Презентация по литературному чтению "СИВКА-БУРКА"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 22.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация составлена к уроку литературного чтения в 3 классе по УМК "Школа России". На слайдах есть словарная работа, материалы для беседы по содержанию сказки, описанию картины В. Васнецова, фрагменты теста учебника "Литературное чтение" . В презентации используется анимация по клику мышки.
Иконка файла материала 11.pptx
Сивка­бурка Стр.40­45
Отгадайте загадку Сивка ­ бурка Конь ретивый, долгогривый, Скачет полем, скачет нивой. Был он другом у Ивана И помог ему сполна он.
Сказка «Сивка­бурка» одна из самых  популярных и любимых сказок русского  народа. В ней отобразилась мечта русского  народа о счастье, которое должно прийти к  истинно смелым и добрым людям,  скрывающим, подобно Иванушке, свои  душевные качества за внешне неприглядным  видом дурачка.
Смотрим сказку
Вопросы по содержанию – Понравилась вам сказка? – Какие чувства вы испытали, слушая  её? – Кто из героев сказки вам понравился  больше всего? – Каков Иванушка? – А каковы его братья? – Чем похожи сказки «Сивка­бурка» и  «Иван­царевич и серый волк»? – За что были вознаграждены оба  Ивана в этих сказках?
Словарная работа • Сивка­бурка, вещий каурка  • – вещий, то есть предсказывающий будущее; сивка­бурка и каурка –  это масти лошади (ее цвет): сивый, то есть серый, бурый  (коричневый), каурый (светло­каштановый, рыжеватый). • Кликать  • – звать. • Худая одежонка  • – старая (дырявая, то есть прохудившаяся) одежда. • Добрая пшеница  • – хороший урожай. • Иззяб  • – замерз. • Гаркни  • – громко крикни. • Побрезгать  • – испытать отвращение. • Потчует  • – угощает.
Работа с иллюстрацией
Найдите и прочитайте отрывки в тексте • а) Как стерёг пшеницу старший брат?  • (Отправился старший брат пшеницу стеречь,  да захотелось ему спать. Забрался он на  сеновал и проспал до утра.) • б) Как стерёг пшеницу средний брат?  • (На вторую ночь пошёл средний сын. И он всю  ночь проспал на сеновале.) • в) Кто же поймал вора? Кем вор оказался? • г) Найдите описание коня.  • (Одна шерстинка серебряная, другая золотая;  бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом  валит, из ноздрей пламя пышет.)
Прочитаем разговор Иванушки с конём  (учебник, с. 41).
Беседа по тексту – Как начинается сказка?  (Жил­был.) – Сколько сыновей было у старика?  (Три.) – Число три – что это за число?   (Волшебное.) – Почему именно пшеницу посеял старик?  (Пшеница – самое дорогое, что было у крестьян.) – Как отец любит своих детей, как он к ним обращается?  (Милые мои дети.) – Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами обладает?  (Ленивый, безответственный, не готов к трудностям.) – Что нового узнаем о нем?  (Лгун, обманщик.) – Что узнаем о среднем сыне?  (Такой же.)
– Что мы узнаем о герое Иване?  (Предусмотрительный, смелый.) – Почему действие происходит в полночь?  (В полночь случается волшебство.) – Конь обычный или нет?  (Необычный.) – Что необычного?  (Одна шерстинка серебряная, другая золотая;  бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из  ноздрей пламя пышет.) – Разве конь не слышал, что в поле кто­то есть?
– Как конь разговаривает с Иваном?  (Знает его по имени.) – Какую службу обещает сослужить?  (Великую.) – О чем думает Иван, взяв обещание с коня?  (Найти его потом, если конь не сдержит слово.) – Как Иван мог найти коня?  (Произнести слова «Сивка­бурка, вещий каурка,  стань передо мной, как лист перед травой».)
– Почему братья спрашивают у Ивана? – А мог он соврать или не говорить?  (Да, мог.) – О каком качестве Ивана это говорит?  (Честный.) – Иван рассказал, как поймать коня?  (Нет.) – Почему?  (Потому что конь был волшебный, разговаривал с ним,  а братья ему не поверили бы.) – Каким качеством еще обладают братья?  (Жадные, хитрые.) – Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу?  (Да, все, кто дают слово, должны держать его.)
Прочитаем диалог Ивана с конем
Прочитаем диалог Ивана с братьями по  возвращении домой
• Как сказитель характеризует старших  братьев • Почему главный герой в сказках часто  Иван­дурак?  • Иван на самом деле дурак или сказитель  говорит о чем­то другом? • Дурак для сказки не показатель глупости.  Иван­дурак всегда не такой, как все.  Он другой. • Что же отличает его от братьев? Какой он?  • (Далекий от быта, простой,  бесхитростный, спокойный, смелый.)
Вывод  Получается, сказка, с одной стороны,  говорит о том, что настоящего героя  обязательно ждет награда, а с другой  стороны, для этого, оказывается, еще  необходимо чудо.
Рефлексия – Назовите героев сказки «Сивка­бурка». – Давайте вспомним описание коня.  (Она шерстинка серебряная, другая золотая;  бежит – земля дрожит, из ушей дым  валит, из ноздрей пламя пышет.) – Как мог позвать коня Иван?  (Произнести слова «Сивка­бурка, вещий  каурка, стань передо мной как лист перед  травой».)
Домашнее задание 1. Прочитать сказку с 40­45 2. Нарисовать иллюстрацию к сказке
• Автор шаблона: • Ранько Елена Алексеевна