Портрет (франц. — изображение определенного человека или группы людей. Жанр портрета получил распространение в глубокой древности в скульптуре, а затем в живописи и графике. ХVIII в. в России называют веком портрета. В середине ХVIII в. портрет становится частью быта, связанной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками. Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825), знаменитый живописец своего времени, по праву считается одним из великих портретистов XVIII в., произведения которых говорят о высоких достижениях русского искусства. Его творчество завершает историю портретного жанра, достигшего к концу XVIIIв. необыкновенных успехов в правдивом и поэтическом раскрытии образа человека.
Соотнеси произведение
Соотнеси произведение
Б) Ночной дозор
и автора
и автора
А)Прибытие на остров
Киферу
1.Рембранд
1.Рембранд
2.Терборх
2.Терборх
3. Пуссен
3. Пуссен
4.А.Ватто
4.А.Ватто
5.Хальс
5.Хальс
6.Фр. Буше
6.Фр. Буше
В) Аркадские пастухи
Г) Мадам де Пампадур
Д)Групповой портрет
офицеров стрелковой роты
Е) Бокал лимонада
Русский портрет XVIII
XVIII
Русский портрет
века
века
Жанр портрета
Жанр портрета
Портрет (франц.
— изображение
определенного
человека или
группы людей.
Жанр портрета
получил
распространение в
глубокой древности
в скульптуре, а
затем в живописи и
графике.
Парадный портрет
Парадный портрет
Камерный портрет
Камерный портрет
Парные портреты
Парные портреты
Групповые портреты
Групповые портреты
Детский портрет
Детский портрет
Костюмированный
Костюмированный
портрет
портрет
Портрет в искусстве
Портрет в искусстве
России
России
ХVIII в. в России называют веком портрета.
В середине ХVIII в. портрет становится
частью быта, связанной с архитектурой,
мебелью, утварью, самими обитателями
жилища, их костюмами, привычками.
Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825),
(1757-1825),
Владимир Лукич Боровиковский
знаменитый живописец своего времени, по праву
знаменитый живописец своего времени, по праву
считается одним из великих портретистов XVIIIXVIII в.,
в.,
считается одним из великих портретистов
достижениях русского искусства. Его творчество
достижениях русского искусства. Его творчество
произведения которых говорят о высоких
произведения которых говорят о высоких
завершает историю портретного жанра, достигшего
завершает историю портретного жанра, достигшего
к концу XVIIIXVIIIв. необыкновенных успехов в правдивом
в. необыкновенных успехов в правдивом
к концу
Самый знаменитый портрет его кисти –
Самый знаменитый портрет его кисти –
портрет М.И.Лопухиной (1797г.) К какому
портрет М.И.Лопухиной (1797г.) К какому
типу он относится?
типу он относится?
и поэтическом раскрытии образа человека.
и поэтическом раскрытии образа человека.
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень
Страданье – тень любви, и мысли – тень
печали,
печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет взгляд ее и эта прелесть тела
И будет взгляд ее и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Я. Полонский
Я. Полонский
Боровиковски
Боровиковски
й.«Портрет
й.«Портрет
М.И.Лопухино
М.И.Лопухино
й (1797)»
й (1797)»
Естественная
Естественная
непринужденность
непринужденность
сквозит в
сквозит в
артистически-
артистически-
небрежном жесте
небрежном жесте
Лопухиной, капризно-
Лопухиной, капризно-
своенравном наклоне
своенравном наклоне
головы, своевольном
головы, своевольном
изгибе мягких губ,
изгибе мягких губ,
мечтательной
мечтательной
рассеянности взгляда.
рассеянности взгляда.
Рокотов Федор Степанович
1735-1808гг.
Поэтичность
Одухотворенность
Недосказанность
интимность
Рокотов Федор Степанович (1756-1806), русский
(1756-1806), русский
Рокотов Федор Степанович
живописец. Стал родоначальником психологического
живописец. Стал родоначальником психологического
портрета в русской живописи. Изображал человека не
портрета в русской живописи. Изображал человека не
позирующим, вне парадного окружения. Создал
позирующим, вне парадного окружения. Создал
одухотворенные образы своих современников.
одухотворенные образы своих современников.
Перед вами портрет А.П.Струйской (1772г.)
Перед вами портрет А.П.Струйской (1772г.)
Ты помнишь как из тьмы былого,
Ты помнишь как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
Едва закутана в атлас,
С портретов Рокотова снова
С портретов Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач.
Полуулыбка, полуплач.
Ее глаза - как два обмана,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Предвосхищенье смертных мук.
Н. Заболоцкий
Н. Заболоцкий
Рокотов Федор
Рокотов Федор
Степанович
Степанович
Портрет неизвестной
Портрет Струйской
«Портрет А.П.Струйской» (1772).
«Портрет А.П.Струйской» (1772).
Иван Никитич
Никитин (1690-1742)
-Родился в семье священника
-Учился в Венеции и Флоренции
-При Анне Иоанновне приговорен
к бессрочной ссылке в Тобольск
-Освобожден Елизаветой Петровной
Никитин Иван Никитич
Никитин Иван Никитич
Портрет напольного
гетмана, 1720-е.
Государственный Русский
музей, Санкт-Петербург.
Портрет канцлера Головкина
Матвеев Андрей
Матвеев Андрей
Матвеевич
Матвеевич
Обучался в Антверпенской академии художеств (1723—1727).
Обучался в Антверпенской академии художеств (1723—1727).
В 1727 возвращается в Россию и начинает работать в
В 1727 возвращается в Россию и начинает работать в
Живописной команде Канцелярии от строений. С 1731
Живописной команде Канцелярии от строений. С 1731
возглавляет данную команду.
возглавляет данную команду.
В это время под его руководством ведётся роспись
В это время под его руководством ведётся роспись
интерьеров Петропавловского собора, создаётся живописное
интерьеров Петропавловского собора, создаётся живописное
оформление триумфальных ворот
оформление триумфальных ворот
Автопортрет с женой
Алексей Петрович Антропов
(1716 – 1795гг)
-Его можно назвать прозаиком:
простодушного художника
на свои модели он смотрит трезвым взглядом
-Особенно удавались образы знатных старух
-Создает конкретные, объективные образы,
-Связь с живописью допетровской Руси
то, что модель хочет открыть зрителю
Алексей Петрович Антропов (1716-1795) —
Алексей Петрович Антропов
(1716-1795) —
выдающийся русский живописец-портретист,
выдающийся русский живописец-портретист,
автор монументальных росписей, академик
автор монументальных росписей, академик
Императорской Академии Художеств.
Императорской Академии Художеств.
П.С.Дрождин.
Портрет А.П.
Антропова с
сыном перед
портретом
жены Елены
Васильевны
Портрет статс-
дамы
А.М.Измайловой
Портрет Петра I
Иван Петрович Аргунов
1727 -1802гг.
-Крепостной графов Шереметевых
-Одним из первых стал изображать
модель просто, почти буднично
-Фигуры моделей свободно развернуты
-Фигуры более объемны и самостоятельны
в пространстве
Аргунов Иван Петрович
Аргунов Иван Петрович
И. П. Аргунов.
Портрет
П. Б. Шереметева
Учился портретной живописи у своего
Учился портретной живописи у своего
двоюродного брата Фёдора Леонтьевича
двоюродного брата Фёдора Леонтьевича
Аргунова, а также у иностранных мастеров.
Аргунова, а также у иностранных мастеров.
Под руководством своего учителя Г.
Под руководством своего учителя Г.
Х. Гроота создал иконы для церкви
Х. Гроота создал иконы для церкви
Екатерининского дворца в Царском Селе
Екатерининского дворца в Царском Селе
Портрет неизвестной
крестьянки в русском
костюме
, 1784
Рокотов.«Портрет
графа
А.И.Воронцова».
(Около 1765 года.)
«Портрет
неизвестного в
треуголке»
(Начало 1770-х
годов).
Великолепны и
Великолепны и
мужские
мужские
портреты
портреты
Рокотова.
Рокотова.
«Портрет
«Портрет
А.М.Римского-
А.М.Римского-
Корсакова»
Корсакова»
(Конец 1760-х
(Конец 1760-х
годов.)
годов.)
Поза портретируемого —
одновременно, как и
положено , величественная и
вместе с тем
непринужденная: левая рука
опирается на садовую лейку,
а велеречивый жест правой
указывает не на
Воспитательный дом,
которому он пожертвовал
крупную сумму, а на горшки
с цветами
"Портрет П.А.Демидова"
"Портрет П.А.Демидова"
(1773), знаменитого
(1773), знаменитого
горнозаводчика.
горнозаводчика.
Левицкий
Левицкий