Футуризм (от лат. futurum – будущее) – авангардистское художественное течение 1910-х – начала 1920-х гг. XX в., наиболее полно проявившееся в Италии и России. Автор слова и основоположник направления – итальянский поэт Филиппо Маринетти. Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим.
Право поэта на свою орфографию. Словотворчество. Скорость. Ритм. Свои картины футуристы посвящали поезду, автомобилю, самолётам. Словом, все сиюминутные достижения цивилизации, упоённой техническим прогрессом.
Н.Гончарова. «Велосипедист», 1913
(22 декабря 1876 – 2 декабря 1944)
– итальянский писатель, поэт, основатель футуризма.
«Слова на свободе», 1914
(22 декабря 1876 – 2 декабря 1944)
– итальянский писатель, поэт, основатель футуризма.
Маринетти основал целый ряд футуристических журналов («Lacerba», «Poesia») и издательство («Poesia»).
Автор первого манифеста футуризма (опубликован в парижской «Фигаро» 20 февраля 1909). В 1910 издал роман «Мафаркафутурист». Маринетти – один из основоположников аэроживописи.
Портрет Томмазо Маринетти
Основные черты футуризма:
Ø разрыв с традиционной культурой;
Ø стихийное ощущение “неизбежности крушения старья”; Ø стремление передать хаотический пульс жизни, мгновенной смены событий-переживаний;
Ø словотворчество, отрицание синтаксиса как такового, новые формы построения поэтического текста.
Главные художественные принципы направления – скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение – так называемый принцип симультанности.
Помимо Маринетти, основоположниками футуризма были Джакомо Балла, Умберто Боччони, Луиджи Руссоло, Карло Карра, Джино Северини.
Luigi Russolo, Carlo Carrà, Filippo
Tommaso Marinetti,
Umberto Boccioni and Gino Severini in front of Le Figaro, Paris, February 9, 1912
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Gino_Severini?uselang=ru#/media/File:Russolo,_Carr %C3%A0,_Marinetti,_Boccioni_and_Severini_in_front_of_Le_Figaro,_Paris,_9_February_1912.jpg
Помимо Маринетти, основоположниками футуризма были Джакомо Балла, Умберто Боччони, Луиджи
Руссоло, Карло Карра, Джино Северини.
«Под перголой в Неаполе»
Помимо Маринетти, основоположниками футуризма были Джакомо Балла, Умберто Боччони, Луиджи Руссоло, Карло Карра, Джино Северини.
Карло Карра (11 февраля 1881 года, Куарньенто, Пьемонт – 13 апреля 1966 года, Милан) – итальянский художник и график, представитель школ футуризма и метафизической живописи.
Карло Карра изучал живопись на вечерних курсах в Академии Брера в Милане и вначале работал как художник по декорациям.
В 1899 – 1900 годах, во время Всемирной выставки, молодой художник приезжает в Париж и знакомится там с современной французской живописью.
В 1909 году он знакомится с футуристами, и совместно с Руссоло, Балла, Северини и Боччони в 1910 году подписывает «Манифест футуристической живописи». Среди картин этого периода – «Похороны анархиста
Галли» (1909).
Осенью 1911 года Карло Карра вторично приезжает в Париж, встречается там с Аполлинером, Пикассо, Браком, Леже и другими французскими художниками, представителями авангарда.
Здесь, как и молодые французы, подпадает под влияние живописи Сезанна и пишет картины в стиле кубизма.
В 1913 году выходит в свет его манифест «Живопись звуков, шумов, запахов», в котором художником провозглашается одновременность наступления восприятия какого-либо произведения искусства всеми органами чувств – зрением, слухом и обонянием.
Собственный стиль, в духе метафизической живописи, сформировался у Карло Карра позднее, после знакомства с Джорджо Де Кирико.
Карло Карра. «Похороны анархиста Галли»
Карло Карра. «Конь»
Карло Карра. «Портрет Маринетти»
Умберто Боччони (19 октября 1882,
Реджо-ди-Калабрия – 17 августа 1916, Верона) – итальянский художник, скульптор и теоретик футуризма.
В 1897 году Боччони посещал технический лицей, после получения диплома сотрудничал с местными газетами. В 1901 году переехал в Рим, обучался живописи в Вольной школе обнажённой натуры при Академии изящных искусств в Риме. Одновременно вместе с Джино Северини изучал технику пуантилизма у Джакомо Балла.
В 1901 – 1902 годах Балла знакомит Северини и Боччони со своей развитой из дивизионизма техникой живописи и
позднее составляет с ними два манифеста футуризма (в 1910 году). Посетил Париж Автопортрет Умберто Боччони
(1902), Берлин и Петербург (1903 – 1904).
В 1906 году изучал импрессионизм и постимпрессионизм в Париже. В конце 1906 – начале 1907 года посещал курсы рисования в Академии изящных искусств (Венеция). В 1907 году поселился в Милане, где познакомился с футуристами.
Особое влияние на Боччони оказал Филиппо Маринетти.
Боччони адаптировал идеи Филиппо Маринетти к визуальному искусству, выпустив в 1910 году «Технический манифест футуристической живописи».
Боччони стал одним из главных теоретиков движения. Он также решил заняться скульптурой в 1912 году после посещения парижских студий Жоржа Брака, Раймона Дюшан-Вийона, Александра Архипенко, Константина
Автопортрет Умберто Боччони
Брынкуши, и, вероятно, Медардо Россо.
Умберто Боччони. «Gli addii», цикл «Состояния души»
Умберто Боччони. «Улица входит в дом»
Умберто Боччони. «Симультанное зрение»
Джакомо Балла (18 июля 1871, Турин – 1 марта 1958, Рим) – итальянский художник, один из основоположников итальянского футуризма. В 1900 году художник уезжает в Париж, где знакомится с импрессионизмом и пуантилизмом. В 1901 – 1902 годах знакомит Северини и Боччони со своей, техникой живописи и составляет с ними два манифеста футуризма (в 1910 году).
Со своими «разорванным движением» и «подвижным светом» явился одним из предтеч абстракционизма.
Как убеждённый приверженец спиритизма, он строит свою живопись как «метафизические полотна», рассчитывая передать красками душевное состояние или мимолётные чувства без внешней Портрет Джакомо Балла связи с конкретным изображением.
Джакомо Балла. «Динамизм собаки на поводке», 1912
Джакомо Балла. «Динамизм собаки на поводке». 1912. Фрагмент
Джакомо Балла. «Пессимизм и оптимизм»
овладел миланскими
Балла, Джино
манифест
футуристической живописи».
Портрет Луиджи Руссоло
В своих полотнах этого периода футуристический
культ машин и движения, выраженный геометрическими и целиком начал Луиджи фигуративной
Портрет Луиджи Руссоло
Луиджи Руссоло. «Сюжет 7»
Луиджи Руссоло. «Люди» Луиджи Руссоло. «Сюжет 2»
Джино Северини (7 апреля 1883, Кортона – 26 февраля 1966, Париж) – итальянский художник, график и
скульптор. Он известен, в первую очередь, как представитель футуризма и кубизма в искусстве. Учился живописи и рисунку в Риме, где в 1900 году познакомился с Джакомо Балла, у которого перенял дивизионистическую технику рисунка.
Начиная с 1910 года, ночная жизнь большого города стала главной темой произведений Северини, в которых можно заметить признаки футуристического направления, выражающиеся в динамике и резкости изображения. В 1910 году вместе с художниками и скульпторами У. Боччони, К. Карра, Л. Руссоло и Д. Баллой подписал
«Технический Манифест футуристической Портрет Джино Северини живописи».
Одна из лучших картин Северини – «Танец Пан-Пан в Монико» (1911) – была утрачена во время Второй мировой войны; выполненное в 1959 году авторское повторение несколько отличается от оригинала. Северини принимал активное участие в подготовке первой коллективной выставки футуристов в Париже (1912).
Его первая персональная выставка состоялась в 1913 году в Лондоне.
После 1912 года он постепенно обращался к манере синтетического кубизма. Начиная с 1916 года вернулся к жизнеподобным формам. В 1921 году опубликовал очерк «От кубизма к классицизму». В 20 – 30-е годы XX века для Северини характерна живопись и графика классически ориентированного реализма.
Портрет Джино Северини
Джино Северини. «Танец Пан-Пан в Монако»
Джино Северини. «Голубая танцовщица» Джино Северини. «Весна»
Собственно сам футуризм как некое целостное художественно-эстетическое движение завершился с началом Первой мировой войны. Уцелевшие после войны футуристы двигались в искусстве каждый в своем направлении. Но в основном, как художественное течение футуризм скоро исчерпал свои идеи и формальные возможности. Тем не менее, футуризм оказал определенное воздействие на многие виды искусства XX века, в частности, на театр, кино, видео-арт.
Дэвид Бомберг. «В багажном отделении», 1914
Приложения
Умберто Боччони.
«Симультанные образы», 1911
Филиппо Маринетти,
«Слова на свободе»,
1914
Балла Джакомо. «Полёт ласточек» Умберто Боччони. «Под перголой в
Неаполе»
Луиджи Руссоло. «Мост Тауэр»
Мозаика Джино Северини на фасаде Палаццо делле Poste
Александрийский
Карло Карра, «Заколдованная комната. Муза метафизики»
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Маринетти, Филиппо Томмазо;
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Футуризм;
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Карра, Карло;
4.
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Балла, Джакомо;
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Руссоло, Луиджи;
7. http://www.designonstop.com/webdesign/trends/futurizm-stil-vizobrazitelnom-iskusstve-i-ego-osobennosti.htm; Футуризм – стиль в изобразительном искусстве и его особенности;
8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Северини, Джино.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.