросы к учащимся:
Какие чувства у вас возникли во время прослушивания?
Какие картины зимы представили?
Какие звуки зимы услышали?
15. А теперь начнем внимательно читать и анализировать это
стихотворение, чтобы лучше понять и почувствовать его.
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка…
Вопросы к детям:
Что вы представили?
Что такое сосняк?
В тексте встретилось слово «СТОЗВОН», поэт его придумал
сам, как ты думаешь, что оно обозначает?
Лес звенит на морозе, деревьев много – и поэт нашел
удивительное слово – «СТОЗВОН». Зима убаюкивает лес…
Как зима аукает этими звуками?
Почему этими звуками можно убаюкать лес?
Как будете читать эту часть стихотворения?
Правильно, читать надо напевно, убаюкивающее. Давайте
читать дальше:
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака…
А что же дальше?
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна…
Что такое метелица?
Как это «стелется ковром»? Послушайте еще раз: А по двору метелица ковром
шелковым стелется, но больно холодна…
Звук «Л» повторяется и как бы усиливает ощущение
холода,; и ковер шёлковый, сравнение это не случайно: шелк
– прохладная, холодящая ткань.
Что нужно показать при чтении этой части?
При чтении необходимо показать красоту, холод зимы и ее
суровость. Читаем дальше:
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна…
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые
И жмутся поплотней.
Какую картину вы представили?
Какие чувства вызывают у автора воробьи?
Как вы прочитаете эти строки?
При чтении вам необходимо передать сочувствие к
пташкам, жалость и волнение. Продолжаем чтение.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней…
Вот и еще одна песня зимы – бешеный рев вьюги, стук
открывшихся ставен на окнах. Ставни вы видели, наверное? Это
дощатые створки для прикрытия окон. Вы заметили: сначала была
метелица, а теперь ревёт вьюга… Поэтому при чтении
необходимо показать рёв вьюги. холодные звуки зимы. Читаем
дальше:
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Почему пташки не спят, а дремлют? Какой эпитет к слову «пташки» помогает нам
представить, как они беззащитны перед разбушевавшейся
стихией?
Как будем читать эту часть?
Сначала мы будем читать с грустью, а потом
мечтательно, с надеждой.
Как вы думаете, любил ли автор зиму?
Я думаю, что вам понравилось стихотворение Сергея Есенина
«Поет зима –
аукает…». Оно
читается легко,
звучит плавно,
напевно. Я вам
предлагаю
послушать песню
«Поет зима –
аукает…»
Вот и закончился
наш поэтический урок о зиме. Но вы еще не раз встретитесь с
чудесами и волшебством зимы, если побываете в зимнем лесу,
парке посмотрите на причудливые узоры, наблюдайте также за
узорами на окнах, полюбуйтесь за лёгким полетом снежинок,
серебристым инеем. Пока ещё не поздно это сделать.
14. Словарная работа:
Баюкает – юрласа ёыв=рттарать;
Стозвон – ё\р сасл=;
Вьюга – ёил – т=манн;
Мерзлое окно – ш=нн= кант=к;
С ревом бешеным – урн= сас=па;
Седые облака - кунта: шур= п\л\тсем;
Ставни свешенные – ус=нн= чърече хупписем.
15. Рефлексия:
Откройте папки и отметьте на листочках ваше
сегодняшнее состояние. 16. Задание на дом:
1. Подготовь выразительное чтение стихотворения С.А.Есенина
«Поет зима – аукает…»;
2. Выучи наизусть стихи Р.Кудашевой «Вот зима пришла
серебристая…»
Презентация по литературному чтению на тему С. Есенин, "Поет зима, аукает..."
Презентация по литературному чтению на тему С. Есенин, "Поет зима, аукает..."
Презентация по литературному чтению на тему С. Есенин, "Поет зима, аукает..."
Презентация по литературному чтению на тему С. Есенин, "Поет зима, аукает..."
Презентация по литературному чтению на тему С. Есенин, "Поет зима, аукает..."
Презентация по литературному чтению на тему С. Есенин, "Поет зима, аукает..."
Презентация по литературному чтению на тему С. Есенин, "Поет зима, аукает..."
Презентация по литературному чтению на тему С. Есенин, "Поет зима, аукает..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.