Презентация по МХК на тему «Тень как символ в искусстве»
Оценка 4.7
Презентации учебные
pptx
МХК
8 кл
21.02.2019
Тень обратна свету. В искусстве, также в философии тень связана с негативным началом, противоположностью положительного и солнечного, также с понятием «второго я». Тень считалась вторым человеческим телом, наделенным магическими свойствами.
У первобытных народов тень — душа или второе «я», которое особенно связывали с душами умерших. В Китае бессмертные, прозрачные по своей физической сущности, не отбрасывали тени, в то время как в западном фольклоре людей, не имеющих тени, подозревали в том, что они продали свои души дьяволу и являются в этом смысле «несуществующими» (тень — доказательство материальности объекта или субъекта).
В некоторых племенах наступить на чью-либо тень — значит нанести смертельное оскорбление. Нужно следить за тем, куда падает тень, чтобы не попасть в тень другого человека.
Согласно мусульманским традициям, тень Аллаха — символ властелина на земле.
В Индии существовала вера в тени святых, обладающие удивительным качеством: они неуничтожимы. Считалось, что мифологическая птица Хумайя делает царём человека, на которого бросает свою тень. В Африке тень ассоциируется с духом.
Тень.pptx
Презентация по МХК на тему «Тень как символ в искусстве»
ТЕНЬ КАК СИМВОЛ
В ИСКУССТВЕ
МОЯ ГАЛЕРЕЯ
Презентация по МХК на тему «Тень как символ в искусстве»
Тень – непреходящая тема в искусстве… Свет
не может ее изгнать!
Ей отдают должное как в философском
смысле, так и в «техническом» подтексте.
Признанные художники, «мастера света
и тени», не просто играли полутонами.
Используя тень, они стремились показать
сущность мировосприятия, мироощущения.
ТЕНЬ КАК СИМВОЛ
В ИСКУССТВЕ
Презентация по МХК на тему «Тень как символ в искусстве»
Живопись возникла
благодаря тени, - так
считали в Древней Греции.
Сюжет, изображенный на
полотне выдающегося
британского живописца 18-го
столетия Джозефа Райта,
передает древне-римскую
легенду: «Коринфская
дева, дочь гончара
из Сикиона, обвела на стене
профиль своего
возлюбленного,
отбрасываемый в свете
свечи, и попыталась его
сохранить…»
Презентация по МХК на тему «Тень как символ в искусстве»
«…Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий
носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел
Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет
днем, а тьму ночью» (Ветх. Завет. Быт. 1: 2−5).
Впоследствии это деяние Всевышнего обрело глубокое философское
значение: противостояние света и тьмы, добра и зла, белого и черного
воздействовало на формирование мироощущения в европейской
В искусстве Средневековья падающая тень почти не встречается или
культуре.
подается условно.
В эпоху Ренессанса тень стали использовать для придания
изображению реалистичности.
РАЗДЕЛЕНИЕ И
УТВЕРЖДЕНИЕ
Презентация по МХК на тему «Тень как символ в искусстве»
Разделение и
утверждение
В 1410 г. Джентиле да Фабриано
рисует панно «Стигматизация
святого Франциска»: падающий
свет освещает небольшой участок
горы и, рассеивающийся деревьями,
впечатляюще отражает на землю
силуэт святого.
утвердительным началом.
Если Средневековье открыло
в живописи красоту и поэзию света,
то Возрождение раскрыло
в искусстве красоту и поэзию тени.
Тень становится формообразующим,
Презентация по МХК на тему «Тень как символ в искусстве»
Разделение и
утверждение
Мазаччо делает тень сюжетным ядром
Первый великий художник XV века
композиции в росписи Капеллы
Бранкаччи («Петр исцеляет тенью»,
1424−1425 гг.) как источник божественной
благодати. Во фреске Мазаччо святой
появляется в ореоле тени.
В эпоху Ренессанса тень приобрела также
дополнительное символическое
значение, связанное с темой Благовещения.
В работах Яна ван Эйка, Лоренцо ди Креди
и Лодовико Карраччи тень, отбрасываемая
архангелом Гавриилом или девой
Марией, символизирует «тень
Вседержителя», властью которого Христос
воплотился в облике человека.
Презентация по МХК на тему «Тень как символ в искусстве»
Один из крупнейших представителей искусства Высокого
Возрождения Леонардо да Винчи немало внимания уделял роли
света и тени в изобразительном искусстве.
Для великого Леонардо картина — это тень тени человеческой
(в отличие от Средневековой живописи, изображавшей свет света
Господня). Для него темное выступает как воплощение
земли, земного начала, образ глубины земных недр.
Леонардо не любит яркого света: «…Чрезмерный свет создает
грубость», обнажает, оскорбляет эту скрытую в полутьме тайну
живого. Тень для Леонардо — воплощение тайны и поэзии жизни.
В XVI веке художники начинают связывать тень уже с понятием
перспективы.
СВЯЩЕННЫЙ МРАК
Презентация по МХК на тему «Тень как символ в искусстве»
Священный мрак
Тень как самостоятельный философский
образ использовал в своем творчестве
Микеланджело Меризи
де Караваджо.
На полотне «Ужин в Эммаусе» (1601 г.)
изображена встреча апостолов с Христом
после его смерти.
Тень над головой Христа повторяет нимб
своей формой, но не цветом. Мало кто
мог отважиться нарушить многовековую
традицию и лишить нимб символики
небесного света.
В картине все предельно
приземлено, а тронутое порчей яблоко
напоминает о первородном грехе.
История Христа
переживается сугубо
с точки зрения человеческой
судьбы, и черная тень
превращается в символ
Рока.
Презентация по МХК на тему «Тень как символ в искусстве»
Священный мрак
У художников эпохи барокко (Ж. Леклера, М.
Стома, Х. Тербрюггена и др.) тень - это
воплощение священного в повседневной
жизни. Контрастное ночное освещение придает
религиозным композициям глубокое
напряжение. Тусклый, тяжелый свет вызывает
ощущение драматичной
загадочности, таящейся в реальной жизни.
На картине Жоржа де Латура «Магдалина
перед свечой» (1630 г.) яркое пламя свечи
погружает молодую женщину в бесконечное
безмолвие, атмосферу глубокого мистицизма
и тихой меланхолии. Свеча отражает тему
борьбы света и тени.
Латур передает «ночь» — опустошенность
человеческой души, которая может осознать
себя лишь через свет веры.
Презентация по МХК на тему «Тень как символ в искусстве»
В XVIII веке во Франции тень начинает «заявлять о себе» как
о самостоятельном жанре под названием «силуэт».
Министр финансов при дворе Людовика XV Этьен де Силуэтт был очень
экономным по своей натуре и безрезультатно пытался пресечь
расточительность королевского двора. Стены своего замка он предпочитал
украшать не дорогими картинами и гобеленами, а … тенями. Он подводил
гостя к стене и самолично обводил его профильную тень. Затем контур
закрашивал чёрной краской.
Со временем тени заполнили несколько залов. В замке Шатто-де-Берг
на Марне образовалась необычная портретная галерея, первый
и единственный в своём роде «музей теней».
Последователей у экономного портретиста осталось немало и по сей день,
ножницами вырезающих за считанные минуты профиль заказчика.
ОБРЕТЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Презентация по МХК на тему «Тень как символ в искусстве»
Мрачная эстетика 18-го
века
В XVIII в. в искусстве также
развивается эстетика мрачного
и зловещего мира. Тень начинает
играть действенную роль
в изображении в качестве
отрицательного, разрушительного
начала, что можно наблюдать
в произведениях Франсиско Гойи
(например, в картине «Двор
сумасшедшего дома»).
Писателей, художников (Г.В.
Тишбейна, Дж. Райта из Дерби и др.)
вдохновляет все неясное, тяжкое
и мрачное.
Презентация по МХК на тему «Тень как символ в искусстве»
От игр света к играм разума
Импрессионисты использовали
тень главным образом
с визуальной точки зрения.
Если в ранних работах Клода
Моне тени деревьев еще
изображены
черными, то позднее,
в картинах Альфреда Сислея и
Камиля Писсаро («Иней»,
1874 г.) тени становятся
цветными. Постепенно
их негативные значения
теряются.
Презентация по МХК на тему «Тень как символ в искусстве»
Тень метафизики
В творчестве Джорджо
де Кирико тень - это образ тьмы
ночи, тьмы навязчивых страхов,
тьмы душевной, ее поведение
непредсказуемо и неподвластно
законам перспективы.
Она возникает в картинах Кирико
немотивированно,
ниоткуда («Пророк», 1917).
В метафизическом мире
идеальных сущностей царит
вечный день.
Презентация по МХК на тему «Тень как символ в искусстве»
Тени реализма и сюрреализма
Во многих реалистических полотнах тень
возвращается к своему предназначению
и выражает мрачные настроения.
Кристиан Шад в «Портрете доктора
Хаустейна» (1928 г.) при помощи тени
изобразил сцену беседы, - визави героя
отражается на стене.
Самое большее значение тени придавали
сюрреалисты, объясняя своим интересом
к изображению снов и фантазий.
С. Дали, И. Танги, Р. Магритт, П.
Дельво прилагали усилия к тому, чтобы
изображения их фантазий казались более
реалистичными, чем сама реальность, для
чего тщательно выписывали каждую деталь
и неутомимо использовали тени.
Презентация по МХК на тему «Тень как символ в искусстве»
Тени реализма и сюрреализма
В реалистической живописи XX в.
активно использовалась способность
тени создавать настроение
вселенского одиночества (Э.
Хоппер, Р. Кент, Ф. Нуссбаум).
Король поп-арта Энди Уорхол
посвятил тени целую серию своих
произведений. В картине
«Тень» (1981 г.) он отделяет свой
имидж от тела.
В дальнейшем тень как
изобразительное средство в своем
творчестве использовали Э. Рушей, Г.
Рихтер и др.
Презентация по МХК на тему «Тень как символ в искусстве»
Тени реализма и сюрреализма
В картине российских
представителей contemporary
art Виталия Комара
и Александра Меламида
«Происхождение
социалистического
реализма» (1982−1983 гг.),
представлено ироничное
видение классического
мифа, связанное с традициями
социалистического реализма.
Презентация по МХК на тему «Тень как символ в искусстве»
Тени сегодняшнего дня
Излюбленная тема греческого
художника Теодосио Ауреа -
красота и изящество
женского тела.
различный мусор).
Сегодня создание работ
посредством тени довольно
популярно. Причем предметы,
отбрасывающие тень, как
правило, не имеет никакого
отношения к тому, что
получается в результате.
Для создания своих
произведений художники
месяцами включают
и выключают свет, передвигают
простые материалы
(бумагу, дерево, алюминий,
Презентация по МХК на тему «Тень как символ в искусстве»
Тени
сегодняшн
его дня
Р. Флоро передал в
своей работе «Се
человек? Или Тень?»
переживания человека,
лишенного целостност
и.
Презентация по МХК на тему «Тень как символ в искусстве»
Герой британского скульптора и
дизайнера как бы поделен на две
части: одна — тот, кем
он является, другая — тот, кем
он мог бы быть. Казалось бы, высокая
фигура обязана отбрасывать тень,
но она рыхла, расплывчата, а из спины
персонажа торчат темные иглы.
Главное же в скульптуре — то, что обе
части сводит именно тень — черная дор
Тени сегодняшнего дня
ожка.
Так, например, в руках
художника потаенное
делается очевидным.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.