Уже в 9 лет Борис твердо решил стать художником.
Но обстоятельства сложились так, что в 1892 году ему пришлось начать учебу в астраханской духовной семинарии. Одновременно он брал уроки у местного живописца и педагога А. П. Власова. С его благословения юноша, по окончании в 1896 году семинарии, отправился в Петербург, где поступил в Академию художеств.
Два года он занимался в общих классах, а в 1898 году был принят в мастерскую Ильи Репина. Репин сразу приметил Кустодиева: "На Кустодиева, – писал он, – я возлагаю большие надежды".
Молодой художник много писал с натуры и увлекся портретом, в котором следовал своему учителю – то есть изображал не столько внешность портретируемого, сколько его внутренний мир.
О нем и заговорили впервые,
как о талантливом портретисте. Более того, на последних курсах Академии
Кустодиев стал сотрудником Репина, привлекшего своего ученика к работе над
заказанной ему правительством картиной "Торжественное заседание
Государственного совета 7 мая 1901 года". Для этого монументального
полотна Кустодиев исполнил 27 портретов, написав – под присмотром наставника –
треть холста.
Он настолько органично имитировал репинскую манеру, что тот позже порой путал свои и кустодиевские этюды к этому произведению.
За дипломную работу Кустодиев в 1903 году получил золотую медаль с правом на заграничную стажировку. В первое свое европейское путешествие художник поехал уже не один. Его сопровождали жена и недавно родившийся сын.
Тремя годами ранее, во время "ознакомительной" поездки на Волгу, Кустодиев познакомился с 19-летней Юлией Евстафьевной Прошинской, бывшей "смолянкой". В январе 1903 года они обвенчались в Петербурге.
А те места, где художник встретил свою судьбу, стали его второй родиной. Здесь, близ Кинешмы, он построил в 1905 году дом-мастерскую, назвав его "Терем".
С
женой молодому живописцу повезло. Ю. Е. Кустодиева родила мужу двоих детей,
сына и дочь (еще один ребенок умер в младенчестве). В 1904 году в Париже он
написал знаменитое "Утро", изображающее молодую жену с маленьким
сыном. Пять месяцев провел художник за границей, массу времени отдав посещению
в Париже и Мадриде музеев и выставок, но дольше выдержать на чужбине не мог и
возвратился в Россию.
До самого наступления болезни Кустодиев был великим ходоком – ежегодно он отправлялся либо по родным просторам, набираясь впечатлений, либо за границу, чтобы смотреть картины старых мастеров и быть в курсе современной художественной жизни.
В 1907 году Кустодиев стал членом Союза русских художников, а когда в 1910 году бывшие "мирискусники", не согласные с выставочной политикой Союза, вышли из него, оформив "вторую серию" "Мира искусства", он вошел в это новое художественное объединение.
Картины Кустодиева показывались на отечественных и международных выставках, неизменно собирая большую прессу.
В 1909 году его избрали академиком живописи.
Все было, казалось бы, хорошо, но художника подстерегала тяжелейшая болезнь. Первые ее признаки дали о себе знать в 1909 году.
В 1911 году с диагнозом "костный туберкулез" он лечился в швейцарской частной клинике. В 1913 году у него нашли опухоль в спинномозговом канале, и в Берлине сделали ему первую операцию.
После
повторной операции в 1916 году у Кустодиева развился необратимый паралич нижней
части тела. С тех пор, по собственным словам Кустодиева, "его миром стала
его комната". Но еще – память, воображение. Именно в это время он пишет те
праздничные, жизнелюбивые картины, по которым его по преимуществу и знают.
На полотнах появляются пестрая провинциальная жизнь, праздники, знаменитые кустодиевские купчихи и красавицы.
Художник устремленно творит фантастический и ностальгический мир, который – странным образом – глядится реальнее окружающей действительности.
Революцию Кустодиев встретил с надеждами. В 1918 году участвовал в оформлении Петрограда по случаю годовщины Октябрьской революции.
Тема
современности в первые советские годы заняла чуть ли не главенствующее место в
его творчестве. Он написал несколько "праздничных действ", придумывал
красноармейскую форму, иллюстрировал ленинские сборники.
К прежде любимым темам художник изредка возвращался, как бы прощаясь с выпестованным фантазией прекрасным образом прежней
России.
Кустодиев много работал в новом театре, оформив несколько спектаклей. В 1923 году он вступил в Ассоциацию художников революционной России.
А болезнь прогрессировала. Организм был донельзя ослаблен – ничтожная простуда, повлекшая за собой воспаление легких, свела Кустодиева в могилу.
Он умер 26 мая 1927 года.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.