Родился 16 января 1882 года в Пензенской губернии (село Черная Пятина). Его
отец был сельским священником. Отец Аристарха умер, когда мальчику исполнилось
только два года. Аристарх получал образование в духовном училище, а затем в семинарии.
Но становиться священником, как отец, Лентулов не захотел. Его больше интересовало искусство. Чтобы получить знания в этом ремесле, Лентулов поступает в Пензенское художественное училище. Продолжать образование он будет в Киевском художественном училище.
С 1907 года Лентулов поддерживает отношения с Давидом Бурлюком. В это время
художник изучает работы классиков живописи, принимает участие в различных
выставках. В 1908 году он пишет картину «Портрет четырех». Также художник работает
над пейзажами.
В его работах все чаще преобладает оттенок «крап-роза» в сочетании с цветом «поль-веронез». С годами творческая манера Лентулова становится все более экспрессивной.
В 1915 – 1916 годах Лентулов ставит сложные цветовые задачи в области
театральной декорации. Он создал оформление к спектаклю «Виндзорские
проказницы» Шекспира для Камерного театра А.Таирова.
Вслед за этим опытом художник принимал участие в оформлении кафе-эстрады «Питторсск» и литературноартистического кабаре «Кафе поэтов» в Москве.
В годы Первой мировой войны Лентулов выполняет для издательства «Сегодняшний лубок» серию лубков на военнопатриотические темы. Стилистически близко к ним и военное панно «Победный бой», дающее лубочную трактовку разрешения военной темы.
В последующие годы в творчестве Лентулова как бы смешиваются художественные
традиции, когда-либо им опробованные.
В 1916 г. состоялась последняя выставка членов общества «Бубновый валет». В этот же год Аристарх Лентулов завершил большой творческий цикл, определивший его место в русском дореволюционном искусстве.
В 1918 году Лентулов работал над декорациями к постановке симфонической поэмы А.Н. Скрябина «Прометей» в Большом театре, «Незнакомки» по произведениям Блока для кафе «Питторсск» и оперетты Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана» для Нового театра.
За декорации к опере «Демон» А.Г. Рубинштейна в 1919 году художник получил
почетный диплом на Международной выставке декоративного искусства в Париже в
1925.
К художнику пришла известность, и он много работал по государственным заказам, оформлял площади, зрительный зал Большого театра. Он работал в коллегии Наркомпроса, преподавал во Вхутемасе, в 30-е годы стал профессором
Московского художественного института имени В. И. Сурикова.
Лентулов создал серию красочных пейзажей пейзажей на тему древнерусской
архитектуры. Его образы русских соборов («Москва», «Василий Блаженный» и др.)
особенно любимы публикой. Художник добивается ещё большего цветового и театрально-игрового
эффекта, вклеивая в живопись бахрому, кусочки бумаги, ткани и фольги. Лентулов
провозглашал, что изобрел новый художественный стиль – «орнеизм».
В 1941 году Лентулов поехал в эвакуацию в Ульяновск.
А осенью 1942 года вернулся назад в Москву, где 15 апреля 1943 года художника не стало.
Картины Лентулова находятся во многих музеях страны.
В 1986 в Пензенской картинной галерее открылся мемориальный музей Лентулова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.