Борисов-Мусатов
Виктор Эльпидифорович
(1870 – 1905) русский художник
Родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 в семье железнодорожного служащего.
Художественное образование получил в 1890-е годы в студии Саратовского общества изящных искусств, Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Академии художеств у П.П.Чистякова, а также в студии Ф.Кормона в Париже.
С 1898 жил преимущественно в Саратове (летом в имениях Слепцовка или Зубриловка Саратовской губернии), а с 1903 – в Подольске и Тарусе. Испытал большое влияние Пьера Пюви де Шаванна.
Главным мотивом Борисова-Мусатова стали «дворянские гнезда», мир старинных усадеб, преображенный – благодаря музыкальной ритмике линий и композиций, зыбкому мареву колорита – в поле волшебных видений и грез.
Лелея эффект «иного мира», проступающего сквозь парковые пейзажи, художник в большинстве случаев работал акварелью, темперой или пастелью, добиваясь особого рода имматериальности красочного слоя.
Фигуры в его картинах («Гобелен», 1901; «Водоем», 1902; «Призраки», 1903; «Изумрудное ожерелье», 1903 – 1904) – даже тогда, когда они очевидно натурны (своих героинь мастер обычно писал с сестры и жены), – несут в себе оттенок поэтически-печальной потусторонности.
Писал также и «чистые», безлюдные пейзажи, полные задумчивого лиризма («Осенняя песнь», 1905). Его мечта о фресках (цикл эскизов на тему времен года, 1904 –1905; все картины в Третьяковской галерее, Москва) так и осталась неосуществленной.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Осенняя песнь, 1905 Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов
Весна,1898 –1901
Холст, масло
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов
Дама в голубом,1904 – 1905
Бумага, акварель, белила
Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
Виктор Борисов-Мусатов – фанатичный поклонник женщин, любивший все красивое, стройное, изысканное.
Отличительной чертой его произведений и является исключительное, почти елейное очарование женственностью.
Сам он еще ребенком, в двух- летнем возрасте, упал со скамейки, сделался горбуном на всю жизнь, вот поэтому ему так хотелось спрятать собственный облик, свою жизнь и свое несчастье от других.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов Портрет Надежды Юрьевны Станюкович
В.Э. Борисов-Мусатов вошел в русское искусство в 1890-е годы. Это была эпоха лихорадочных метаний и исканий, время энергичной борьбы многих художественных школ и направлений, время насыщения живописи движением, светом, воздухом.
Барон Н.Н. Врангель отмечал, что в начале XX века с его бурями и грозами выявились мечтатели, которые облекли свои грезы в изысканный наряд "исторического быта". Думая о прошлом, они часто закрывали глаза на действительность, потому что их грезы любили только то, что исчезло, умерло или оставалось разрушенным и обветшалым, – все, что составляло достояние и красоту другого времени и другой культуры (например, художники А. Бенуа, Н. Рерих, Л. Бакст и др.).
Виктор Эльпидифорович Виктор Эльпидифорович
Борисов-Мусатов Борисов-Мусатов Дама в кресле-качалке Девушка в ожерелье
Вершиной творчества мастера явилась картина «Водоем» (1902), созданная в один из самых счастливых периодов его жизни: девушка, которую он любил давно, дала согласие на брак и стала его невестой.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Водоём, 1902
Картина кажется застывшей музыкой, да и вообще почти все его полотна – это красочные симфонии (бледно-лиловые, голубые, ярко-зеленые и желтые тона). В этом произведении мечта художника выкристаллизовалась и застыла, навсегда превратив "Водоем" в классический шедевр русской живописной школы.
"Водоем" стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. Для самого В.Э. Борисова-Мусатова эта картина тоже стала главной, наполненной тонким лирическим чувством, одновременно как монументально-декоративной, так и поэтически-реальной.
Суеверно утаив в свое время от друзей и близких людей замысел этого полотна, художник посвятил в него только своих сестру и невесту. Впоследствии он признавался ей:
"Эту картину я напишу или сейчас, или никогда... Ведь после начнется другая жизнь. Всё меня захватит, вероятно, в другой форме. И я хочу, чтобы слава этой картины... была твоим свадебным подарком".
"Водоем" произвел огромное впечатление на современников, поразил художников и всех любителей искусства проникновенной поэзией и новизной своего живописно-обобщенного решения. Картина эта прекрасна своими бархатными красками, сказочной живописью неба, листвы, воды. Синее платье сидящей девушки, этот яркий и чистый цвет – самый насыщенный и наиболее звонкий – определяет цветовой строй всего произведения.
Список использованных источников
• http://www.museum-online.ru/
• http://nearyou.ru/
• http://www.silverage.ru/
Презентация подготовлена ученицей 11 «Б»
Гимназии №405
Поморцевой Ксенией
Преподаватель:
Дудкина Наталия Всеволодовна
Санкт-Петербург, 2009
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.