5 декабря 1891 года родился великий советский фотограф и художник Александр Михайлович Родченко.
Родченко — гений советской пропаганды. Он был одним из самых талантливых креативщиков первой половины 20 века. Это человек, который стоял у истоков русского авангарда, он задал новые стандарты дизайна и рекламы в СССР, он разломал все представления о плакате, графике, которые были до него и задал новый курс. Именно Родченко принадлежит знаменитый лозунг искусства 1920-х: «Работать для жизни, а не для дворцов, храмов, кладбищ и музеев». Однако за всеми сторонами его таланта скрывается и еще одна грань, о которой знают не все — фотография. Именно по этой причине мы решили рассказать вам о его умении ловить нужный момент и создавать шедевры.
БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ФОТОГРАФ
ТОЛЧЕШЬСЯ У ПРЕДМЕТА, ЗДАНИЯ ИЛИ ЧЕЛОВЕКА И
ДУМАЕШЬ, А КАК ЕГО СНЯТЬ: ТАК, ТАК ИЛИ ТАК? ... ВСЁ
СТАРО… ТАК НАС ПРИУЧИЛИ, ВОСПИТЫВАЯ
ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ НА РАЗНЫХ КАРТИНАХ, ВИДЕТЬ ВСЁ ПО
ПРАВИЛАМ БАБУШКИНОЙ КОМПОЗИЦИИ. А НУЖНО
РЕВОЛЮЦИОНИЗИРОВАТЬ ЛЮДЕЙ ВИДЕТЬ СО ВСЕХ
ТОЧЕК И ПРИ ВСЯКОМ ОСВЕЩЕНИИ.»
А. РОДЧЕНКО, «ЗАПИСНАЯ КНИЖКА ЛЕФА», 1927
• 5 декабря 1891 года родился великий советский
фотограф и художник Александр Михайлович
Родченко.
• Родченко — гений советской пропаганды. Он был
одним из самых талантливых креативщиков первой
половины 20 века. Это человек, который стоял у
истоков русского авангарда, он задал новые
стандарты дизайна и рекламы в СССР, он разломал
все представления о плакате, графике, которые
были до него и задал новый курс. Именно Родченко
принадлежит знаменитый лозунг искусства 1920-х:
«Работать для жизни, а не для дворцов, храмов,
кладбищ и музеев». Однако за всеми сторонами его
таланта скрывается и еще одна грань, о которой
знают не все — фотография. Именно по этой
причине мы решили рассказать вам о его умении
ловить нужный момент и создавать шедевры.
Лиля Брик. Снимок для рекламного плаката
• Первые шаги Родченко на ниве фотографии
относятся к 20 годам, когда он, в то время
театральный художник и дизайнер, столкнулся с
необходимостью фиксировать на пленку свои
работы. Открыв новое для себя искусство,
Александр был им полностью очарован.
«За червями» (Мальчики в лодке). Карелия, 1933
Иллюминация 7 ноября, 1925
• Однако настоящей «визитной карточкой» Родченко стали
ракурсные снимки — художник вошел в историю с
фотографиями, сделанными под непривычным углом, с
необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе,
искажающем и «оживляющем» обычные предметы.
Например, фотографии, отснятые Родченко с крыш,
настолько динамичны, что кажется, будто фигуры людей
вот-вот начнут двигаться — неудивительно, что первые
ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой»)
были опубликованы в журнале «Советское кино»
Фотохудожник
создал свои
собственные каноны,
обеспечившие его
работам почетное
место в любом
современном
учебнике
фотографии. В
качестве примера
можно привести
серию портретов
Маяковского,
выполняя которые
Родченко отбросил
все традиции
павильонной съемки.
Владимир Маяковский, 1924
• Однако для начала 30-х
годов некоторые его
эксперименты показались
слишком смелыми: в 1932
году высказывалось
мнение, что знаменитый,
снятый с нижней точки
«Пионер-трубач» Родченко
похож на «откормленного
буржуа», а сам художник
не хочет перестраиваться
в соответствии с задачами
пролетарской фотографии.