Психика (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении, деятельности регулятивную функцию.
Структура психики человека
Психика человека представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. Основным свойством психики является ее системность, целостность и нерасчлененность.
Психика как система обладает определенной организацией. В ней выделяют психические процессы, психические свойства и психические состояния.
Психические процессы — это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Они подразделяются на познавательные, регулятивные и коммуникативные процессы.
человеческой
человеческой
Структура
Структура
психики
психики
Учитель истории и обществознания
МБОУ Юрьевской СШ
Клочков Николай Владимирович.
Цели и задачи урока:
Цели и задачи урока:
• Усвоить основные понятия урока;
Усвоить основные понятия урока;
• Продолжить формирование умений и навыков
Продолжить формирование умений и навыков
аналитической работы учащихся с источниками
аналитической работы учащихся с источниками
информации, способствовать выработке навыков
информации, способствовать выработке навыков
исследовательской работы.
исследовательской работы.
• Способствовать социальной адаптации учащихся.
Способствовать социальной адаптации учащихся.
Мы все – рабы того
Мы все – рабы того
лучшего, что внутри
лучшего, что внутри
нас, и того худшего,
нас, и того худшего,
что снаружи.
что снаружи.
Бернард Шоу
Бернард Шоу
Этапы эволюции
Этапы эволюции
человека
человека
Культурный
(социальный)
40 тыс. лет назад
Ощущения, восприятие,
эмоции, память
Биологический
2,5 млн. назад
Прямохождение, развитой мозг,
язык, сознание, овладение орудиями
Труда.
homohabilis
Культура
homosapiens
Психика
Психика
1. Совокупность душевных
процессов и явлений (ощущения,
восприятия, эмоции, память и
т.д.)
2. Свойство высокоорганизованной
материи
3. ОСОБАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ПОЯВЛЯЮЩАЯСЯ
НА ОПРЕДЕЛЕННОЙ СТУПЕНИ
БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
Психика Сознание
Сознание
Психика
++
++
++
Отличия человека от животного
Отличия человека от животного
Человек
Изменяет и преобразует природу, создавая
жилище, орудия труда и т. п., тем самым
создавая свою собственную окружающую
среду
Изменяет окружающий мир не
только по своим физическим
потребностям, но и по законам
познания мира, красоты, на основе
духовных и интеллектуальных
потребностей
Как существо универсальное
способен действовать и
производить по меркам любого
биологического вида
Имеет две программы развития:
биологическую (инстинкты) и социальную
Жизнедеятельность предметна и
целенаправленна, так как обладает
сознанием
Животное
Использует то, что есть в
окружающей среде,
приспосабливаясь к ней
Изменяет мир, ориентируясь
на удовлетворение исключительно
физических потребностей
Не может преодолеть свою видовую
ограниченность
Существование определяется
только инстинктами
Животное тождественно своей
жизнедеятельности
Сознание
Сознание
это продукт эволюции
это продукт эволюции
человека,
человека,
это свойство
это свойство
высокоорганизованной
высокоорганизованной
человеческого мозга
материи человеческого мозга
материи
отражать объективную
отражать объективную
реальность посредством
реальность посредством
идеальных образов
идеальных образов
Свойства человеческого
Свойства человеческого
сознания
сознания
носитель, оно не может быть ничьим);
• субъективность (у сознания всегда есть
• предметность (оно не может быть пустым,
• интенциональностъ (сознание всегда
бессодержательным);
направлено на какой-нибудь объект, причем
эта направленность носит избирательный
характер. В одном и том же объекте разные
люди отмечают - фиксируют - различные
признаки);
• объективируемость (о чем действительно
думает человек, созерцая объект, мы не
можем знать - наша речь не всегда адекватна
отражению объекта в человеческом мозге)
ФРЕЙД
Зигмунд
(1856—1939)
ии
З гмунд Фрейд (нем. Sigmund Freud —
Зигмунд Фройд, полное имя Сигизмунд
Шломо Фрейд, нем. Sigismund Schlomo
Freud; 6 мая 1856, Фрайберг, Австро
Венгрия (ныне Пршибор, Чехия) — 23
сентября 1939, Лондон) — австрийский
психолог, психиатр и невролог,
основатель психоаналитической школы —
терапевтического направления в
психологии, постулирующего теорию,
согласно которой невротические
расстройства человека вызваны
многокомплексным взаимоотношением
бессознательных и сознательных
процессов.
Сущность психоанализа 3игмунда Фрейда
Сущность психоанализа 3игмунда Фрейда
Подсознание (Оно):
• биологические потребности(сексуальные желания,
интимные побуждения, потребность в пище, защите от
холода)
•вытесненные желания (нереализовавшиеся мечты,
безответная любовь, затаенная обида)
•природные запасы души.
Правит подсознанием
принцип удовольствия
Сознание или «Я» (Ego) –
Сознание или «Я» (
Ego) – управляет
управляет
контактами с внешним миром.
контактами с внешним миром.
логика, мышление, принятие
логика, мышление, принятие
решений.
решений.
цензура
цензура
Сознанием управляет принцип
Сознанием управляет принцип
реальности
реальности
Сверхсознание – «сверх – Я»
Сверхсознание – «сверх – Я»
- культурные нормы, правила,
культурные нормы, правила,
требования, запреты, законы
требования, запреты, законы
- среда обитания нравственных
среда обитания нравственных
чувств
чувств
Сверхсознанием управляет
Сверхсознанием управляет
принцип морали.
принцип морали.
Элементы человеческой психики.
• Инстинкты –
неконтролируемые
действия,
заданные
природой.
Потребности – малоуправляемые
побудители действий
.
Привычки –автоматические,
Привычки –автоматические,
неосознанные действия
неосознанные действия
МОТИВЫ – осмысленные
МОТИВЫ – осмысленные
побудители к действию.
побудители к действию.
Чувства – переживания
Чувства – переживания
человеком своего ощущения
человеком своего ощущения
к тому, что он познает или
к тому, что он познает или
делает
делает
Чувства
Чувства
Моральные – долг,
ответственность
Интеллектуальные –
мысли,
деятельность
человека
Эстетические –
красота,
искусство
Рассудок – способность
Рассудок – способность
человека к индукции и
человека к индукции и
дедукции
дедукции
Индукция
От частного к общему
Дедукция
От общего к частному
РАЗУМ- высшее
РАЗУМ- высшее
проявление
проявление
человеческой
человеческой
психики и сознания,
психики и сознания,
умение находить
умение находить
оригинальные
оригинальные
неожиданной
неожиданной
решения в
решения в
ситуации..
ситуации
Защитные механизмы
• репрессия (подавление) из памяти вытесняются
неприятные и несовместимые с моралью события;
• регрессия возвращение к более ранним стадиям
жизни, позволяющим взрослым вести себя как дети;
• формирование противоположной реакции
замена неприемлемой реакции на противоположную;
• проекция попытка приписать подавляемые
импульсы и намерения другому лицу;
• вымещение переориентация импульса или
чувства на другой, безопасный или более доступный
объект;
• рационализация придумывание убедительных
аргументов для неприемлемых действий и мыслей.
ДУХ – наши устремления
ДУХ – наши устремления
и верования.
и верования.
Деятельность – внутренняя (психическая) и
Деятельность – внутренняя (психическая) и
внешняя (физическая) активность человека,
внешняя (физическая) активность человека,
регулируемая сознанием.
регулируемая сознанием.
Деятельность
ЦЕЛЬ
СРЕДСТВА
ДЕЙСТВИЯ
РЕЗУЛЬТАТ
Виды человеческой
деятельности:
познавательная деятельность,
ценностноориентировочная
деятельность,
прогностическая деятельность,
материательнопроизводственная
деятельность,
социальнопреобразовательная
деятельность.
«Жизнь и деятельность столь же
тесно соединены
между собою, как пламя и свет»
Ф. Н. Глинка (17861880), русский
поэт.
Итог урока:
Итог урока:
Динамизм эпохи и новая структура общества привели к тому, что у
современного человека “список проблем” становится все длиннее:
гиподинамия, избыток информации, недостаток эмоциональных
контактов, большой процент суицида среди молодежи, алкоголизм,
наркомания, психические заболевания и т.д. И везде, в любых
условиях человек должен уметь адаптироваться, уметь работать
наилучшим образом. Это возможно только при условии, если
личность прилагает усилия в целях постоянного
самосовершенствования, самопрограммирования, самоорганизации.