Презентация составлена к уроку литературного чтения в 3 классе по УМК "Школа России". На слайдах есть словарная работа, материалы для беседы по содержанию сказки, описанию картины В. Васнецова, фрагменты теста учебника "Литературное чтение" . В презентации используется анимация по клику мышки.
Отгадайте загадку
Сивка бурка
Конь ретивый, долгогривый,
Скачет полем, скачет нивой.
Был он другом у Ивана
И помог ему сполна он.
Сказка «Сивкабурка» одна из самых
популярных и любимых сказок русского
народа. В ней отобразилась мечта русского
народа о счастье, которое должно прийти к
истинно смелым и добрым людям,
скрывающим, подобно Иванушке, свои
душевные качества за внешне неприглядным
видом дурачка.
Вопросы по содержанию
– Понравилась вам сказка?
– Какие чувства вы испытали, слушая
её?
– Кто из героев сказки вам понравился
больше всего?
– Каков Иванушка?
– А каковы его братья?
– Чем похожи сказки «Сивкабурка» и
«Иванцаревич и серый волк»?
– За что были вознаграждены оба
Ивана в этих сказках?
Словарная работа
• Сивкабурка, вещий каурка
• – вещий, то есть предсказывающий будущее; сивкабурка и каурка –
это масти лошади (ее цвет): сивый, то есть серый, бурый
(коричневый), каурый (светлокаштановый, рыжеватый).
• Кликать
• – звать.
• Худая одежонка
• – старая (дырявая, то есть прохудившаяся) одежда.
• Добрая пшеница
• – хороший урожай.
• Иззяб
• – замерз.
• Гаркни
• – громко крикни.
• Побрезгать
• – испытать отвращение.
• Потчует
• – угощает.
Найдите и прочитайте отрывки в тексте
• а) Как стерёг пшеницу старший брат?
• (Отправился старший брат пшеницу стеречь,
да захотелось ему спать. Забрался он на
сеновал и проспал до утра.)
• б) Как стерёг пшеницу средний брат?
• (На вторую ночь пошёл средний сын. И он всю
ночь проспал на сеновале.)
• в) Кто же поймал вора? Кем вор оказался?
• г) Найдите описание коня.
• (Одна шерстинка серебряная, другая золотая;
бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом
валит, из ноздрей пламя пышет.)
Прочитаем разговор Иванушки с конём
(учебник, с. 41).
Беседа по тексту
– Как начинается сказка?
(Жилбыл.)
– Сколько сыновей было у старика?
(Три.)
– Число три – что это за число?
(Волшебное.)
– Почему именно пшеницу посеял старик?
(Пшеница – самое дорогое, что было у крестьян.)
– Как отец любит своих детей, как он к ним обращается?
(Милые мои дети.)
– Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами обладает?
(Ленивый, безответственный, не готов к трудностям.)
– Что нового узнаем о нем?
(Лгун, обманщик.)
– Что узнаем о среднем сыне?
(Такой же.)
– Что мы узнаем о герое Иване?
(Предусмотрительный, смелый.)
– Почему действие происходит в полночь?
(В полночь случается волшебство.)
– Конь обычный или нет?
(Необычный.)
– Что необычного?
(Одна шерстинка серебряная, другая золотая;
бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из
ноздрей пламя пышет.)
– Разве конь не слышал, что в поле ктото есть?
– Как конь разговаривает с Иваном?
(Знает его по имени.)
– Какую службу обещает сослужить?
(Великую.)
– О чем думает Иван, взяв обещание с коня?
(Найти его потом, если конь не сдержит слово.)
– Как Иван мог найти коня?
(Произнести слова «Сивкабурка, вещий каурка,
стань передо мной, как лист перед травой».)
– Почему братья спрашивают у Ивана?
– А мог он соврать или не говорить?
(Да, мог.)
– О каком качестве Ивана это говорит?
(Честный.)
– Иван рассказал, как поймать коня?
(Нет.)
– Почему?
(Потому что конь был волшебный, разговаривал с ним,
а братья ему не поверили бы.)
– Каким качеством еще обладают братья?
(Жадные, хитрые.)
– Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу?
(Да, все, кто дают слово, должны держать его.)
Прочитаем диалог Ивана с конем
Прочитаем диалог Ивана с братьями по
возвращении домой
• Как сказитель характеризует старших
братьев
• Почему главный герой в сказках часто
Ивандурак?
• Иван на самом деле дурак или сказитель
говорит о чемто другом?
• Дурак для сказки не показатель глупости.
Ивандурак всегда не такой, как все.
Он другой.
• Что же отличает его от братьев? Какой он?
• (Далекий от быта, простой,
бесхитростный, спокойный, смелый.)
Вывод
Получается, сказка, с одной стороны,
говорит о том, что настоящего героя
обязательно ждет награда, а с другой
стороны, для этого, оказывается, еще
необходимо чудо.
Рефлексия
– Назовите героев сказки «Сивкабурка».
– Давайте вспомним описание коня.
(Она шерстинка серебряная, другая золотая;
бежит – земля дрожит, из ушей дым
валит, из ноздрей пламя пышет.)
– Как мог позвать коня Иван?
(Произнести слова «Сивкабурка, вещий
каурка, стань передо мной как лист перед
травой».)
Домашнее задание
1. Прочитать сказку с 4045
2. Нарисовать иллюстрацию к сказке
• Автор шаблона:
• Ранько Елена Алексеевна