Иконостас (ср.-греч. εἰκονοστάσιον) - алтарная преграда, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.
Одним из самых святых мест для верующих является храм, собор, церковь, куда они приходят на службы и литургии. В храме самым святым местом является алтарная комната, символизирующая Царство Небесное, область Божественного бытия, постоянное присутствие Божественной благодати.
1.История иконостаса
1.1.Происхождение иконостаса
Традиция возведения алтарной преграды восходит к временам зарождения христианства, но композиция и структура «высокого» православного иконостаса сложились в процессе развития русского храмового строительства на рубеже XIV – XV веков. В отличие от византийских прообразов, созданных на манер колоннады, русский иконостас заполнен рядами икон и представляет сплошную преграду во всю ширину храма.
Византийские алтарные преграды
Византийские храмы имели алтарные преграды из парапета, стоящих на нем колонок и архитрава. Посредине преграды устраивался главный вход в алтарь - царские врата, а по бокам - малые двери, названные дьяконскими. Преграды могли быть каменные, деревянные и металлические. Они богато декорировались.
В центре на преграде ставился крест. Преграда часто не была единой во всю ширину храма. Чаще проемы центральной и боковых апсид алтаря имели отдельные преграды, как это сохранилось в кафоликоне (соборе) монастыря Осиос Лукас в Греции (30-40 гг XI века).
Участки преграды разделялись в таком случае восточными опорными столбами. На столпах по сторонам алтаря обычно делались изображения Христа и Богоматери или вешались их иконы.
1.2. История развития иконостаса
В ранних христианских храмах иконостаса в современном виде не существовало: у ранних христиан алтарь отделялся от тела храма тканой завесой или невысокой преградой, представлявшей собой либо низкую стенку-барьер, либо ряд колонн с архитравом, который в византийской традиции принято называть темплоном.
Большая высота темплона и отсутствие вертикальных членений в русских алтарных преградах провоцировали к заполнению пустоты, образовавшейся между низким барьером и темплоном.
Формирование классического православного иконостаса связано не только с особенностями архитектуры православного храма.
2.Иконостас православного храма2.1.Основные понятия
Иконостас принадлежит к числу наиболее ярких явлений восточно-христианской православной культуры
В символическом смысле иконостас, так же как и храм, представляет собой образ церкви.
Иконостас - более или менее сплошная, от северной стены храма до южной, стена, которой отделяется алтарь от средней части в православном храме, и на которой устанавливаются в определенном порядке иконы.
В основу иконостаса легли три идеи, родившиеся в разное время человеческой религиозной истории, взаимодействие которых дало нам то, что мы видим сегодня в православных храмах и называем иконостасом.
Четвёртый ряд — пророческий.
В нём расположены иконы пророков Ветхого Завета — Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.
В иконостасе, отделяющем храм от алтаря, устроены три двери. Средние - самые большие - носят название царских врат. Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Кроме дверей царские врата перекрывает завеса, как правило красного цвета. Сами царские врата украшены иконами Благовещения и изображениями четырёх евангелистов. А над ними помещают икону с изображением Тайной вечери.
2.2.Устройство иконостаса
Икона «Успение» из местного ряда. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Петрово-Дальнее (Московская обл.)Икона 80Х120 см. Левкас, паволока, темпера, позолота.
Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что в нём есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм.
Каждая деталь храма имеет смысл и значение.
Купола с крестами связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир.
Купол — это как пламя горящей свечи, недаром издревле наши предки старались даже в самые тяжелые времена золотить кресты и купола храмов.
Список использованных источников
Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. - М.: Изобразительное искусство, 2001.
Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. - М.: Просвещение, 2002.
Бетин Л.В. Исторические основы древнерусского высокого иконостаса/Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV-XVI века. – М., 1986. – С. 57-72.
Бородина А.В. «История религиозной культуры и Основы православной культуры». М.: ОПК, 2008 г.
Емохонова Г.Л. « Мировая художественная культура. 10 кл. Учебник. Базовый уровень». М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М.: Академия, 2005.
Ильи М.А. Некоторые предположения о архитектуре русского иконостаса на рубеже XIV -XV вв.// Культур Древне Руси. - М, 1968. - С.79-88;
Иконостас и церковная утварь-малая православная энциклопедия. М. Даръ, 2013-33с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.