Презентация по МХК на тему «Голубая роза» (11 класс)
Оценка 4.8

Презентация по МХК на тему «Голубая роза» (11 класс)

Оценка 4.8
Презентации учебные
pdf
искусство +2
11 кл +1
30.06.2017
Презентация по МХК на тему «Голубая роза» (11 класс)
Презентация по мировой художественной культуре подготовлена ученицей 11 класса гимназии № 405 Санкт-Петербурга Алиной Ердаковой в сотрудничестве с учителем Наталией Всеволодовной Дудкиной в рамках долгосрочного проекта «Культура и искусство XX века». Презентация относится к разделу «Художественные объединения XX века» и рассказывает о содружестве шестнадцати молодых живописцев, которое в конце XIX – начале XX века сформировалось в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и получило впоследствии название «Голубая роза». Объём презентации – 41 слайд.
++11б Ердакова. Голубая роза. 14.1.pdf




В конце XIX – начале XX века в Московском училище живописи, ваяния и зодчества сформировалось содружество шестнадцати молодых живописцев, получившее впоследствии название «Голубая роза». 

Их лидеры Павел Кузнецов и Пётр Уткин – были выходцами из старинного волжского города Саратова. Кроме них, в группу входили: А.А. Арапов, Н.Н. Феофилактов, Н.П. Крымов, Н.Д. Милиоти, Н.Н. Сапунов, М.С. Сарьян, С.Ю. Судейкин, скульптор А.Т. Матвеев, К.С. Петров-Водкин в начале своего творческого пути и другие. М.А. Врубель также принимал участие в их выставках.

Всех их можно было встретить в "Обществе свободной эстетики", где «голуборозовцы» выделялись экстравагантностью поведения и манер, что, по их мнению, пристало новым преобразователям жизни. 


О художественном преображении жизни писал весной 1907 года Федор Сологуб: «Беру кусок жизни, грубой и бедной, и творю из него сладостную легенду, ибо я - поэт». 

Изменять мир и жизнь творческим взлетом таланта призывал Константин Бальмонт:

Подобно французским «набидам» (художникам-пророкам: Боннару, Вюйару, Дени), они считали себя провозвестниками нового вида искусства, главной целью которого стало создание масштабной картины-панно, где синтезировались бы все виды искусства: живопись, архитектура, музыка, поэзия, а также театрально-декорационное искусство. 

Особое значение придавалось музыке с её бесконечностью, одухотворённостью, импровизационностью. Музыкальная ритмика картин заставляла их жить  своей жизнью, создавала трансцендентное бытие, существуя вне реального времени и пространства. 

В этих проникнутых музыкой символах чувствуется связь с картинами другими представителей европейского символизма: знаменитыми панно «Танец» и «Музыка» Анри Матисса, «Адажио» и «Симфония» Поля Синьяка, «Голубые танцовщицы»  Эдгара Дега, театральными афишами  Анри Тулуз-Лотрека…

Эдгар Дега. 

«Голубые танцовщицы»

А начиналось всё с «музыкальных» полотен духовного наставника молодых художников, саратовца В. Э. Борисова-Мусатова

Его картины-элегии с размытыми в тумане красками, неспешным ритмическим движением напоминают давно забытый старинный мотив, несущий неразгаданную вековую печаль. Герои его произведений находятся между сном и явью или кажутся погружёнными в мистический сон, что делает их обитателями иных миров («Сон божества»). 

Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович. «Сон божества», 1904 – 1905 гг.

В картине «Призраки», программном произведении живописца, все эти черты воплотились в полной мере: персонажи как бы скользят мимо нас по воздушной поверхности. Ожившие статуи и фигура девушки воспринимаются, как отражения на тёмной глади воды. Их движение напоминает расходящиеся по её поверхности круги. Малейшее дуновение утреннего ветерка – и всё навеки исчезнет в реке забвения.




В 1904 году художники организовали в Саратове выставку «Алая роза». Фигурирующая в названии Роза – это метафизический символ, известный еще с эпохи Средневековья, возлюбленный как философами Востока, так и Запада. 

Имя Розы – это вечная неразгаданность тайного кода Вселенной. В выставке принимал участие и Виктор Борисов-Мусатов. 


Вскоре цвет алой розы как цвет реальности, свежести, плоти и крови перестаёт удовлетворять художников и превращается в оттенок сине-голубой. Отныне объединение живописцев называется «Голубая роза». 

Предпочтение голубого цвета не простая дань моде. Сине-голубые тона – символ эпохи модерн. Это цвет средневековых фресок Испании, Англии, России, иллюминированных манускриптов, роскошных эмалей. 

Однако лирическая печаль некоторых произведений художников «Голубой розы» (воздействие полотен Борисова-Мусатова) не главный двигатель их мировоззрения. Голубой цвет для молодых людей, не отягчённых фаустовской скорбью, – это цвет фантазии, мифа, становления нового мира. 

В этом плане показательны картины Павла Кузнецова «Голубой Фонтан» (1905 г., Москва, ГТГ) и «Видение в степи» (1910 г., Москва, ГТГ), где обыденная реальность преображается под действием волшебства. Художники смотрят на простой мир

      П.В.Кузнецов.         глазами юных героев сказки, и все вокруг сияет небесной

«Голубой фонтан»,        лазурью детства, радости и счастья. Именно ребёнок может

1904 – 1907. увидеть сокрытую от других тайну Вселенной, детская чистота Аукцион MacDougall’s, способна «снова зажечь потухшие глаза человечества».

декабрь 2010. Радостно-восторженный, непредвзятый взгляд на мир глазами ребёнка роднит произведения с примитивизмом и позволяет говорить о них как о провозвестниках русского авангарда. 

Работы молодых авторов из Москвы поразили зрителей нежными, дымчатыми, будто тающими красками и зыбкими, ускользающими формами. Большинство представленных на выставке полотен было создано в стиле модерн в его московском варианте. Вместе с тем часть работ

П.В.Кузнецов. предвосхищала появление авангардных направлений 1910-х «Видение в степи», годов – экспрессионизма, примитивизма.

1910

П.В.Кузнецов.

«Голубой фонтан», 1905


Сапунов

Николай Николаевич.

«Голубые гортензии», 1907

 

 

П.В.Кузнецов.  «Натюрморт с сюзане»,  1913 г. ГТГ, Москва

Сюзане (сузани,  в переводе с перс. «шитые иглой») вышитое декоративное панно

из белой,  реже цветной хлопчатобумажной ткани или шелка.

В.Э. Борисов-

Мусатов.

Розы. Бумага, акварель


18 марта 1907 года в Торговом доме М. С. Кузнецова на Мясницкой состоялась юбилейная выставка, знаменующая 10-летие группы молодых художниковсимволистов. Она стала эпохальным событием в истории русского искусства. 

В этой выставке принимали участие Н. Сапунов, А. А. Арапов, П. В. Кузнецов, Н. П. Крымов, братья Н. Д. и В. Д. Милиоти, Н. П. Феофилактов. Новое направление в искусстве стало именоваться по названию выставки «голуборозовским».

Всё происходило на Мясницкой, 8 (Дом фарфора), в доме Кузнецова, построенном Ф. О. Шехтелем в 1889 – 1903 годах, на втором этаже. Организована она была на средства Н. П. Рябушинского,  он же был её куратором, а М. С. Кузнецов предоставлял выставочное пространство, где его родственнику предоставлялась полная творческая свобода. 

К выставке тщательно готовились. Её проект долго обсуждался в редакции журнала «Золотое Руно», а также в меблированных комнатах, размещавшихся над кофейней Д. Филиппова на Тверской, где и жило большинство её участников.

Выставку посетило более пяти тысяч человек.

Показ работ молодых московских новаторов вызвал усиленную полемику среди художественной интеллигенции: в журнале «Весы» с резкими критическими отзывами выступил И. Э. Грабарь, призывавший голуборозовцев уйти из «царства теней» в солнечный мир реальности. 

Ответное заявление на страницах журнала «Золотое руно» опубликовал В. Милиоти: в нём художник отстаивал значение выставки как новой вехи в развитии русского искусства.


Место проведение выставки – бывшее правление «Товарищества М. С. Кузнецова»  (Мясницкая улица, 8-2, архитектор Ф. О. Шехтель). Ныне – магазин «Фарфор».

В результате выставка в Торговом доме Товарищества стала не просто выставкой, а настоящим интерактивным действом, только на этот раз выходившим за рамки домашних и заводских постановок Кузнецовых. Стены были обиты материей голубовато-серых тонов, полы устланы коврами тех же оттенков. 

Картины имели непривычные для живописи названия: «Испуг», «Шум моря», «Увядающее Солнце», «Предчувствие девы» и были выдержаны в голубой тональности, едва проступая на фоне стен. Художники с букетиками блёклых цветов в петлицах прохаживались у своих работ. Тихо звучала музыка.  Художник Сергей Виноградов вспоминал, что это «Была сенсация в московском мире искусства. И устроена она была с такой исключительной изысканностью красоты, что подобного не видели никогда. Благоухала выставка цветами, невидимый оркестр как-то тихо и чувствительно играл, красота нежных мягких красок в картинах, наряднейшая красивая толпа, небольшой размером каталог, на обложке его по рисунку Сапунова голубая роза – нежная, блёклая – всё так гармонично, чарующе, так цельно,

                     красиво и радостно…».                 Обложка каталога выставки 

«Голубая Роза»

По воспоминаниям, в вечерние часы на выставке устраивались специальные «исполнительские собрания», на которых шли беседы о новых задачах, стоявших перед искусством. Собирался весь цвет московских символистских кругов. «Выступали с чтением стихов и прозы Брюсов, Бальмонт, Ремизов. Читали доклады Балтрушайтис, А. Белый. Исполняли свои произведения Скрябин, Ребиков, Черепнин, Спендиаров. Играл Игумнов. Греческие танцы продемонстрировала госпожа К.Я. – последовательница Айседоры Дункан».

П. Кузнецов развивал вновь тему фонтана («Белый фонтан»), Сарьян сказки и сны, Уткин продолжил мотив «ночей». 

Но теперь «Голубая роза» впервые обрела свой собственный символ, выразивший настроения той эпохи и стала сплочённой группой в 16 человек вместе с выступившим с ними в качестве художника Н. Рябушинским.

Всё члены объединения «Голубая роза» вскоре после выставки разъехались кто куда, получив масштабные заказы от их меценатов. Кузнецов декорирует виллу Рябушинского «Чёрный лебедь», Сапунов и Судейкин дом Носовых, Дриттенпрейс исполняет эскизы декоративного оформления зала заседаний Общества «Свободная эстетика», потом убранство интерьера «Русского охотничьего клуба» и проект загородного дома в Иваново-Вознесенске. 

Кузнецов, Уткин, Матвеев начинают работу по       декоративному       оформлению архитектурно-паркового    ансамбля усадьбы Жуковского в Крыму (Кучук-

Кой).

Следующим важным событием в жизни голуборозовцев стала первая русскофранцузская выставка 1908 года «Салон «Золотого Руна». В рамках этого мероприятия состоялся диалог русских и французских художниковсимволистов.

Среди последних были Боннар, Брак, Дега, Дени, Дерен, Сезанн, Гоген, Ван Гог, Марке, Матисс, Ренуар, Руо, Бурдель, Майоль, Роден и другие. 


Под воздействием новаторского искусства Европы русские художники «Голубой розы» делают свои живописные панно ещё более декоративными. Художники всё дальше уходят от плодов цивилизации. Их привлекает реальность первозданная – мир древней степи (П. Кузнецов), жизнь Востока (М. Сарьян), мир русского фольклора (Н. Милиоти), народная стихия ярмарок и балаганов (Н.Сапунов, С. Судейкин). Последний связал свою жизнь с театрально-декорационным искусством и после эмиграции в Нью-Йорк сосредоточился исключительно на оформлении спектаклей Ковент-Гардена и Метрополитен-оперы. 

Художественное объединение «Голубая роза» из-за своего ухода от реализма, условности и излишнего декоративизма («формализма») было незаслуженно «забыто» в советский период. И только сравнительно недавно мы смогли понастоящему оценить их детскую веру в сказку и волшебство, чистые, незамутнённые образы созданного ими лазурного мира.


С.Судейкин. «Прогулка маркизы на остров любви»

Н. Н. Сапунов. «Карусель».

1908 г. ГРМ, Санкт-Петербург 

Н.Н. Сапунов

«Цветы и фарфор», 1912


В.Д. Милиоти.

«Вечерний праздник». 1900 г. Русский музей


М.С. Сарьян. 

«Озеро фей». 

1905 г. ГТГ, Москва


П.С. Уткин.

«Сон».  Декоративное панно, 1900 г. Русский музей.

 

 

В.Э. Борисов-Мусатов.

«Парк погружается в тень»,

1904


В.Э.Борисов -Мусатов. «Водоем», 1902

П.Милиоти. 

«Хоровод»

Список  источников

ühttp://www.portal-slovo.ru

ühttp://www.5arts.info

ühttp://ru.wikipedia.org

ühttp://www.liveinternet.ru/us ers/4652778/post274059248

ühttp://lib.nspu.ru/umk/69b8e

0dea1048288/t6/ch2.html






















Презентация по МХК на тему «Голубая роза» (11 класс)

Презентация по МХК на тему «Голубая роза» (11 класс)

В конце XIX – начале XX века в

В конце XIX – начале XX века в

Всех их можно было встретить в "Обществе свободной эстетики", где «голуборозовцы» выделялись экстравагантностью поведения и манер, что, по их мнению, пристало новым преобразователям жизни

Всех их можно было встретить в "Обществе свободной эстетики", где «голуборозовцы» выделялись экстравагантностью поведения и манер, что, по их мнению, пристало новым преобразователям жизни

О художественном преображении жизни писал весной 1907 года

О художественном преображении жизни писал весной 1907 года

Подобно французским «набидам» (художникам-пророкам:

Подобно французским «набидам» (художникам-пророкам:

Музыка» Анри Матисса, «Адажио» и «Симфония»

Музыка» Анри Матисса, «Адажио» и «Симфония»

Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович

Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович

Их движение напоминает расходящиеся по её поверхности круги

Их движение напоминает расходящиеся по её поверхности круги

В 1904 году художники организовали в

В 1904 году художники организовали в

Предпочтение голубого цвета не простая дань моде

Предпочтение голубого цвета не простая дань моде

Однако лирическая печаль некоторых произведений художников «Голубой розы» (воздействие полотен

Однако лирическая печаль некоторых произведений художников «Голубой розы» (воздействие полотен

Работы молодых авторов из Москвы поразили зрителей нежными, дымчатыми, будто тающими красками и зыбкими, ускользающими формами

Работы молодых авторов из Москвы поразили зрителей нежными, дымчатыми, будто тающими красками и зыбкими, ускользающими формами

Презентация по МХК на тему «Голубая роза» (11 класс)

Презентация по МХК на тему «Голубая роза» (11 класс)

Сапунов Николай Николаевич. «Голубые гортензии», 1907

Сапунов Николай Николаевич. «Голубые гортензии», 1907

Презентация по МХК на тему «Голубая роза» (11 класс)

Презентация по МХК на тему «Голубая роза» (11 класс)

П.В.Кузнецов. «Натюрморт с сюзане», 1913 г

П.В.Кузнецов. «Натюрморт с сюзане», 1913 г

В.Э. Борисов- Мусатов. Розы

В.Э. Борисов- Мусатов. Розы

Презентация по МХК на тему «Голубая роза» (11 класс)

Презентация по МХК на тему «Голубая роза» (11 класс)

Торговом доме М. С. Кузнецова на

Торговом доме М. С. Кузнецова на

И. Э. Грабарь , призывавший голуборозовцев уйти из «царства теней» в солнечный мир реальности

И. Э. Грабарь , призывавший голуборозовцев уйти из «царства теней» в солнечный мир реальности

Место проведение выставки – бывшее правление «Товарищества

Место проведение выставки – бывшее правление «Товарищества

Кузнецова» (Мясницкая улица, 8-2, архитектор

Кузнецова» (Мясницкая улица, 8-2, архитектор

Картины имели непривычные для живописи названия: «Испуг», «Шум моря», «Увядающее

Картины имели непривычные для живописи названия: «Испуг», «Шум моря», «Увядающее

По воспоминаниям, в вечерние часы на выставке устраивались специальные «исполнительские собрания», на которых шли беседы о новых задачах, стоявших перед искусством

По воспоминаниям, в вечерние часы на выставке устраивались специальные «исполнительские собрания», на которых шли беседы о новых задачах, стоявших перед искусством

Всё члены объединения «Голубая роза» вскоре после выставки разъехались кто куда, получив масштабные заказы от их меценатов

Всё члены объединения «Голубая роза» вскоре после выставки разъехались кто куда, получив масштабные заказы от их меценатов

Кузнецов, Уткин, Матвеев начинают работу по декоративному оформлению архитектурно-паркового ансамбля усадьбы

Кузнецов, Уткин, Матвеев начинают работу по декоративному оформлению архитектурно-паркового ансамбля усадьбы

Под воздействием новаторского искусства

Под воздействием новаторского искусства

И только сравнительно недавно мы смогли понастоящему оценить их детскую веру в сказку и волшебство, чистые, незамутнённые образы созданного ими лазурного мира

И только сравнительно недавно мы смогли понастоящему оценить их детскую веру в сказку и волшебство, чистые, незамутнённые образы созданного ими лазурного мира

С.Судейкин. «Прогулка маркизы на остров любви»

С.Судейкин. «Прогулка маркизы на остров любви»

Н. Н. Сапунов. «Карусель».

Н. Н. Сапунов. «Карусель».

ГРМ, Санкт-Петербург

ГРМ, Санкт-Петербург

В.Д. Милиоти. «Вечерний праздник»

В.Д. Милиоти. «Вечерний праздник»

Презентация по МХК на тему «Голубая роза» (11 класс)

Презентация по МХК на тему «Голубая роза» (11 класс)

М.С. Сарьян. «Озеро фей»

М.С. Сарьян. «Озеро фей»

П.С. Уткин. «Сон». Декоративное панно, 1900 г

П.С. Уткин. «Сон». Декоративное панно, 1900 г

Презентация по МХК на тему «Голубая роза» (11 класс)

Презентация по МХК на тему «Голубая роза» (11 класс)

В.Э. Борисов-Мусатов. «Парк погружается в тень», 1904

В.Э. Борисов-Мусатов. «Парк погружается в тень», 1904

В

В

Э.Борисов -Мусатов. «Водоем», 1902

Э.Борисов -Мусатов. «Водоем», 1902

П.Милиот

П.Милиот

и. «Хоровод»

и. «Хоровод»

Список источников ü http://www

Список источников ü http://www

ü http://www.liveinternet.ru/us ers/4652778/post274059248 ü http://lib.nspu.ru/umk/69b8e 0dea1048288/t6/ch2.html

ü http://www.liveinternet.ru/us ers/4652778/post274059248 ü http://lib.nspu.ru/umk/69b8e 0dea1048288/t6/ch2.html

Презентация по МХК на тему «Голубая роза» (11 класс)

Презентация по МХК на тему «Голубая роза» (11 класс)

Презентация по МХК на тему «Голубая роза» (11 класс)

Презентация по МХК на тему «Голубая роза» (11 класс)

Презентация по МХК на тему «Голубая роза» (11 класс)

Презентация по МХК на тему «Голубая роза» (11 класс)

Презентация по МХК на тему «Голубая роза» (11 класс)

Презентация по МХК на тему «Голубая роза» (11 класс)

Презентация по МХК на тему «Голубая роза» (11 класс)

Презентация по МХК на тему «Голубая роза» (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2017