Презентация по мировой художественной культуре подготовлена ученицей 11 класса гимназии № 405 Санкт-Петербурга Еленой Виноградовой в сотрудничестве с учителем Наталией Всеволодовной Дудкиной в рамках долгосрочного проекта «Культура и искусство XX века».
Презентация относится к разделу «Стили и направления в искусстве» и рассказывает о дадаизме, как одном из направлений в искусстве начала XX века, авангардистском литературно-художественном течении в европейском и американском искусстве, возникшем как протест против традиционных моральных и культурных ценностей.
Объём презентации – 31 слайд.
Дадаизм (dadaism, франц. Dada – деревянная
лошадка), в переносном смысле – бессвязный детский
лепет, авангардистское литературнохудожественное
течение в европейском и американском искусстве,
традиционных
возникшее
моральных и культурных ценностей.
как протест против
Возникновение группы дадаистов в 1916 году было
связано с открытием артистического клуба – “Кабаре
Вольтера” в Цюрихе.
Согласно наиболее распространённой версии,
название течению было выбрано наугад – перочинным
ножиком ткнули в страницу словаря, что вполне
соответствовало иррациональному духу дадаизма.
Один из самых ярких
представителей дадаизма и
его идейный вождь Тристан
Тцара в манифесте 1913 года
писал:
“Дада – это хвост священной
коровы у племени Кру, в
некоторых областях Италии так
называют мать, это может быть
детской
обозначением
деревянной лошадки … и
воспроизведением
младенческого
Во
всяком
нечто
совершенно бессмысленное, что
отныне и стало самым удачным
названием для всего течения”.
лепета.
случае
–
Дадаизм – модернистское течение, ставшее
квинтэссенцией принципа разрушения образности.
Дадаисты
не разрабатывали
художественный стиль.
свой
особый
Они бросались из одной крайности в другую,
числе и
стараясь любыми
вызывающим поведением) эпатировать самодовольного
обывателя.
способами
(в
том
Излюбленные жанры дадаизма – монтаж, коллаж
и "редимейд" (обыденные предметы, представленные
как произведения искусства).
Абсолютный
поколения
нигилизм
дадаистов
был
не
легкомысленной позой, он
спровоцирован
был
историческим контекстом
– войной в Европе 1914 –
1918 гг.
В начале 20х годов
были
еще
свежи
драматические
воспоминания о страшной
бойне,
были
накалены до предела.
страсти
Ф. Пикабиа.
«Вот женщина», 1915
«Как же бессмысленно все то, что написано, сделано и
передумано людьми, если на свете возможны такие вещи! До какой
же степени лжива и никчемна наша тысячелетняя цивилизация, если
она даже не смогла предотвратить эти потоки крови…
Я молод – мне двадцать лет, но все, что я видел в жизни, – это
отчаяние, смерть, страх и сплетение нелепейшего бездумного
прозябания с безмерными муками.
Я вижу, что ктото натравливает один народ на другой и люди
убивают друг друга, в безумном ослеплении покоряясь чужой воле,
не ведая, что творят, не зная за собой вины. Я вижу, что лучшие умы
человечества изобретают оружие, чтобы продлить этот кошмар, и
находят слова, чтобы еще более утонченно оправдать его.
И вместе со мной это видят все люди моего возраста, у нас и у
них, во всем мире, это переживает все наше поколение… Долгие
годы мы занимались тем, что убивали. Это было нашим призванием,
первым призванием в нашей жизни. Все, что мы знаем о жизни, – это
смерть. Что же будет потом? И что станется с нами? »
Э.М. Ремарк. «На западном фронте без перемен»
http://otvet.mail.ru/question/79110366
Дадаизм очень быстро
стал популярным (особенно в
НьюЙорке,
его
возглавил Марсель Дюшан),
но как сформировавшееся
течение
просуществовал
недолго.
где
Он оказал значительное
влияние на другие течения, в
сюрреализм
частности на
(прежде
его
приверженности к абсурду и
фантастике),
абстрактный
экспрессионизм, а также на
концептуальное искусство.
всего
в
Marcel Duchamp Nude More Details marcel
duchamp nude descending a staircase, 1912
Творческое
наследие
Дюшана
невелико, однако
оригинальности
благодаря
своих идей Дюшан считается
одной из самых влиятельных
фигур в искусстве XX века. В
1912
в
употребление термин
"реди
мейд"
"готовое
изделие"), т. е. взятое наобум
изделие
массового
производства, выставленное в
качестве
произведения
искусства.
(англ.
ввёл
–
году
он
Творчество
Дюшана
оказало
на
формирование направлений в
искусстве второй половины XX
влияние
ае
ее
Марс ль Дюш н
(1887 – 1968)
– французский и американский
художник, теоретик искусства,
стоявший у истоков дадаизма и
сюрреализма.
Дюшан вообще отказался от
искусства
для
традиционных
выразительных средств.
Один из его "редимейдов"
"Фонтан"
из
водружённого
табуретку
велосипедного колёсика, полки для
бутылок и писсуара.
состоял
на
"Сообщество независимых
художников",
выставку
которых был привезен этот объект,
сочло "Фонтан" слишком смелым и
отказалось его экспонировать.
на
2004
году
В
назвали
художники
самым
важным
искусства XX века.
британские
"Фонтан"
предметом
«Велосипедное
колесо»
«Фонтан» с автографом
Марселя Дюшана.
Марсель Дюшан однажды сказал: «Если человек
берет пятьдесят банок с супом «Кэмпбелл» и изображает
их
на холсте, нас интересует не возникшее в результате
этой акции изображение, а оригинальность мышления
человека, додумавшегося изобразить пятьдесят банок
супа «Кэмпбелл» на холсте».
Представители дадаизма
Луи Арагон (1897 – 1982), Франция
Хуго Баль (1886 – 1927), Германия, Швейцария
Андре Бретон (1896 – 1966), Франция
Георг Гросс (1893 – 1959), Германия, Франция и США
Отто Дикс, Германия
Марсель Дюшан (1887 – 1968), Франция
Вальтер Зернер (1889 – 1942), Австрия
Кацуо Оно (р.1906), Япония
Ёсиюки Эйсуке (1906 – 1940), Япония
Франсис Пикабиа (1879 – 1953), Франция
Ман Рэй (Man Ray, 1890 – 1976), Франция, США
Филипп Супо (1897 – 1990), Франция
Тацуми Хидзиката (1928 – 1985), Япония
Софи Тойбер-Арп, Швейцария и Франция
Тристан Тцара (1896 – 1963), Румыния, Франция
Отто Фрейндлих (1878 – 1943), Германия, Франция
Франс с Пикаби
ие
ае
(1879 – 1953) – французский
художникавангардист,
график и писательпублицист
"Наша голова имеет круглую форму,
чтобы мысль могла менять направление."
Франсис Пикабиа (Francis Picabia)
Ф. Пикабия.
«Женщина со спичками»,
1924 – 1925.
Частная коллекция
Работы дадаистов
Франсис Пакабиа
– один из
основоположников
дадаизма.
Источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E0%E4%E0%E8%E7%EC
http://allpainters.ru/napravleniya/dadaizm.html
http://www.bibliotekar.ru/slovarimpr/283.htm
http://
www.wikiart.org/ru/francispicabia/younggirl#supersizedarti
stPaintings236791
http://www.liveinternet.ru/users/bogsve/post258515410/
Франсис
Пикабиа
(Francis Picabia
Edtaonisl).
(Clergyman),
1913.
Art Institute of
Chicago
Франсис Пикабиа. «Дада движение», 1919
«Portrait de
femme aux
allumettes».
Artist: Francis
Picabia,
1923 – 1925
Ганс Арп.
«Геометрически
е формы», 1914
год
Тео ван Дусбург.
Плакат с
объявлением
вечера дадаистов
Francis Picabia.
«Adam and Eve»,
1931
Francis Picabia. «Abstract Composition», 1937
Francis Picabia. «Love Parade»
(«Парад любви»), 1917
Francis Picabia. «Carnaval»,
1924 – 1927
Francis Picabia. «Thursday Jeudi», 1951
Francis Picabia.
«Young Girl», 1912
Презентация подготовлена
ученицей 11б класса гимназии № 405
Е.Виноградовой в сотрудничестве
с учителем Н. В. Дудкиной
СанктПетербург, 2014