Возникновение кубизма в живописи традиционно датируют 1907 годом и обычно связывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа
Брака.
Днем рождения кубизма в искусстве считают встречу Пикассо и молодого художника Жоржа Брака.
Она случилась при участии поэта Гийома Аполлинера, который пригласил Брака в мастерскую к Пикассо.
Пикассо и Брак стали родоначальниками кубизма, и до первой мировой войны активно работали друг с другом, при этом творя историю кубизма.
Пабло Пикассо.
Автопортрет, 1896 г.
Музей Пикассо, Барселона
Родоначальники кубизма основой своего творчества сделали разложение объектов на плоскости, а также разнообразное комбинирование этих плоскостей в пространстве.
Они отказались от передачи реальности при помощи стандартной линейной перспективы и цветовоздушной среды.
Они считали, что смогут добиться интересного художественного эффекта, чередуя плоскости, и исповедовали принцип, что аналитический путь постижения действительности позволяет глубже раскрыть суть тех или иных явлений.
Многие представители кубизма применяли интересный подход при создании картин кубизма, который заключался в том, что один и тот же предмет изображается в одно и то же время с нескольких точек зрения – это позволяло добиваться разностороннего анализа при рассмотрении предмета.
Все началось с того, что Пикассо написал картину «Авиньонские девицы» – принципиальную работу для раннего авангардизма. Сейчас-то она выглядит вполне традиционной, а тогда, в 1907 году, настолько потрясла даже ближайших друзей автора, что они заподозрили его в сумасшествии.
«Когда-нибудь мы найдем Пабло висящим за ширмой», – сумрачно отреагировал на картину Вламинк.
И даже непримиримый Брак сказал Пикассо: «Ты пишешь
картины, как будто хочешь заставить нас съесть паклю или выпить керосину». Так они все-таки хоть раз побывали в шкуре людей, |
П. Пикассо. «Авиньонские девицы», 1907. Музей современного искусства, Нью-Йорк
|
которые смотрят их картины.
Эта работа поставила много вопросов, которые потом будет решать кубизм.
В ней отсутствуют перспектива и светотень, массивные и весомые фигуры девушек деформированы и огрублены, пропорции их нарушены, одна из них – та, что сидит – показана с двух ракурсов, голова – спереди, а тело – сзади.
Плоскость картины рассечена на жесткие сегменты, а лица некоторых персонажей представляют собой негритянские маски.
Понятно, почему картина вызвала шок. С него и начался первый кубистический период – сезанновский. |
П. Пикассо. «Авиньонские девицы», 1907. Музей современного искусства, Нью-Йорк
|
Сезанн – парадоксальная фигура в истории искусства XX века. С одной стороны, это один из последних представителей мощной классической традиции, идущей от Пуссена – несмотря на внешнюю непохожесть на него.
С другой стороны, Сезанн оказался не просто предтечей, а прямо-таки создателем раннего авангардизма. На него ссылались и фовисты, и экспрессионисты, и кубисты, и даже абстракционисты.
Поль Сезанн. «Дом с трещинами в стенах»,
1892 – 1894. Собрание Айра Хаупта, Нью-Йорк
• Александр Архипенко
• Джино Северини
• Жорж Брак
• Любовь Попова
• Маревна (Мария Брониславовна
Воробьёва-Стебельская)
• Натан Альтман
• Осип Цадкин
• Пабло Пикассо
• Рафаэль Забалета
• Ричард Линдер
• Роже де ла Френе
• Фернан Леже
• Хуан Грис
• Юрий Анненков
• Яннис Моралис
Пабло Пикассо. Автопортрет, 1907. Национальная галерея, Прага
Художники-кубисты произвели революцию в искусстве, они отвергли все условности и каноны оптического реализма, отбросили перспективу, светотень, нашли свои средства художественной выразительности.
В развитии кубизма выделяют три периода:
• сезанновский (1907 – 1909),
• аналитический (1909 – 1912) и
• синтетический (1913 – 1914).
Хуан Грис. «Курильщик», 1913.
Масло, холст, 73 x 54 см.
Музей Тиссен Борнемиса, Мадрид
«Сезанновский», или ещё по-другому – «негритянский», период связан с открытием и переосмыслением примитивного искусства, начатым Полем Сезанном.
Этот период характеризуется картинами, на которых изображены резкие изломы форм, большие объемы, которые как бы раскладываются на плоскости, создавая ощущуение рельефности в изображении.
Геометризация форм подчеркивала устойчивость и предметность окружающего мира.
Цветовое решение подчеркивало и дробило объем.
Композиции создаются в основном на основе пейзажей, фигур, натюрмортов, написанных с натуры.
Ж. Брак.
«Скрипка и подсвечник»,
1910. Масло, холст, 50 x 61 см
Музей современного искусства, Сан-Франциско
Ж. Брак.
«Дома в Эстаке», 1908.
Художественный музей, Берн
Аналитический период кубизма характеризуется тем, что предмет, изображаемый художником-кубистом, полностью дробился на составляющие его части, расслаивался на мелкие отдельные друг от друга грани.
В результате чего изображение на картинах приобретало разнообразные объемные эффекты, объем превращался в плоскость, передняя грань в боковую, формы смешивались, линии прерывались.
Цветовая палитра сводилась к черному и белому. Этот период в развитии кубизма был скорее переходным, чем самостоятельным.
Марсель Дюшан. «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912.
Музей искусства, Филадельфия, США
Ж.Брак. «Птица»
Синтетический период продолжался с 1913 по 1914 гг.
В этот период преобладает декоративность, картины становятся больше похожими на панно.
Джино Северини.
«Играющий на аккордеоне», 1919 Музей Новеченто, Милан
Пикассо. «Натюрморт с плетеным стулом», 1912. Фрагмент
Ф. Леже. «Матрос с баржи» («Лодочник»), 1918. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Основной задачей творчества художников-кубистов было создание новой реальности, через отречение от действительности, а не через её постижение. Наиболее яркими представителями кубизма и его основоположниками считают двух великих художников – Пабло Пикассо и Жоржа Брака.
Художники в своих работах сопоставляли геометрические поверхности при минимальном сходстве с изображаемыми предметами, они считали, что форма должна быть далека от изображаемого предмета.
В работах не было эмоциональной насыщенности. Линии и формы заменяли чувства. Цвету в произведениях кубистов отводилось минимальное значение, художники стремились использовать его как можно меньше. Это были в основном серые, черные, коричневые цвета.
Образы в произведениях кубистов не имели прототипов в жизни, утрачивали реальность, становились абстрактными, понятными только самому автору. Кубисты открыли ненужность предмета и стали первыми представителями абстрактной живописи.
Живописцы представляли объект как бы с нескольких точек зрения: сверху, снизу, изнутри, сбоку; помещали эти изображения на одном полотне, накладывали одно на другое. Желание изобразить неизобразимое привело к упрощению жанров живописи.
Кубисты не подразделяли работы по жанрам (портрет, пейзаж, натюрморт), а давали им общее название – картина.
Главным завоеванием кубистов искусствоведы считают безграничную свободу.
Современный
кубизм
http://artmisto.com/paint/portrait/ 12628-sovremennyy-kubizm-ot-saratyson.html
http://artmisto.com/paint/portrait/ 12628-sovremennyy-kubizm-ot-saratyson.html
http://artmisto.com/paint/portrait/ 12628-sovremennyy-kubizm-ot-saratyson.html
http://artmisto.com/paint /portrait/12628sovremennyy-kubizm-otsara-tyson.html
http://artmisto.com/paint /portrait/12628sovremennyy-kubizm-otsara-tyson.html
Георгий Курасов
(род. 1958, Ленинград) http://krasnoyarsk.g orodzap.ru/blog/fut urizm-v-jivopisikartini/images/
Источники:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%B7% D0%BC
2. http://www.izostili.ru/index.php?section_ID=29
3. http://adindex.ru/publication/gallery/2011/05/24/66224.phtml
4. http://allpainters.ru/
5. http://www.pablo-ruiz-picasso.ru/period-cubism.php
6. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusst vo/KUBIZM.html
7. http://picassoart.ru/Picasso_520.php
8. http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-0106/2678-leger.html
9. https://adindex.ru/publication/gallery/2013/01/10/95874.phtml
10. http://blogs.privet.ru/user/geshma/131620874/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.