Презентация по МХК на тему: «Кубизм» (11 класс)

  • Презентации учебные
  • pdf
  • 13.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по мировой художественной культуре подготовлена ученицей 11 класса гимназии № 405 Санкт-Петербурга Екатериной Батаршиной под руководством учителя Наталии Всеволодовны Дудкиной в рамках долгосрочного проекта «Культура и искусство XX века». Презентация относится к разделу «Стили и направления в искусстве» и рассказывает о кубизме, направлении в искусстве первой чeтвepти XX вeкa, представители которого изображают предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объемов: куба, шара, цилиндра, конуса. Объём презентации – 29 слайдов.
Иконка файла материала ++11а Батаршина Е. Кубизм. 14.1.pdf


Санкт-Петербург, 2014 Кyбизм – направление в искусстве первой чeтвepти XX вeкa, представители которого изображают предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объемов: куба, шара, цилиндра, конуса.

 

Возникновение кубизма в живописи традиционно датируют 1907 годом и обычно связывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа

Брака.

Днем рождения кубизма в искусстве считают       встречу Пикассо и молодого художника Жоржа Брака. 

 

Она случилась при участии поэта       Гийома       Аполлинера, который пригласил Брака   в мастерскую к Пикассо.

 

Пикассо и Брак стали родоначальниками кубизма, и до первой мировой войны активно работали друг с другом, при этом творя историю кубизма.

Пабло Пикассо. 

Автопортрет, 1896 г. 

Музей Пикассо, Барселона 

Родоначальники кубизма основой своего творчества сделали разложение объектов на плоскости, а также разнообразное комбинирование этих плоскостей в пространстве. 

 

Они отказались от передачи реальности при помощи стандартной линейной перспективы и цветовоздушной среды. 

 

Они считали, что смогут добиться интересного художественного эффекта, чередуя плоскости, и исповедовали принцип, что аналитический путь постижения действительности позволяет глубже раскрыть суть тех или иных явлений. 

 

Многие представители кубизма применяли интересный подход при создании картин кубизма, который заключался в том, что один и тот же предмет изображается в одно и то же время с нескольких точек зрения – это позволяло добиваться разностороннего анализа при рассмотрении предмета.

Все началось с того, что Пикассо написал картину «Авиньонские девицы» принципиальную работу для раннего авангардизма. Сейчас-то она выглядит вполне традиционной, а тогда, в 1907 году, настолько потрясла даже ближайших друзей автора, что они заподозрили его в сумасшествии.

 

«Когда-нибудь мы найдем Пабло висящим за ширмой», сумрачно отреагировал на картину Вламинк. 

И даже непримиримый Брак сказал Пикассо: «Ты пишешь

картины, как будто хочешь заставить нас съесть паклю или выпить керосину». Так они все-таки хоть раз побывали в шкуре людей,

П. Пикассо. 

«Авиньонские девицы», 1907.

Музей современного искусства, 

Нью-Йорк 

 

которые смотрят их картины.

Эта работа поставила много вопросов, которые потом будет решать кубизм. 

В ней отсутствуют перспектива и светотень,       массивные        и    весомые фигуры девушек деформированы и огрублены, пропорции их нарушены, одна из них – та, что сидит – показана с двух ракурсов, голова – спереди, а тело – сзади. 

 

Плоскость картины рассечена на жесткие сегменты, а лица некоторых персонажей представляют собой негритянские маски. 

 

Понятно, почему картина вызвала шок. С него и начался первый кубистический период – сезанновский.

П. Пикассо. 

«Авиньонские девицы», 1907.

Музей современного искусства, 

Нью-Йорк 

 




Сезанн – парадоксальная фигура в истории искусства XX века. С одной стороны, это один     из       последних представителей      мощной классической       традиции, идущей       от   Пуссена      – несмотря       на   внешнюю непохожесть на него. 

 

С другой стороны, Сезанн оказался    не   просто предтечей,       а     прямо-таки создателем     раннего авангардизма.        На него ссылались      и    фовисты,       и экспрессионисты, и кубисты, и даже абстракционисты.

Поль Сезанн. «Дом с трещинами в стенах», 

1892 – 1894. Собрание Айра Хаупта, Нью-Йорк

Художники кубизма

 

       Александр Архипенко

       Джино Северини

       Жорж Брак

       Любовь Попова

       Маревна (Мария Брониславовна   

    Воробьёва-Стебельская)

       Натан Альтман

       Осип Цадкин

       Пабло Пикассо

       Рафаэль Забалета

       Ричард Линдер

       Роже де ла Френе

       Фернан Леже

       Хуан Грис

       Юрий Анненков 

       Яннис Моралис


Пабло Пикассо. Автопортрет, 1907. Национальная галерея, Прага

Художники-кубисты произвели революцию в искусстве, они отвергли все условности и каноны оптического реализма, отбросили перспективу, светотень, нашли свои средства художественной выразительности.

В развитии кубизма выделяют три периода:

 

       сезанновский  (1907 – 1909),

 

       аналитический  (1909 – 1912) и

 

       синтетический  (1913 – 1914).

Хуан Грис. «Курильщик», 1913.

Масло, холст, 73 x 54 см.

Музей Тиссен Борнемиса, Мадрид 

«Сезанновский», или ещё по-другому – «негритянский», период связан с открытием и переосмыслением примитивного искусства, начатым Полем Сезанном. 

 

Этот период характеризуется картинами, на которых изображены резкие изломы форм, большие объемы, которые как бы раскладываются на плоскости, создавая ощущуение рельефности в изображении. 

 

Геометризация форм подчеркивала устойчивость и предметность окружающего мира. 

 

Цветовое решение подчеркивало и дробило объем. 

 

Композиции создаются в основном на основе пейзажей, фигур, натюрмортов, написанных с натуры.

Ж. Брак. 

«Скрипка и подсвечник»,

1910. Масло, холст, 50 x 61 см   

Музей современного искусства, Сан-Франциско

Ж. Брак. 

«Дома в Эстаке», 1908.

Художественный музей, Берн

Аналитический период кубизма характеризуется    тем,      что        предмет, изображаемый художником-кубистом, полностью дробился на составляющие его части, расслаивался на мелкие отдельные друг от друга грани. 

 

В результате чего изображение на картинах приобретало разнообразные объемные эффекты, объем превращался в плоскость, передняя грань в боковую, формы смешивались, линии прерывались.

 

Цветовая   палитра      сводилась к черному и белому. Этот период в развитии   кубизма     был       скорее переходным, чем самостоятельным.

Марсель Дюшан. «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912.

Музей искусства, Филадельфия, США

Ж.Брак. «Птица»

Синтетический период продолжался с 1913 по 1914 гг. 

В этот период преобладает декоративность, картины становятся больше похожими на панно.

Джино Северини. 

«Играющий на аккордеоне», 1919  Музей Новеченто, Милан


Пикассо. «Натюрморт с плетеным стулом», 1912. Музей Пикассо, Париж 

Пикассо. «Натюрморт с плетеным стулом», 1912. Фрагмент

Ф. Леже. «Матрос с баржи» («Лодочник»), 1918. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Основной задачей творчества художников-кубистов было создание новой реальности, через отречение от действительности, а не через её постижение. Наиболее яркими представителями кубизма и его основоположниками считают двух великих художников – Пабло Пикассо и Жоржа Брака.

 

Художники в своих работах сопоставляли геометрические поверхности при минимальном сходстве с изображаемыми предметами, они считали, что форма должна быть далека от изображаемого предмета.

 

 В работах не было эмоциональной насыщенности. Линии и формы заменяли чувства. Цвету в произведениях кубистов отводилось минимальное значение, художники стремились использовать его как можно меньше. Это были в основном серые, черные, коричневые цвета. 

 

Образы в произведениях кубистов не имели прототипов в жизни, утрачивали реальность, становились абстрактными, понятными только самому автору. Кубисты открыли ненужность предмета и стали первыми представителями абстрактной живописи.

 

 Живописцы представляли объект как бы с нескольких точек зрения: сверху, снизу, изнутри, сбоку; помещали эти изображения на одном полотне, накладывали одно на другое. Желание изобразить неизобразимое привело к упрощению жанров живописи. 

 

Кубисты не подразделяли работы по жанрам (портрет, пейзаж, натюрморт), а давали им общее название – картина. 

 

Главным завоеванием кубистов искусствоведы считают безграничную свободу.

Современный кубизм

http://artmisto.com/paint/portrait/ 12628-sovremennyy-kubizm-ot-saratyson.html

http://artmisto.com/paint/portrait/ 12628-sovremennyy-kubizm-ot-saratyson.html

http://artmisto.com/paint/portrait/ 12628-sovremennyy-kubizm-ot-saratyson.html

http://artmisto.com/paint /portrait/12628sovremennyy-kubizm-otsara-tyson.html

http://artmisto.com/paint /portrait/12628sovremennyy-kubizm-otsara-tyson.html

Георгий Курасов

(род. 1958, Ленинград) http://krasnoyarsk.g orodzap.ru/blog/fut urizm-v-jivopisikartini/images/

Источники:

 

1.         http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%B7% D0%BC

2.         http://www.izostili.ru/index.php?section_ID=29

3.         http://adindex.ru/publication/gallery/2011/05/24/66224.phtml

4.         http://allpainters.ru/

5.         http://www.pablo-ruiz-picasso.ru/period-cubism.php

6.         http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusst vo/KUBIZM.html

7.         http://picassoart.ru/Picasso_520.php

8.         http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-0106/2678-leger.html

9.         https://adindex.ru/publication/gallery/2013/01/10/95874.phtml

10.   http://blogs.privet.ru/user/geshma/131620874/ 

Посмотрите также