Урок обществознания в 7 классе
Раздел «Человек и природа»
Используемые технологии:
Полифокусного видения объекта
Критичекого мышления
Тип/вид урока: Основной.
Урок-практикум.
Организация: Класс объединяется в группы «ученых», выполняет задания в рабочих листах, анализируя пакет документов.
Общество
Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая различные способы формы объединения и способы взаимодействия людей.
****
Все человечество в прошлом, настоящем и будущем
Совокупность людей, объединенных для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой либо деятельности
****
Определенный этап в развитии человечества
Общество = люди + взаимодействие +отношения
Этап II: Целеполагание
Тема: «Человек и природа»
Цель:Определить место человека в природе.
Задачи:Ответить на вопрос: «Человек- венец природы» или «Человек- часть природы»?, проанализировав отношения человека и природы с разных позиций
1) Истории
2) Географии
3) Науки и техник
4) Биологии
5) Права
6) Экологии
Представление человека о природе
Исторический период | Сущность представлений о природе |
Античность | Человек- неотъемлемая часть природы. Идеал – жизнь в согласии с природой |
Средневековье | Природа- нечто более низкое, чем человек, поскольку только он наделе божественным началом- душой. Природа нередко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть и подчинить. Тело- греховно, как и вся природа. |
Возрождение | Природа- источник радости и наслаждения |
Новое время | Природа- объект интенсивной преобразовательной деятельности, кладовая, из которой человек может черпать все необходимое без меры и счета |
Современность |
Природа- уникальный, целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Необходимы партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы.
Группа «Географы»Классификация природных ресурсов (по степени истощаемости)
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Неисчерпаемые
Исчерпаемые
Солнечная энергия, энергия ветра, приливов,
Вода, воздух
возобновляемые
невозобновляемые
Флора, фауна, плодородие почв, пресная вода, воздух
Полезные ископаемые
Группа «Биологи»
Эволюционные процессы,
Присходившие в различные
геологические периоды, привели к
существенным изменениям
видового состава обитателей
Земли
Под воздействием активной
деятельности человеческого
общества биологические ресурсы
утрачиваются быстрее
В ближайшие 20-30 лет под угрозой
исчезновения будет находиться
~25% всех видов Земли (известно
до 1,5 млн. видов)
«Черная книга»
Морская корова
Основные причины утраты биологического разнообразия
Нарушение среды обитания
Промысловая охота
Интродукция чуждых видов
Прямое уничтожение с целью защиты сельскохозяйственной продукции
Случайное (непреднамеренное) уничтожение
Загрязнение окружающей среды
Природа
Действуют слепые, бессознательные силы
Действуют люди, одаренные сознание и имеющие цели
Общество
ВЗАИМОСВЯЗЬ
Гармоничная
Конфликтная
Чем выше уровень развития общества, тем меньше зависимость человека от природы и выше уровень воздействия человека на природу.
НЕЛЬЗЯ ТРЕБОВАТЬ ОТ ПРИРОДЫ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОНА МОЖЕТ ДАТЬ!
Три правила экологической морали:
1. Я лично несу ответственность за сохранение природы.
2. Я не причиню зла живому: цветку, дереву, птице, животному. И, конечно, человеку.
3. Я помогу любой жизни, которой смогу помочь,- цветку, дереву, птице, животному. Даже человеку.
«Культура – есть вторая природа». (Немецкий философ Гегель (1770-1831))
- «Наша земля – это большая проселочная дорога, а мы, люди, - путники». (Немецкий поэт и публицист Генрих Гейне(1797-1856)).
- «Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала – он ее переделывает». (Французский писатель Анатоль Франс (1844-1924)).
- «В обществе каждый человек – камешек в мозаичном узоре». (Французский писатель Никола Себастиан Шамфор (1741-1794)).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.